Всех с началом первой осенней недели! И хотя приход нового сезона зачастую принято открывать чем-то новым анализом костюмов новой героини “Игры престолов”, например, у меня еще с прошлой недели осталось невыполненным “костюмное” обещание, которое сейчас самое время выполнить.
Так, в прошлый понедельник мы с вами разбирались с
типажом актрисы Натали Дормер, воплощающей в "Игре престолов" Маргери Тирелл (а вот
здесь мы подробно обсуждали ее костюмы). Особенности типажа сообщают внешности Дормер определенный “заряд”, которой явно влияет и не её амплуа - образы, которые именно в такой физической “оболочке” будут выглядеть максимально убедительными.
Что интересно, в контексте стиля реальных людей это работает аналогичным образом - определенные характеристики, энергетика внешности, личный “заряд” создают для конкретной внешности своеобразное “стильное амплуа”, личную предрасположенность к определенному стилю (одному или несколькими), к образам, в которых ему или ей удается максимально эффективно заявить о себе посредством одежды. Поэтому эту тему мне особенно интересно продолжить. И сегодня, в продолжение предыдущих постов, на минутку отойдем от "Игры престолов" и рассмотрим образ героини (которую не так давно воплощала на экране и Натали Дормер), до сих пор являющейся одним из интереснейших женских персонажей для экранно-стильных интерпретаций.
Это героиня, у которой на экране есть множество разных лиц, так что и здесь она может легко составить конкуренцию своему легендарному партнеру... Думаю, многие уже догадались, что анализировать сегодня я буду образы Ирэн Адлер - сильной, независимой, авантюрной, которую на экране воплощало немало актрис разных типажей, с разным "зарядом", требущих разного стилистического подхода. Логично, что у каждой из них получилась своя Ирэн Адлер, но вот какая из них была "настоящей" и самой убедительной? Сегодня будем разбираться в этом, обратившись к трем последним воплощениям этой героини:
Неослабевающий интерес к образу Ирэн Адлер легко объяснить тем, что что воплощает этот персонаж: независимость, интеллект, авантюризм, харизма, уверенность в себе и сексуальная свобода. Эти качества, во времена Конан Дойля отмечающие особу, сильно опередившую свое время, не потеряли притягательность и актуальность сегодня, т.к. делают женщину равной соперницей в мире мужчин, не подчиняющейся и обладающей силой. А кому не интересно взглянуть, как выглядит такая женщина, и какой она выбирает стиль, чтобы подчеркнуть это?!! Правда, как мы увидим далее, не все воплощения Ирэн равнозначны, и разные типаж, энергетика, стиль указывают, что у каждой из них свой [разный] источник харизмы и силы.
Начнем мы с первой “виновницы” этого торжества - Ирэн Адлер, воплощенной Натали Дормер в одной из современных интерпретаций историй о Холмсе ("Элементарно").
В лице Дормер, с его подчеркнутой асимметрией, сочетаются тонкость/легкость черт (они как будто "написаны" на лице тонкой кистью, легкими штрихами) и определенная заостренность, что придает актрисе сходство с хищным зверьком вроде куницы или горностая и заставляет при взгляде на нее приписывать хитрость, изворотливость, манипулятивность. Учитывая же, что свой интеллект Ирэн Адлер зачастую использует для достижения своих (далеко не всегда легальных) целей, подобный выбор [актрисы] кажется вполне логичным. Плюс, подобная внешность (благодаря тонкости/легкости черт) не производит впечатление заведомо агрессивной и жесткой, в своем натуральном виде это "хищность light", что удачно с учетом развития сюжета, когда из свободной и авантюрной особы Ирэн превращается в преступницу со стажем. И эти метаморфозы отражают её костюмы.
По сути, сложно сказать, что у этой Ирэн Адлер есть свой ярко выраженный стиль - её наряды и "оформление" внешности в целом отражают больше подобраны под контекст сцены, развитие сюжета, нежели под саму героиню. Так, сначала мы встречаем "светлую" и "безопасную" женственную Ирэн, возлюбленную главного героя. Поэтому в её образах доминируют светлые тона, мягкие фактуры, облик смягчен женственно распущенными волосами.
А вот с точки зрения стиля эти образы скорее нейтральны, о характере, темпераменте, личной истории своей хозяйки они не говорят практически ничего: здесь нет ни откровенной сексуальности, ни подчеркнутой интеллектуальности/"сложности" персонажа. И в этом [пока что] суть этой Ирэн - никто не знает, кто она есть на самом деле (и возможно, именно в этом источник её силы). *По сути, этот подход во многом похож на то впечатление, которое производит стандартный классический деловой костюм, призванный скорее визуально "скрыть" особенность своего хозяина, нежели подчернуть их.
А вот дальше, как это предполагает сюжет, Ирэн оказывается на "темной" стороне баррикады, так что из образа исчезают и светлые тона и мягкость в виде романтично завитых волос. Появляются более плотные/жесткие материалы (вместо шелковых блуз костюмная ткань и кожа), появляются острые углы, которые должны отразить проявившуюся в героине жесткость, агрессивность:
Вплоть до образа в откровенно армейском стиле, чья гармония с подобным типажом, возможно, вопросительна (согласитесь, что доминирует в этом образе именно военная куртка, а не лицо/фигура актрисы), однако это соответствует сюжетной линии. А еще подобный выбор подчеркивает, что для этой Ирэн Адлер источник силы в буквальном равенстве с мужчинами - в таком виде она, пожалуй, наименее женственная/сексапильная Ирэн, но вместе с этим наиболее активная, независимая, сильная.
С другой стороны, располагай к этому сюжет, из Натали Дормер могла бы получится отличная Ирэн-femme fatale - с более явной женственной энергетикой, но при этом не менее сильная и харизматичная. Следующие образы как раз в таком ключе, но уже построенные с учетом внешности самой актрисы (*здесь уже не солируют отдельно взятые вещи, не доминируют над внешностью):
Так, здесь тоже нет романтично распущенных волос - собранная прическа и макияж подчеркивают и усиливают свойственную лицу хищность куницы. При этом нет доминирования откровенно мужских вещей. И мне особенно нравится идея совместить подобную внешность с фактурой рептилии - получается удачное усиление "хищницы" другим хищником.
И явной противоположностью этой Ирэн оказывается другая экранная интерпретация образа мисс Адлер:
Выбором для этой роли актрисы Рэйчел МакАдамс, обладательницы откровенно мягкого женствено-романтичного типажа, может показаться весьма неочевидным. Ведь при подобной мягкости, свойственной как чертам лица, так и силуэту (ибо даже при общей стройности фигура остается плавной, не имеет острых углов и прямых линий) в облике доминирует женственный (“инь”) заряд, противоположный мужской резкости, агрессии и силе. Создать в таком случае при помощи одежды и аксессуаров образ откровенно "мужской" сильный/жесткий также сложно, как и образ femme fatale - пронзительный и драматичный (этому способствуют высокий контраст и/или резкость и острота линий, отсутствующие в облике актрисы). Поэтому художники по костюмам обратились здесь к иному решению (к чему располают и сюжет фильма, и временной период).
Так, вместо того, чтобы пытаться уменьшить мягкость и романтичность типажа МакАдамс, её подчеркивают, почти гипертрофируют: за счет плавных линий и подчеркнуто округлых форм (от шляп и рукавов до пышных юбок), за счет откровенно женственного силуэта, за счет цветовой гаммы и мягких материалов.
Кажется, что в качестве вдохновения художники выбрали розу - цветок с откровенной женской энергетикой, так что большинство нарядов Ирэн-МакАдамс в буквальном смысле имеют с ней сходство.
Здесь и пышность, и округлость форм (причем, не только одежды и аксессуаров, но и прически), и подчеркнуто насыщенные “женские” цвета (*заметьте, что зачастую это оттенки розового, а не агрессивного/драматичного красного). Даже отделка нарядов имеет сходство с женственной розой и её лепестками. Так что не случайно в одном из первых кадров героиня появляетсяс букетом алых роз - они символизируют её саму, ультра-женственную Ирэн Адлер.
Такую женственность уже сложно назвать слабой - она яркая, насыщенная, сочная. Именно в этом источник силы и харизмы этой Ирэн - она не стремится подражать и копировать своих соперником мужчин, т.к. в этом она им все равно уступает. Подтверждение тому можно увидеть и в стильном/сарториальном контексте, ибо для обладательницы подобного типажа откровенно мужская одежда создает контраст, который часто "ослабляя" облик - мягкая внешность теряется на таком фоне.
*Это, кстати, одна из причин, почем у откровенно “мягким” девушкам зачастую сложно подобрать удачный деловой костюм, т.к. классический мужской крой предполагает более прямойо силуэт, преобладание прямых линий.
Выгодный же контраст женского и мужского, к контексте такого романтично-женственного типажа работает именно на усиление этого заряда (а не наоборот) - и в верно подобранной одежде "a-la мужская" такая девушка будет казаться еще более женственной и плавной, а не жесткой и агрессивной:
В результате, Ирэн-МакАдамс получается наиболее женственной, то также и наиболее "безопасной" и податливой, не представлющей настоящей угрозы для мужчины, все-таки больше походящей на его подругу, нежели соперницу. Чего не скажешь о последней на сегодня Ирэн Адлер в интерпретации Лары Пулвер.
Здесь более сухое телосложение, острое и хищное лицо (более резкие черты, нежели у Натали Дормер) и повышенный контраст цветов внешности способствуют созданию образа женщины-доминатрикса, стремящейся не просто играть в мужские игры, но и подавлять в них.
И если в случае Ирэн-Дормер мы видим обращение к мужскому стилю, в конце-концов "затирающему" саму женщину, то здесь мы имеем дело с женственностью, но более жесткой и агрессивной, в соответствии с чем и подобран стиль этой Ирэн.
Её силуэты четкие, более жесткие/структурированные, в которых доминируют прямые линии и углы (но не слепо имитирующие мужскую одежду). Отсутствие цвета делает образы более холодными, неприступными. Интересно также, что “публичные” образы этой версии Ирэн строгие, сдержанные, в том числе за счет того, что практически не открывают кожу (без декольте, длина, закрывающая колено), плюс, эта Ирэн всегда "в полном макияже" и не появляется с распущенными волосами. Все это лишь подчеркивает её “силовой” подход к собственной женственности и сексуальности - она не заманивает, она сама охотница и хищница.
В отличие от женственно-романтичной Ирэн-МакАдамс, для которой пышные a-la растрепанные кудри - еще один инструмент подчеркнуть женственность, усиливая этим свою энергетику и подчеркивая харизму, эту Ирэн-Пулвер с распущенными волосами мы видим едва ли не один раз - как исключение, подчеркивающее правило (*и нужно отметить, что в таком виде внешность Пулвер явно проигрывает):
И вместе с этим интимные образы Ирэн либо по-мужски прямолинейны (как знаменитый “наряд”, состоящий исключительно из черных “шпилек” с алой подошвой и алой помады), либо драматичны. Причем, драматичным такой образ делает именно сочетание с внешностью (на более мягкой женщине подобного рода струящаяся материя и кружево выглядели бы уже совсем по-другому).
и не случайно в этом образе появляется цвет - зеленый, символизирующий змеиный соблазн, а также деньги (как отражение деятельности этой Ирэн - "госпожи на час")
Таким образом, обращаясь к еще одному типажу и стилю, мы получаем еще одну версию Ирэн Адлер - уверенную в себе по-мужски, но играющую по-женски.
И на этом у меня сегодня все. Правда, остается вопрос: а кто для вас лучшая версия Ирэн Адлер?
п.с.
для всех, еще не начавших беспокоиться, очередной "костюмный" разбор героини "Игры престолов" выйдет на этой неделе чуть позже, так что stay tuned :)