Почти что месяц назад подошел к концу один, из самых, пожалуй, масштабных проектов моего блога -
анализ образов и костюмов персонажей Mad Men, длившийся без малого два года. Так что немудрено, что после этого "костюмным понедельникам" понадобилась небольшая передышка. Однако сегодня новое начало недели, отпуск закончился, проект возвращается, да еще и в обновленном (улучшенном, конечно же) формате, который, как я надеюсь, сделает новые костюмные разборы не только интересными, но даже полезными.
На прошлой неделе я уже начала
разговор, как работа художника по костюмам может быть созвучна работе имидж-мейкера / стилиста, о чем еще будет самостоятельное продолжение. Одна в дополнение к этому я решила также добавить этот аспект и в публикуемые здесь костюмные разборы. Другими словами, [когда это релевантно] попробуем посмотреть на образы кино-персонажей не только в контексе сценария, но и через призму особенностей типажа, "заряда" внешности / её мотива - т.е. тех параметров, которые и в настоящей жизни могут быть актуальны при выборе наряда.
Но не буду больше тянуть с предисловием, т.к. вам наверняка не терпится узнать, в компании каких персонажей пройдут оставшиеся понедельники этого лета (и скорее всего не только лета, учитывая тот объем "материалов", которым обеспечила нас команда невероятно талантливых художнов по костюмам). Итак, на этот раз я выбрала сериал, не ограниченный ни реальностью происходящего, ни необходимостью быть исторически точным, т.к. без этих ограничений костюмы каждого из героев могут стать максимально "разговорчивыми", и это особенно интересно. Уже догадались, о чем я?...
"Игра престолов" - пожалуй, самый масштабный телевизионный проект последних лет, в том числе и с точки зрения костюмов, в котором заняты поистине мастера своего дела, включая экспертов по вышивке, тканям, оружию, прическам - все под чутким руководством одной талантливой женщины Мишель Клэптон. Объем и качество работы не может не поражать, ибо в "Игре престолов" тщательнейшим образом одевают не только главных героем, но и многочисленных участников массовки - и практически ни один костюм не похож на другой, рассказывающий историю своего персонажа.
На этом этапе я сосредоточусь на образах главных героев (а точнее, героинь), чьи костюмы отражают не только личные качества, темперамент, характер, но и то как на протяжении фильма меняются некоторые из них, порой фактически превращаясь в нового человека, требующего новый стиль и новый образ, соответственно. Плюс, я я уже пообещала, мы посмотрим, какие из "костюмно-экранных" приемов могут быть актуальны для настоящих людей, что (и как) может быть применено в реальной гардеробной действительности.
А начнем (как подсказывает иллюстрация) с одной из главных героинь, чьи личные перемены также оказались наиболее радикальны, а потому костюмы - настоящая биография, летопись её личного роста.
Итак, Дейнерис Таргариен - юная принцесса и наследница одной из самых древних и когда-то самой влиятельной династии в вымышленном мире "Игры престолов". Правда, родилась и выросла она в изгнании, под влиянием своих покровителей и старшего брата, а потому не имея понятия, что означает быть сильной, влиятельной и властной. Её наряды на этом этапе в точности отражают это.
В контексте фильма.
Первый образ Дейнерис: нежно-розовое платье с отрытой спиной, удерживающееся благодаря шнурам кулиски; платье из мягкого материала, благодаря чему силуэт получается неструктурированный, почти расплывчатый - впечатление, усиливающееся распущенными мягкими волосами.
Пожалуй, главаная цель этого наряда - показать, насколько слабой и зависимой является Дейнерис. Нежно-розовый цвет её платья, символ нежности, феминности, хрупкости, подчеркивающий, что она - не более, чем слабая женщина в мире, где доминируют мужчины. Неструктурированный силуэт платья и распущенные мягкие волосы усиливают впечатление, как бы подчеркивая, что пока у героини нет внутреннего стержня, она мягкая и податливая, из неё можно лепить любую фигуру. И не случайны в образе завязки-шнурки, похожие на веревки, которыми связана героиня - она не свободна в своем выборе, не может принимать самостоятельных решений.
И еще интересный момент: это платье Дейнерис очень похоже на те платья, которые носят женщины в королевской столице. Но!.. Это женщины вполне определенного положения: служанки, проститутки, другими словами, те, кто в глазах окружающих воспринимается исключительно как тело, и ценится разве что за внешность:
Точно такое же отношение, несмотря на благородное происхождение, получает и юная Дейнерис, т.к. даже родной брат видит в ней свою собственность, не зря форма горловины у этих платьев на поминает ошейник.
И к Дейнерис действительно относятся как к товару, который стремятся продать подороже - её предлагают в качестве жены вождю кочевников-варваров. А для этого устраиваются "смотрины". На Дейнерис для этого надевают соответствующий наряд - еще одно светлое неструктурированное платье из такого тонкого материала, что оно кажется прозрачным. Главный художник по костюмам Мишель Клэптон в одном их своих интервью отметила, что оснорвной целью этого костюма было создать имитацию обнаженности, подчеркнуть, что на этом этапе в Дейнерис видят лишь привлекательное женское тело:
Как и предыдущий наряд, этот образ подчеркивает зависимость героини, т.к. её слово не имеет никакого веса. Для сравнения посмотрите на наряды окружающих её мужчин (брата и покровителя), которые и совершают "сделку":
Оба они в одежде из плотных тканей, как бы подчеркивающих, что у них есть власть и сила. Плюс, металлические детали (пряжки, пояса) как бы заземляют каждого из них, подчеркивая вес, значимость в отличие от воздушной Дейнерис. Последняя в своем полупрозрачном платье выглядит скорее обнаженной, нежели одетой, что приближает её скорее к охранникам-рабам (тоже полу-обнаженным и не имеющим права на собственную волю), нежели к свободному члену могущественной династии.
Здесь же художники по костюмам не забыли о деталях, которые, конечно же, имеют смысл. Так, посмотрите на воротник у брата Дейнерис - он как будто декорирован чешуей. И не случайно. Символ их династии - дракон, поэтому брат героини, считая себя главой, "сыном дракона", стремится подчеркнуть эту связь в своем костюме.
В образе самой Дейнерис тоже присутствуют драконы - булавки на плечах, как будто единственное, что удерживает на ней тонкое платье. И опять же не случайно, т.к. мы еще увидим далее, что настоящая связь с прошлым, когда ее предки управляли живыми драконами, есть именно у Дейнерис. И именно эта связь в ближайшем будущем сделает её по-настоящему сильной:
И еще один интересный момент и пример приема "предсказания", который иногда используется художниками по костюмам. Платье Дейнерис на смотринах (равно как и её свадебный наряд) не просто светлое, но оттенка, который можно сравнить с цветом Луны и лунного камня:
Это решение и находка главного художника по костюмам Мишель Клэптон, которая, по её собственным словам, хотела таким образом "предсказать", что в грядущем браке Дейнерис её воинственный супруг будет называть её не иначе, как "Луна моей жизни". И это подводит нас к моменту бракосочетания и анализу свадебного наряда.
С одной стороны свадебный наряд это еще одно светлое и очень открытое платье с мягким и слабоструктурированным силуэтом, что снова символизирует уже упомянутые мотивы: мягкость, податливость, зависимость, отсутствие силы. Ремни-завязки, удерживающие платье на шее Дейнерис, контрастируют с мягкой тканью и на фоне нежной кожи и мягких волос опять же, скорее похожи на ремни ошейника. Похожее впечатление производит и форма лифа, вызывающая ассоциации с бондажом, напоминает связанность - впечатление, которое усиливает общая мягкость внешности Дейнерис:
Об этом наряде сама Мишель Клэптон сказала, что хотела уподобить героиню упаковке подарка, ведь Дейнерис здесь - фактически товар, дар, который преподносят вождю кочевников в обмен на его поддержку.
С целью подчеркуть этот факт, в образе также присутствуют металлические браслеты, напоминающие кандалы.
*И не случайно именно этот наряд, изначально бывший символом её несвободы, Дейнерис наденет, когда примет одно из своих самостоятельных судьбоносных решений. Тогда, будучи внутренне свободной, она наденет платье уже без сковывающих её браслетов:
Кроме того, стоит отметить сходство свадебного платья с греческим нарядом, что добавляет еще один смысловой пласт, подчеркивая изначальное неравенство союза Дейнерис и вождя кочевников.
Помимо контраста силы и слабости, женственности и мужественности, костюмы демонстируют её и культурное неравенство этих героев: Дейнерис происходит из древней королевской семьи, славящейся в том числе обладанием тайных знаний, в то время как её новый супруг - кочевник, практически варвар. Наряды подчеркивают эту разницу - как между образованными и утонченными эллинами и варварами, сильно от них отстающими.
В контексте типажа и стиля. Создать такой нежный и мягкий образ художникам по костюмам несомненно помог типаж актрисы, играющей Дейнерис (Эмилия Кларк), т.к. девушка от прирроды обладает очень мягкой фактурой: округлыми и чертами лица и плавными очертаниями фигуры, так что и при общей стройнойсти актрисы её тело выглядит мягким, не мускулистым и не сухим/угловатым.
Усиливает впечатление мягкости светлота внешности и низкий контраст - в частности, благодаря парику из светлых и мягких "льняных" волос и имитирующему естественность макияжу. Из-за этого создается впечатление, что внешность актрисы как будто "нарисована" мягкими и легкими штрихами, без "нажима", как на полотнах пре-рафаэлитов, чьи образы и ассоциируются с податливой и романтичной феминностью:
Дополнительно подчеркивает эту мягкость внешность супруга Дейнерис, часто оказывающегося с ней в одном карде. Его типаж подобран так, чтобы быть полной её противоположнстью - с крепким и мускулистым телом, резкими и угловатыми чертами лица, что дополнительно подчеркивается макияжем, формой бровей и бороды:
В результате она - воплощение женственного инь-заряда и связаных с этим ассоциаций, он - воплощение мужественного ян-заряда. Плюс, его внешность выглядит темной и экзотической, опять же, чтобы сделать для зрителя разницу их происхождения более очевидной. Это, кстати, используются и в fashion editorials, практически идентичные приемы:
Но вернемся к типажу Эмилии Кларк и её образам в ипостаси Дейнерис. Податливость, зависимость и беззащитность являются основными мотивами на данном этапе. Создать такое впечатление при подобной внешности достаточно легко, т.к. подобный типаж изначально обладает сильным феминным зарядом, и созвучные ему мотивы - "естественный" макияж, светлые тона в одежде, монохромность образа, мягкость и гладкость материалов, отсутствие четкости силуэта (в том числе в прическе "au naturel") создают усилением подобного подобным.
Это в отличие других, более крепких / атлетичных женских типажей, в контексте которых похожие приемы будут иметь иной эффект, и схожий образ выглядит по-другому. Взять, для примера образ "a-la греческая богиня", являющийся основой свадебного наряда Дейнерис. Так, на более крепком, отзывчивом к спорту телу, при более резких чертах, подобный наряд "наполняется" иным посылом - вместо мягкой Афродиты это может быть крепкая Афина, стремительная Артемида или уверенная в себе Гера. Браслеты, сковывающие мягкое тело могут придавать большую крепость телу атлетичному, как и "связывающая" и подавляющая нашу героиню геометрия наряда в другом случае может выглядеть укрепляющей.
И это ведет нас к самому интересному вопросу в контексте подобного типажа: как можно визуально усилить/укрепить такой образ? Как бы могла выглядеть юная Деренис в этой сарториальной реальности, более независимая и современная? Ответ - в создании баланса цвета, четкости/плотности, фактуры, деталей, как будто мы заменяем только одну составляющую описанной "стильной формулы" на более сильную, и ровно до такой степени, чтобы не доходить до контраста в типажом. Давайте посмотрим на конкретные примеры:
"усиливающие" факторы в обоих случаях похожи:
не пушистые уложенные волосы,
более яркий макияж, повышающий контрастность лица,
"свободная" форма выреза и отсутствие "подавляющих" деталей (шнуров-веревок/браслетов)
здесь помимо укладки, придающей более четкую форму голове и повышающему контраст макияжу,
добавляются "усиливающие" образ аксессуары (не имеющие при этом подавляющего эффекта),
плюс, более плотная структура всех вещей, делающая образ более защищеным, плотным, устойчивым
(но ровно настолько, чтобы сохранить мягкость, не выглядеть как защитная броня)
и еще один похожий пример, но с несколько иным балансом:
прическа и макияж близки к au naturel, плюс, сохраняются светлота, однотонность, низкий котраст, поэтому для "усиления" образа используются более плотные/крепкие фактуры
На этом у меня сегодня все, хотя это только начало, и продолжение последует всего через неделю, уже в ближайший понедельник, который я сама уже жду с нетерпением! Надеюсь, что вы тоже!