Те из вас, кто давно читает мой блог, наверняка обратили внимание, что обзорам модных коллекций и сезонных трендов (которых здесь практически нет) я предпочитаю анализ кино-костюмов. Так как работа [хорошего] художника по костюмам, на мой взгляд, имеет очень много общего с работой [хорошего] имидж-мейкера/стилиста. Ведь и тот, и другой не просто подбирают привлекательный и/или модный наряд, в конечном счете перед обоими похожая - посредством одежды создать целостный образ, при помощи фасона, фактуры, цветов отобразить личность.
Естественно, это не отменяет влияние и роль моды, с которой, если задуматься, у кинематографа долгий и сложный роман, на протяжении которого они регулярно взаимовдохновляют друг друга.
после выхода на экраны в 1963 "Клеопатры", костюмы, создававшие образ Элизабет Тейлор в одночасье стали не просто вдохновением в мире моды, но превратились в тренд
"Великий Гэтсби" - отличный пример круговорота тренда на экране и в моде:
от легендарной верси 1974-го года, вдохновляющей модные коллекции вплоть до современных, как Ralph Lauren 2012,
выпущенной как раз в преддверии новой версии фильма, чьи костюмы, кстати, создавал другой модный дом Prada
И все-таки, моде гораздо сложнее дать ответ, когда речь заходит о создании целостного живого образа. В модной реальности, где "главным героем" является наряд, конкретная коллекция или сезонный тренд фокусируются не на человеке, а на определенной концепции/идее, в то время как работа художника по костюмам ставит в центр именно персонаж - его характер, темперамент, внешность. Поэтому здесь внимание уделяется не вещам как таковым (что можно наблюдать на подиуме / в глянцевом развороте / на витрине) , а их взаимодействию с внешностью героя, его мимикой, жестами. В связи с чем вещи не используются as is, но адаптируются, дополняются. И если на подиуме они говорят за самих себя, но на экране (и в жизни) они превращаются в еще один "канал трансляции" от имени того, кто их носит:
коллекция Gucci 2011 и образ Беделии дю Морье (Джиллиан Андерсон)
в 3-м сезоне сериала "Ганнибал"
И чем изящнее “костюмный” результат, позволяющий внимательному зрителю в полной мере раскрыть для себя героя, его порой не очевидные на первый взгляд черты, амбиции, страхи, мотивы, тем больше вдохновляет работа художников по костюмам. И тем более вдохновляющими кажутся мне “костюмные” приемы для работы с реальным людьми, ведь каждый из нас ведет свой диалог с окружающим миром, и далеко не всегда словами.
Естественно, не все работы художников по костюмам одинаково применимы к жизни (в частности исторические или фантазии, хотя даже здесь можно найти определенные приемы, которые человек в поисках своего стиля или стилист, может взять на заметку). Плюс, у художника по костюмам есть несколько серьезных преимуществ. Главное из которых - ему известно будущее! Т.е. сценарий. Художник по костюмам знает наверняка не только характер своего героя, но и то, что за время фильма с ним произойдет, а также как будет выглядеть окружение и костюмы других персонажей. Поэтому образы каждого из героев подбираются еще и с учетом этих динамик. Так что продуманные костюмы способны вести на экране диалоги не менее содержательные, чем ведут герои на словах.
"Аббатсво Даунтон"
"Бойцовский клуб"
*здесь разные стили, разные эпохи, и все-таки посмотрите, как цвет и фактура женских костюмов в обоих случаях отражает динамику отношений между героиней и мужскими персонажами, подчеркивая, какой видят эту женщину герои (и зрители).
А вот в реальной жизни ни у стилиста, ни у клиента нет ни тайного знания, ни предсказательского дара. Кроме редких случаев вроде торжества с дресс-кодом или семейной / групповой фото-съемки, но это лишь исключения, подтверждающихе правило. Поэтому построение концепции личного стиля действительно очень личный процесс, где вся “стильная пляска” идет вокруг одного “героя”.
И еще один момент это образ жизни настоящий людей, сильно отличающийся от жизни вымышленных персонажей. Последние умеют не только долго и быстро бежать, будучи ранеными или спрыгнув с 5-го этажа, но и целый день ходить на шпильках или в открытых платьях на морозе. Реальность оказывается менее милосердной, заставляя подбирать стиль и строить гардероб для куда менее идеального мира. Подробнее об этому - в следующем посте.
И все-таки часть экранных приемов однозначно применима в реальной жизни. И после такого длинного предисловия давайте посмотрим, какие именно.
В-первую очередь это работа с цветом. В жизни и на экране цвет (и сочетание цветов) - это, пожалуй, самый понятный из визуальных "языков", посредством которого можно передать настроение или подчеркнуть характер. Это делает его одним из основных инструментов, используемых в "костюмной" реальности, и применимых в реальной жизни.
красный оттенок запекшейся крови как символ бунтарства
vs. серый классичесского костюма
ярко-алый для femme fatale
vs. нежно-розовый, символизирующий мягкую женственность и материнство
Естественно, в реальности посыл будет не такой односложный, как зачастую на экране. Однако взгляд на цвет как на инструмент самовыражения, однозначно может сделать конкретный гардероб более характерным и "говорящим". Более того, сегодня я бы сказала, что это более верный подход к работе с теорией цветотипов (*если интересно, то можно сделать отдельный пост на тему). Тогда определение цветотипа и "сезонной" палитры это первый шаг. За которым следует “кастомизация” - в зависимости от характера, темперамента, пожеланий и/или выбранного вектора стиля, из общей палитры можно выбрать именно ведущие цвета, причем, не только одежды, но и волос, макияжа.
Т.е. теория цветотипов не теряет свою актуальность, т.к. все еще дает решение - как выбрать самые подходящие, наилучшие для внешности цвета. Но меняется перспектива - общая "сезонная" цветовая палитра это диапазон опций, в рамках которой есть более "страстные" и активные цвета, а есть более нежные и мягкие. Так что две Осени или две Весны, получив одну и ту же палитру, могут созадать асболютно разные образы на её основе. Что, кстати, используется актерами, готовящимися к разным ролям.
для персонажей с разными характерами в исполнении Эми Адамс,
актрисе не только подобрали гардероб в разной цветовой гамме, но и изменили оттенок волос,
сделав её в первом случае откровенно "весенней", в во втором - ближе к "осенней" внешности
Фактуры и рисунки на ткани - следующий “слой” образа, т.е. еще один инструмент, используемый на экране и применимый в жизни. Здесь можно остановится на базовом уровне, используя символичное и самое популярное значение принта или определенной фактуры.
четыре примера использования животного принта "женщины-хищницы",
но при этом в каждом случае взаимодействие принта с внешностью, а также контекст меняют посыл образа:
- при "тропической" внешности Хэлли Берри получается образ уверенной в себе, соблазнительной
и даже агрессивной "кошки";
- при классической европейской внешности Гвинет Пэлтроу (плюс, контекст фильма), получается
образ женщины, которая стремится выглядеть более холодной, неприступой, отчужденной;
- женственную и более "мягкую" Розамунд Пайк животный принт делает
более чувственной;
- а юную Кэрри Маллиган (опять же, с учетом контекста фильма) лишь элемент с животным принтом, еще не доминирующий в образ, превращает в юную "кошечку", которая только готовится выпустить коготки.
Работу с фактурами и с принтами можно взять и на новый уровень, но это будет требовать более активно использовать воображение, плюс, не всегда гарантирует, что ваш посыл будет однозначно всеми "прочитан" и понят, т.к. здесь работают ассоциации, а они могут быть разными, плюс - зависеть от контекста.
на что похож этот рисунок? - если вы, как и я, смотрите "Ганнибала",
то ассоциации у вас будут весьма однозначны, а вот поймут ли их остальные?...
два платья с почти идентичным мотивом, но на экране красная отделка символизирует потерю невинности,
в то время как на Анжелине Джоли такое сочетание можно читать как сдерживаемую чувственность, страстность, скрывающуюся под аристократичной сдержанностью
Еще один вариант работы с принтом в контексте личного стиля - выбрать для себя определенный мотив (фактуру или принт) и сделать это своим staple, симвлом - прием, который тоже можно порой наблюдать на экране.
Вопрос, правда, будет сводится к тому, насколько в современной жизни, за пределами родовых поместий и семейных гербов нам хочется себя подобным образом "клеймить" и "тэгить"... Хотя иногда можно найти очень интересные решения, очень точно отражающие человека (*в моей практике был случай, когда клиентка, в чьей внешности присутствовали экзотические восточные ноты, пожелала это подчеркнуть, и большую часть её образов мы строили на основе соответствующих рисунков).
Наконец, адаптация стиля конкретного персонажа под реального человека вряд ли можно считать "костюмным приемом", однако это интересная практика, которая для некоторых может стать ответом в поиске своего стиля. Правда, в этом случае важно учесть, что кроме внешнего сходства, с выбранным персонажем должно быть еще и сходство темперамента, характера, образа жизни - то, на основе чего художники по костюмам создавали его/её стиль изначально, как "внешнее продолжение внутреннего".
Самым удобным в этом случае является многосерийный фильм, когда персонаж нуждается в большом количестве костюмов. В этом случае проще всего уловить основные принципы, на основе которых художник по костюмам строит образы героя. Знание и понимание таких стилевых принципы (и почему это подходит именно вам) оказывается значительно практичнее, нежели ориентация на конкретные наряды, т.к. в этом случае будет куда проще поддерживать стиль на протяжении времени (пока не меняетесь вы сами), адаптируя его под изменения времени и модных трендов.
Здесь, однако, есть оговорки (из собственной практики): настоящие люди (в отличие от персонажей) обычно более сложносочиненные и комплексные, так что мне самой редко удается светсти концепцию стиля клиента всего лишь к одному персонажу. Значительно чаще концепция складывается из нескольких образов. И в этом случае встает практическая задача - интеграция этих нескольких образов в один гардероб, который, помимо всего прочего, хочется сделать максимально комбинаторным, так, чтобы капсулы, вдохновленные стилем разных персонажей были между собой связаны, позволяя использовать некоторые общие элементы. Однако, это тема отдельного поста, и продолжение, я обещаю, очень скоро последует! А на сегодня у меня все, надеюсь, было интересно.