Итак, мы снова в столице Аргентины, и, как было обещанно в
предыдущем посте, продолжаем разбираться в переменных, составляющих концепцию аргентинского стиля. На этот раз (в отличие от
Майами и
Эквадора) мне особенно повезло - в Буэнос-Айресе времени у меня было значительно больше, и, пользуясь этим, я решила, что к собственным наблюдениям было бы здорово добавить еще и мнения местных профессионалов. Именно с этой целью разлетелись письма по электронным адресам самых популярных дизайнеров Аргентины. К приятному удивлению, всего за несколько дней мой календарь был заполнен чередой многообещающих тет-а-тет с привилегией задавать любые, интересующие меня (надеюсь, и вас) стильно-модные вопросы. Какие же страшные тайны о работе дизайнера, аргентинках и аргентинском стиле (и есть таковой вообще) открылись мне на этих интервью - сегодня как раз об этом!
новая коллекция Джессики Тросман,
представленная в её студии в Буэнос Айресе
Из всех интервью я выбрлала три, что были для меня наиболее интересны. Джессика Тросман, Сессилия Гадеа и Марианна Даппиано - три женщины, три основательницы успешных брендов, три разных взгляда на ведение бизнеса, на стиль и моду. А есть ли у них что-то общее?
С Джессикой Тросман - едва ли не единственным аргентинским дизайнером, показывающей свои коллекции на неделях моды в Европе и Нью-Йорке - мы встретились в её студии, находящейся (к моему первичному удивлению) далеко и от трендового центра Палермо Сохо, и от состоятельно-аристократичной Реколеты, так что никаких элитных ресторанов, магазинов или хипстерских кафе вы не найдете в радиусе по крайней мере километра. Однако нескольких первых минут в компании самой Джессики и её работ достаточно, чтобы понять, почему все именно так устроенно.
Джессика Тросман в своей студии
фото
отсюда Во-первых, дизайнер, чьи коллекции летят сегодня из Буэнос-Айреса к заказчикам во всему миру от Токио до Милана, как шеф с мишленовской звездой, за которого говорят его критики, его репутация и его работа. И приобретение подобной дизайнерской вещи, как и поход в мишленовский ресторан (нередко располагающийся вовсе не в центре), требует от клиента усилие.
Правда, что-то подсказывает мне, что не будь у Джессики мирового признания, она бы все равно все делала именно так и никак иначе. Потому как, по собственному признанию, в работе она руководствуется в первую очередь интуицией, а саму себя видит при этом главной клиенткой и...музой: "Я создаю те вещи, носить которые мне самой будет приятно и интересно".
Однако у такого индивидуализма есть и обратная сторона. Какой предстает современная женщина в коллекциях Тросман, весьма далеко от взгляда на женственность по версии большинства аргентинок. Джессику это не удивляет - как говорит она сама, сегодняшние аргентинки существенно отстают от актуальных трендов, продолжая ориентироваться на традиционные понятия о красоте, элегантности и женственности*.
*Связано это, во-первых, с традиционным социальным укладом, т.к. и в 21-м веке многие аргентинцы не хотят отказываться от того, как жили их разбогатевшие европейские деды: консьерж, служанка, приходящий повар - работа, не подходящая настоящей леди. Такая жизнь по понятиям прошлого века предполагает, что эти понятия сохранятся и в гардеробной.
**Вторая причина - в традиционной динамике полов, ибо аргентинские женщины все еще видят в своих мужчинах настоящего мачо, одновременно вслух жалуясь на это, но косвенно поддерживая. И лучше всего подобный тип мужчины реагирует на силуэт "песочные часы", длинные волосы и юбки/платья.
Так что аргентинок среди её клиенток совсем не много - большинство из них эстетику Тросман не понимает (чуть позже я получила подтверждение этому в беседе с несколькими аргентинками разных возрастов, назвавших вещи Тросман "не достаточно элегантными"). Зато её коллекции пользуются популярностью в Японии и в Европе, и это радует Джессику куда больше. Как говорит она сама: "Я не считаю себя исключительно аргентинским дизайнером и не стремлюсь создавать аргентинский стиль. Меня мало вдохновляют исторические или этнические мотивы. Я дизайнер. У меня аргентинское происхождение. Но работаю и творю я согласно своему внутреннему барабану. А где живут мои клиентки, не имеет значения - мне нравится идея работать глобально".
Свои надежды Джессика Тросман связывает с молодым поколением, считая молодых аргентинцев достаточно открытыми и способными на экспенименты. Но!..Только при условии, что в стране в ближайшее время улучшится экономическая обстановка, а также что Аргентина опять станет более открытой для международных интеракций. "Развивать стиль сложно без денег, но еще сложнее, без притока новых идей - и в обоих случаях в Аргентине сейчас дефицит, что не может не расстраивать".
***
В отличие от студии-мастерской Тросман, свою вторую героиню я встретила в самом сердце треднового района Буэнос-Айреса - Палермо. Именно здесь предпочитают делать покупки все модные портеньо, так что весьма логично расположиться здесь и коммерчески успешному и ориентированному в первую очередь на национальный рынок, бренду.
Мариана Даппиано перед показом своей коллекции
фото
отсюда Подобно Джессике Тросман, бренд Даппиано не вдохновлияется в своей работе этническими мотивами. Как говорит сама Мариана, свои коллекции она создает в первую очередь для современных аргентинских, и этника это совсем не часть их стиля.
Что, правда, не мешает дизайнеру наполнять свои коллекции яркими цветами и активными рисунками - аргентинским женщинам, судя по её словам, свойственна жажда жизни и энергичность. А еще она описывает аргентинок как особ весьма ассертивных и склонных к соперничеству. За что соперничают аргентинские женщины? Вовсе не за мужчин как вы, может быть, подумали, а за то, чтобы доказать товаркам, кто сильнее и успешнее в карьере.
одно из зданий в модном районе Палермо
коллекция Mariana Dappiano
Дальше мы много говорим о том, как строит свои коллекции коммерчески успешный и ориентированный на клиента бренд - что очень отличается от интуитивного подхода свободного художника. И здесь Мариана говорит о негативном сегодняшнем влиянии глобализации, "быстрых трендов" и "быстрой моды". "Личный стиль становится редкостью, - говорит мне она, - сегодня все хотят одно и то же. Или как показано в среднего уровня глянце." Так что даже в самой оригинальной коллекции вы можете найти повторяющиеся базовые вещи: еще одна вариация LBD, еще один вариант черных брюк и белой рубашки. Плюс, многие коллекции разделены по ценовой категории, чтобы привлечь максимум покупателей. Объемы продаж всегда был одним из показателей успеха бренда, и это, пожалуй, одна из самых сложных дилемм современной high-end индустрии - экслюзивность или массовость. Вопрос, особенно остро стоящий перед бутик-брендами с небольшим объемом производства.
И вместе мы приходим к выводу, что, как это не контроверсально, решение для подобных брендов может прийти именно от доступного и разнообразного масс-маркета, предлагающего молодому поколению доступную по цене и "быструю" современную моду. Благодаря этому будут подросткам будут доступны модные эксперименты и поиск себя. И спустя несколько лет, high-end бренды смогут получить клиентов, успевших изучить себя, знающих свое направление и готовых теперь платить за его достойное воплощение в реальность. В таком случае и дизайнеру не придется в каждой коллекции "стрелять во всех направлениях", сосредоточившись на одной теме.
***
Мой последний визит - в мастерскую, которую я с трудом нашла. И, как оказалось, это тоже своего рода подход дизайнера к видению себя и своего бренда, т.к. даже будучи регулярным гостем на Аргентинской Неделе Моды, чьи работы с завидной частотой появляются на страницах глянца, с клиентами Сессилия Гадеа предпочитает работать тет-а-тет, не стремясь ни к массовости, ни к захвату мира.
Сесилия Гадеа, фото
отсюда Сесилия Гадеа в первую очередь романтик, и наверное потому её вдохновение не связано ни с глобальными трендами, ни с требованиями масс клиентов, нет здесь и связи с историей / этникой пре-европейской Аргентины.
рабочий стол Сесилии с образцами для создания будущих материалов
Ее вдохновение - в лирических и мистических образах, в природе:
Ее политика - клиент приходит, потому что его внутренний мир созвучен внутреннему миру художника. Поэтому клиентки Сесилии - женщины, в первую очередь разделяющие её теорию красоты, вне зависимости от того, аргентинки они или нет. А еще в её коллекциях нет ни базовых, ни трендовых вещей. Как говорит сама Сесилия, её цель - создавать вещи "вне времени", такие, что выбранные правильной хозяйкой, они останутся актуальны и через пять, и через десять лет. И не потому, что это классика или безликий базовый элемент, а потому что это продолжение своей носительницы (которая свою актуальность не потеряет ;))
последняя коллекция в мастерской Сесилии Гадеа
коллекция Гадеа на Неделе Моды Буэнос-Айреся
фото
отсюда В своих коллекциях Сесилия создает не модный тренд, она создает образ. И наверное поэтому её творения можно описать как "долгую" моду - все вещи это ручная работа с огромным количеством деталей, начиная с создания материала. Так что часть платьев настолько сложные и одновременно хрупкие, что для того, чтобы надеть их, вам может понадобиться помощь.
Я, конечно же, не удержалась от примерки и признаюсь, что надевая подобную вещь, вдруг замечаешь, что и двигаешься, и чувствуешь семя немного по-другому - как будто вживаешься в заложенный в наряде образ. Здесь действительно перестает быть важным, откуда ты или на каком языке говоришь. Воистину, романтика с щепоткой мистики впридачу...
Итак, три дизайнера. Все три родились и выросли в Аргентине, все три называют сегодня Буэнос-Айрес своей мастерской и своим домом. И при этом три разных взгляда на моду и стиль, три совсем разных подхода. И ни одну из них нельзя назвать воплощением аргентинского стиля, заставляя задуматься - а есть ли вообще такое воплощение на самом деле? Или каждая из нас может, при желании, побыть чуть-чуть аргентинкой, и для каждой можно подобрать её аргентинское платье и аргентинский образ? Вы как думаете? *Особенно интересно мнение всех, танцующих аргентинское танго!