Продолжается мое кругосветное путешествие, а вместе с ним - новые впечатления, наблюдения и даже мини-открытия о стиле и красоте, об эстетике и моде.
Сегодня я снова приглашаю вас в экзотический Эквадор, в его высокогорную столицу Кито, на чьих улицах можно подсмотреть, как
история и культура страны отпечатались на современных людях - как повлияли на их понимание красоты и на то, "как сделать красиво".
Кито с первой встречи впечатлили меня...тем, насколько "выпавшей" из современно-модной реальности оказалась эквадорская столица. Но когда в течение следующих недель я начала потихоньку вникать, анализировать, присматриваться, то получила для себя неожиданно увлекательный урок, который преподнес мне этот "нестильный город".
Столица Эквадора полна интересных вещей, но не ищите на её улицах ни яркий личный стиль, ни интерпретации современных трендов.
Мода есть невероятно увлекательный феномен, ибо позволяет нам читать и видеть историю в том, как меняются геометрия и расцветка принтов, форма и длина юбок. Она же помогает понять, почему в тот или иной момент красивым / привлекательным считается именно то или это.
Есть лишь одна загводзка - чью историю отражает современная мода?
Ведь если задуматься, современную моду (20й век) практически полностью сформировали два игрока: Европа (и далеко не в равной степени все её страны) и США (где, если присмотреться, те же выходцы из Европы). Так что история, написанная на глянцевых страницах линиями силуэтов и принтов, это их история, история этой части "цивилизованного" мира.
И даже когда глобализация волной накрыла мир, а вместе с ним и мировые подиумы, часть правил и канонов красоты так и остались непоколебимы. Например, "высокий и стройный" вовсе не уступил место "низкому и плотному", и экзотическое вдохновение, привезенное из далеких (от Европы) стран зачастую подстраивается под рамки общепринятых правил. Так что современная мода вовсе не стала более интернациональной. Интернациональными стали те правила, которые в 20-ом веке сформировали её главные игроки, ориентируясь на собственные культуру и историю.
Конечно, не все так статично. И путешествуя, я вижу, как местная культура и традиция переплетаются с современным трендом, заставляя его мутировать и подстраиваться в той или иной мере. И чем сильнее традиция, чем ближе к корням, тем сложнее получаются у неё взаимоотношения с современной модой.
На этой ноте мы и вернемся в Эквадор...
Глобализация, а вместе с ней современная мода добрались сюда с серьезным опозданием, на что были исторические и политические причины. Признаюсь, что именно в Кито я окончательно убедилась, как тесно могут быть связаны между собой политика, история и мода.
Cмотрите на жителей Кито через призму одежды/стиля и она расскажет вам не меньше учебника по истории.
Первыми вы, скорее всего увидите их... Хотя бы потому, что привычному к "евростандарту" глазу их просто невозможно не заметить - эквадорцы, продолжающие и сегодня носить свой национальный костюм (или часть его), пускай и не каждый день и немного для привлечения туристов:
Коренные эквадорцы, чьи семьи и сегодня живут за городом, в деревнях, поддерживая традиционный образ жизни. И частью этой традиции является то, насколько живой остается травма, оставшаяся после колониализма. Для этих людей, чьих предков порабощали и уничтожали испанские конкистадоры, все, связанное с "цивилизацией белого человека" / "все европейское" вызывает скорее отторжение, нежели желание подражать, что распространяется в том числе на общий стиль из одежды.
*Интересно, что Европа и колониализм все-таки повлияли на эквадорский костюм:
Однако сегодня это та часть общества, которая меньше всего спешит меняться под влиянием глобальных трендов, доходящих и до Эквадора.
А вот представителей второго слоя вы будете видеть на улицах часто, а вот замечать будете гораздо реже. Потому что все это вы уже видели где-то и не один раз. В каком-нибудь удаленном от центра городке или поселке.
Это тоже кореные эквадорцы, но те, чья связь с традицией оказалась не столь сильна, а потому они двигаются вперед вслед за пришедшим в их страну прогрессом. Они живут в городе, имеют компьютер, сотовый телефон и, скорее всего, офисную или около-офисную работу. А если еще не они, то обязательно их дети. Это те, кто предназначен сформировать в Эквадоре средний класс.
И именно у этих эквадорцем самые непростые взаимоотношения со стилем и современной модой. Точнее, эти взаимоотношения слишком молоды, они лишь формируются сейчас и потребуется время, чтобы они развились и набрали силу. Путь этих людей от традиции к современности оказался слишком коротким - технология и современные тредны пришлю сюда слишком быстро, без подготовительного процесса. Так что играть по новым "модным" правилам эквадорцы оказались совсем неготовы.
Здесь и абсолютное несоответствие эквадорского типажа современным американским или европейским канонам. Кореная эквадорская женщина невысока, коренаста, обладает типичным "яблочным" типом фигуры и чертами лица, не встречающимися в Европе. И все, что содзает "белая" индустрия, будет для подобного типажа по меньшей мере не самым удачным выбором в одежде.
Столетие никто не прививал этим женщинам и мужчинам "модно-стильные" правила - опять же, "цивилизованно"-европейские. Правильно это или нет - вопрос полу-политический и отдельный. Однако учиться этим современным эквадорцем приходится практически "с чистого листа", путем собственных проб и ошибок.
в качестве подтверждения - эквадорский сеньор,
чей однобортный пиджак застегнут на обе пуговицы
А это может быть непростой задачей без проводников в образе современных дизайнеров Эквадора, связанных с внешним миром, а также местных брендов и модной индустрии, понимающих местную специфику в целом. В Кито сегодня не найти международные "народные" бренды (вроде Zara или H&M), что делает доступ к современным тенденциям и моде вообще далеко не общедоступным. А значит, эти эксперименты займут еще больше времени, ведь сначала придется понять правила и включиться в общую глобальную "игру в моду", после чего выводить собственные интерпретации, формировать личный стиль на этом фоне.
А еще, как и других сферах, изолированность и недоступность вызывают обычно голод. И этим эквадорский полу-средний класс напомнил мне пост-советские времена в начале 90х, когда было почти обсессивным увлечение всем западным и жажда этим обладать. И где долгий дефицит заставил многих из нас ценить количество превыше качества на десятилетие вперед. И сегодня можно наблюдать, как эта история повторяется теперь уже в Кито, среди полу-среднего. И не только в одежде.
Уже не раз я писала о том, что взаимоотношения с гардеробом похожи на взаимоотношения с содержимым тарелки. Склонность к гастрономической эстетике, к изысканной кухне зачастую предполагает соответствующие взаимоотношения с одеждой, модой, стилем (посмотрите на Францию, Италию, Японию, например). А вот в Эквадоре все основано на простоте, дешевизне еды и количестве. Сахар здесь добавляют даже в свежевыжатый сок, и никто не откажет себе в еще одной порции взбитых сливок или пироженом с жирным кремом - доступное дешевое счастье, которое сегодня может себе купить любой эквадорец:
Поэтому городские улицы здесь полны людей в далеко не самой качественной и часто несколько устаревшей одежде, копирующей не последние тренды или модный авангард, но подражающей, как это в свое время делали многие из нас, Америке 90х.
И наконец, есть еще третий тип - люди, с которыми вы вряд ли столкнетесь на улице. Вы можете встретить их в ресторане или кафе [с современным "западным" интерьером], которые немало в новых и дорогих районах. Первое, что бросится вам в глаза, это отличие их фигур и лиц от коренных эквадорцев. Ответ прост: перед вами - потомки европейцев. Их предки сначала покорили Эквадор, потом сами его отвоевали у Европы (*борьба за независимость велась здесь не коренными индейцами, а все теми же аристократами-европейцами во главе с Боливаром), сохраняя себе страну, высшее положение в обществе и богатсво.
И хотя на словах эти люди будут говорить вам о своем коренном происхождении и близости к indigenous people, между ними и последними поистине сохранилась пропасть. Этот слой общества богат, хорошо образован и все еще чувствует необходимость сохранять дистанцию от остальных - посредством хорошо охраняемых домов, больших и дорогих машин (я поначалу очень удивлялась количеству джипов на городских дорогах) и статусной/брендовой современной одежды. Это, правда, делает их выбор зачастую более осторожным и консервативным.
И хотя откровенный fashion forward в Эквадоре мне так и неудалось наблюдать, увиденного хватило с лихвой, чтобы в новом контексте посмотреть на современную моду и на личный стиль. И даже найти для себя вдохновение, хотя об этом уже в следующем посте - продолжение следует!...