Гадюка на лапах никогда не была хозяйственной девочкой. Хм, как-то странно звучит... Видимо, придется выбирать между "гадюкой" и "девочкой" для дальнейшего повествования. Впрочем зачем, если есть уникальное в безмноголикости местоимение "я"? Выбор сделан! Так вот.
Я, конечно, всегда ценила не только комфорт, но и уют. В уборках участвовала со всей ответственностью, но кухня вдохновляла только на то, чтобы посидеть попить чайку (чашек 6) за разговорами с мамой. Жажда кулинарных подвигов не обуревала, а увещевания мамы на тему того, что надо учиться готовить, встречались спазмом в желудке. Да, любимая детская отмазка от того, что не хотелось делать, звучала так: "Живота болит!" Даже сказка на грампластинке "Карлик Нос" при всей аппетитности повествования в описании блюд не могла обеспечить достаточного импульса для того, что бы я пошла на кухню с намерением приготовить хоть "что-то", если не "нечто". Возможно, тому "виной" бесподобные блюда моей мамы - я считала, что мне никогда так не приготовить, а если будет хоть чуточку хуже - продукты можно считать испорченными, а усилия тщетными и достойными лучшего применения. Да и наша прекрасная достаточно большая кухня, с сезонной сменой декораций играла свою роль. Мама у меня во всем доме Королева, но кухня - это святая святых и признает только одного священнослужителя. От одной мысли о том, что я тут буду вертеться вместо нее, прошибало в пот, начинали дрожать руки и колени. Нет, я решительно не могла преодолеть этот трепетный священный ужас перед своим возможным "осквернением". Мама досадовала, несколько раз попыталась заставить приготовить несколько конкретных блюд. Дни казни были зафиксированы в сухом остатке в свежезаведенном кулинарном блокноте, а мама поглядев на мое состояние при вполне удовлетворительном результате махнула рукой: "С голода не умрет точно".
Я вздохнула спокойно и продолжила если и участвовать в кулинарной жизни нашего дома, то только в порученных промежуточных операциях: при этом приготовление фарша и лепка пельменей - это было самое внятное, а помощь в сооружении холодного закусочного стола на праздники - вершина моих умений. Однако же, на радость маме, кулинарией я все же интересовалась. Пусть всегда потребительски и частенько теоритически, но всё же. Да и, видимо, повлияла детская страсть к красочным описаниям сказочных вкусностей. И как-то раз засела я за чтение одной из маминых кулинарных книг. Личный сборник в стиле печворк, хотя вернее и красивее сказать "рекле". Режь и клей, то есть. Ну, как "копипаст" теперь. Среди приклеенных на странички листочков были явно из одной серии, которые выбивались из общего стиля. Они не начинались перечнем ингредиентов с их весовым участием, после чего не перечислялась сухо и неинтересно очередность их соединения. Это были вырезки из какой-то старой газеты, которая радовала в те далекие времена своих читателей порциями из книги
"Русская кухня в изгнании" Вайля и Гениса. Господа присяжные, это ссылка для скачивания. Уверяю вас - ехать читать нужно, несмотря на то, что сохраняется вероятность того, что вы к ней отнесетесь иначе, чем я. Но я обожаю стиль, в котором столько иронии, вкусных подробностей, неожиданных сравнений, трескучих фраз! Да и отношение к кулинарии у меня оказалось весьма схожим.
Собственно, мы с
maddera уже договорились - с помощью этой книги нужно воспитывать правильное отношение людей к еде. Конечно, мы живем не для того, чтобы есть, но и сводить ущербному "есть, чтобы жить" - тоже ошибочно. В книге так и сказано: "Но если слегка исправить этот тусклый афоризм, можно сказать - чтобы хорошо жить, нужно хорошо есть". Съеденное с удовольствием - лучше усваивается кто бы что ни говорил в отношении того, что всё равно в желудке всё перемешается и потеряет форму, а закончится всё вообще унитазом. Так вот - не стоит себя считать живой наземной частью канализации, ведь понятно и так, что хорошая усвояемость не только в ежедневном стуле. Не офисном, разумеется. Но не будем о том, что не аппетитно. Вернемся к книге. Эх, в самом деле она написана так, что лучше не скажешь, а пересказывать как-то глупо. Ведь в книге дело даже не в рецептах, а тех воззреческих делах, что частенько порождают споры.
Например, касаемо женщин и кулинарии. Откровенно говоря, первая фраза поста далась мне без особых усилий хоть и с некоторым стыдом, но эти эмоции - облетевшие цветочки по сравнению с тем букетом чувств стыда и собственной ущербности, которые я испытывала ранее, когда приходилось признаваться в том, что я вообще не умею готовить. Тем не менее, уже перестало быть редкостью, что женщина заявляет с гордостью о том, что готовить она не умеет и, более того, учиться этому не собирается - ведь полно других более интеллектуальных занятий (но, конечно же, есть и другие женщины, которые любят и умеют готовить). Зато все больше мужчин постигают не только искусство приготовления шашлыка. Мой брат, например, очень даже не прочь приготовить что-нибудь: от плова до тортика, это при том, что он хирург и в добавок молодой отец - так что хоть времени, хоть сил у него не так много остается на готовку. Относительно этого феномена главу хоть целиком цитируй:
"Как известно, женщины не едят. Так только, поклюют что-нибудь. Конечно, им обидно тратить жизнь на эту прорву мужчину.
Весь XX век женщина требует, чтобы ее освободили от кухонного рабства - от чугунков, кастрюль, грязной посуды; от борщей, котлет, компотов; от буайбесов, омаров, пирожных безе; от голодного мужа, наконец. Добились, освободились, раскрепостились. Теперь домашнюю хозяйку можно увидеть только в музее, где она стоит между динозавром и первым аэропланом.
Но поскольку свято место пусто не будет (а кухня, несомненно, относится к таким местам), к плите стал мужчина. Сегодня никого не удивит женщина раввин, женщина футболист, женщина генерал. Но попробуйте найти в хорошем ресторане женщину повара!
Однако нельзя сказать, что мужчина и женщина поменялись местами. Они поменяли сами эти места. Если для женщины кухня - это ад, то для мужчины - храм. Женщина там трудилась, мужчина священнодействует. Для одних - рабство, для других - страсть.
Великое искусство заключается в том, чтобы избавиться от обязанностей. Женщины избавились от необходимости быть хорошей женой и теперь могут с легкой душой зарабатывать деньги, баллотироваться в президенты, изучать карате. Мужчины взвалили на свои плечи груз кулинарных знаний. Каждому - свое. И что поразительно, все довольны. Одни наслаждаются карьерой и полуголодным существованием, другие пишут поваренные книги. Самое интересное, что веками оплевываемый кухонный труд оказался не хуже любого другого. Даже лучше. Все дело в поэзии. <...>
Тут вопрос половой психологии. Женщина борщ готовит с внутренними, а иногда и наружными слезами. Для нее он символ векового рабства, и она варит его, оплакивая свое поруганное детство, утраченную юность, безвременную старость. К борщу ее приковывают цепи, и рано или поздно женщина решает, что ей нечего терять, кроме них. Мужчина подходит к борщу как дилетант, как любитель. Непрофессионалу свойственен творческий интерес к чужому делу. Поэтому борщ для мужчины связан с гордостью, а не с унижением."
(Дорогие дамы, отнеситесь к цитате с юмором, умоляю вас!) Конечно, у нас тут не глобальный переворот гендерных ролей. По счастью, есть женщины, которые готовят не только и даже не столько потому, что обязаны это делать отныне и во веки веков. Впрочем, спросите любую женщину, которая не любит готовить - она все равно ответит, что все довольны ее стряпней. И это будет правда. Но довольна ли она сама? Нет, не конечным результатом, а самим процессом? Можно ли найти вышеозначенную поэзию "скажем, в чистке картошки? Можно, если вы знаете, что каждое ваше движение осмысленный шаг в изготовлении кулинарного шедевра. Художники Ренессанса сами растирали краски. В этой механической процедуре они видели основу будущих «Джоконд». В гармонии, к которой стремится каждый повар, не может быть ничего лишнего, незначительного, скучного. То есть, вы режете не морковку, а создаете важный вкусовой и цветовой компонент борща."
То есть, кулинария - это вполне себе творческое занятие, где есть место самовыражению. Согласитесь, любой поход в гости с застольем - это всегда индивидуальная история дома этой семьи: наверняка блюда и стиль их подачи будет отличаться от того, который существует в вашем доме (если, конечно, не питаться одной водкой даже не закусывая). Да и в каждом доме не всегда одно и то же блюдо получается одинаковым по вкусу (и как это удается общепиту?)
"Домашней кухне свойственен произвол, волюнтаризм, случайность. Другими словами - вдохновение. Все здесь, как в пьесах Чехова, зависит от нюансов, полутонов, настроений. Даже элементарная яичница будет таять от нежности, если готовить ее на завтрак любимой женщине. И та же яичница превратится в сухую корку, если жарить ее для загостившегося родственника.
Ни в одном из благородных искусств, включая балет и словесность, нет такого простора для фантазий и вариаций, как в кулинарии. И ни одно из искусств так не располагает к самовыражению.
Кулинария вообще существует только в диалектическом синтезе - своего и чужого, разумного и доброго, старого и нового. К тому же, кулинария, оперирует исключительно вечными категориями. Ведь, что что, а есть человеку надо каждый день"...
Однако, есть у меня знакомая, которая готовит вдохновенно, на ее взгляд. На мой же придирчивый, уже при дегустации блюда становится понятно, что нарушена вся мыслимая и немыслимая технология, а ингредиенты явно закладывались в произвольном порядке и количестве. А ведь мама мне всегда говорила, что важна технология и пропорции, тщательность и аккуратность. Именно поэтому из дома в качестве приданного я забрала не книги рецептов, а кулинарные произведения Сахаровой, Похлебкина и Лазерсона. Гениса с Вайлем я уже сама раздобыла в электронном виде, где они уделяют внимание не только вдохновению, но и дисциплине:
"гастрономия, в отличие от других современных искусств, не терпит произвола. Существуют строгие законы, соответствия и правила. Это пусть себе авангардисты воюют с традиционными ценностями. Порядочный человек должен быть в меру консервативен. Во всяком случае за столом.
Культура еды говорит о человеке больше, чем эрудиция и умение пользоваться носовым платком.
Хорошая кухня требует законопослушания. Поэтому главное качество кулинара - не безудержная фантазия, а элементарная тщательность. Скажем, нельзя сварить хороший суп, если тщательно не снять с бульона пену. Да еще протереть стенки кастрюли бумажной салфеткой. Если оставить в картошке глазки, то блюдо будет отдавать сырой землей. Если одним ножом нарезать рыбу и мясо, то последнее будет испорчено окончательно. Если заварить чай перекипевшим кипятком, то получится горькая микстура..
Об этом забывают даже люди, гордящиеся любовью к эскарго и буйабесу. А ведь небрежность мстит за себя (не только на кухне).
Дисциплина не вяжется с обликом современника. Это немодная добродетель. Но благородное древнее гастрономическое искусство без дисциплины невозможно. Оно прививает нам уважение к мелочам, к порядку, даже к упорядоченности. (Говорят, в последнюю очередь разрушаются семьи, где каждый день варят суп).
Хорошая кухня - это борьба системы с аморфной стихией. Когда вы стоите у кастрюли с ложкой (обязательно деревянной!), пусть вас греет мысль, что вы один из солдат, воюющих с мировой анархией. Кухня, в каком то смысле передовая..."
Лично мне воевать претит - я очень даже мирное животное. Моя (условно моя) кухня для меня еще не храм. Она для меня - лаборатория. Я уже говорила о своем миролюбии, так что ни взрывов, ни зловещих бульканий и жидкостей ядовитых цветов вы там не обнаружите. Но для меня лично есть что-то в процессе готовки метафизическое. Когда сырой продукт проходя через кулинарную обработку меняет свой вид, вкус, а иногда и свойства, а будучи соединен с другими продуктами ставится вообще чем-то особым: он оставляет и свой вкус, и приобретает дополнительные нотки и сам обогащает все блюдо нужной текстурой и нюансом. Особый кайф - это суп, когда казалось бы то, что должно просто плавать в жидкости становится композицией, из которой нечего выкинуть, да и сама жидкость приобретает текстуру, бархатистость, связывая все ингредиенты, которые ее обогатили. А пряности! Мммммм, это тот акцент, которым не нужно пренебрегать. Добавить за несколько минут до готовности, закрыть крышку и укутать. Получается как раз та самая новая сущность-система, которая есть гораздо больше, чем тупая сумма ее элементов. Нет, господа присяжные, нет занятия более мистического, чем кулинария. А к мистике я склонна значительно больше, чем к войне. Тем более, если результаты моих свиданий с мистическими силами природы, оказываются на столе. Уже можете считать меня мещанкой с наклонностями ведьмы.
В общем, еще раз советую - читайте и не обижайтесь на авторов, не упрекайте их в кулинарном снобизме, иначе мне придется вам порекомендовать Похлебкина.
"Тайны хорошей кухни" хотя бы. Вот уж там, при всем моем уважении, снобизма полно. Но не больше, чем очень полезной и нужной информации. Там больше именно готовки, без отвлечений в социальную жизнь общества и утирания слез эмиграции. Так что эту книгу надо читать не для того чтобы посмеяться, а для того чтобы учиться со всей старательностью. А учиться есть чему. А для начала хотя бы прочесть. Возможно, это даже перевернет ваш взгляд на кулинарию и потянет вас на кулинарные подвиги. Тогда пожелаю вам благодарности тех, с кем вы делите трапезу, и чтобы в вашем доме не было вот такой картины:
"Главная сложность - чтобы едоки оказались за столом в единственно правильный момент. Обычно все происходит не так. Вы зовете семью. Семья отвечает: «Сейчас!», но никуда, конечно, не идет, занимаясь своими бессмысленными делами. Семья не идет даже туда, куда вы ее про себя посылаете. И уже ваш маленький кулинарный подвиг не доставляет радости, и всех членов семьи хочется убить, и фантазия разыгрывается от близости ножей и печи, но это уже совсем другая кухня..."