В пятой книге "Государства" Платона содержится описание полноценного евгенического проекта по выведению "выдающихся людей", по аналогии с выведением породам охотничьих собак и птиц. Лучшие по физическим и духовным качествам мужчины должны спариваться с лучшими женщинами, а худшие - с худшими, причем потомство последних следует отбраковывать.
Я являюсь большим противником далеко идущих исторических аналогий. И в то же время сравнивать, конечно же, любопытно и поучительно. Как, с одной стороны, "работает" евгеника у Платона, в контексте его архаичного кастового государства-утопии, построенного на метафизике "блага", и с другой стороны - как она "работает" у дарвиниста Гальтона в его антиметафизическом позитивистском государстве всеобщей пользы.
Т.е. "биология" для Платона (вспоним хотя бы его "эволюцию наоборот" в "Тимее") - это ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЕ, чем для ученых и общественных деятелей второй половины XIX века. То же самое можно сказать и про социум, про государство - это просто два разных мира. И в то же время при всей этой разнице появляется нечто общее - зоологический проект культивирования человеческой природы. Удивительно, конечно. Интересно, есть какие-нибудь дельные работы на эту тему?..
P.S. Вообще я склонен толковать Платона и в особенности ранний платонизм как этакую мутацию, извод пифагорейства (впрочем, позже у неоплатоников соответственно вылезает неопифагорейство). Учитывая биографию Платона и его концепции это в общем очевидно. "Государство философов" как пифагорейский идеал (пифагорейские секты пытались поставить под свой контроль некоторые италийские города), перевоплощение, мистика чисел и т.д. и т.п.
Хотя, конечно, это не просто заимствования, но достаточно стройная система. Философы, зная Благо, должны управлять гос-вом, чтобы уподоблять его по возможности Первообразу, поэты должны быть изгнаны, так как они отстоят от Блага на две ступени, ибо копируют не Идеи, но вещи этого мира, т.е. фактически занимаются подобиями подобий... Подходить к этому государству-утопии, подчиненному Благу, с позиций современного либерализма, как это делает, скажем, Поппер, несколько смешно.
Еще конечно несколько удивляет идея равноправия женщин, которую Платон настоятельно проводит в "Государстве". Она не очень вяжется с общей архаикой еего проекта. Хотя, возможно, в контексте греческого мира (превед, амазонки), практик каких-то тайных обществ женщина-воин и женщина-страж не выглядит чем-то удивительным.