алгоритм построения дерева целей

Apr 26, 2012 00:32


Готовлю сейчас много материалов по разным проектам для участников. Очень полезные советы от Александра Долгорукова для тех, кто занимается целеполаганием в своей компании. Правила и тонкости декомпозиции целей, так чтобы они стали реально продуманными.

1. Постановка цели. Вначале цель формулируется в виде нескольких предложений, которые отвечают на вопрос «Что?». Что мы увидим, когда цель будет достигнута: что собой будет представлять компания, что это будут за товары и услуги, что будут люди думать об этой компании и т.п. На этой стадии преждевременно придавать цели строгое определение. Поспешная конкретизация может спровоцировать  искаженные (и даже ложные) представления о целях. Здесь уместны такие логически оправданные приемы, как:


•       Остенсивные определения - это разъяснения слов или предложений путем непосредственного указания на предметы или ситуации, которые видятся в виде цели. Например, «Помнишь офис иностранной компании, в которой мы были, хочу, чтобы через два года мы имели  такой же».

•       Описание цели. С помощью этого приема производится определение существенных характеристик, которые будет иметь фирма по достижении целей. Например, «Мы будем реагировать на жалобы и рекламации в течение получаса», «У нас будет чисто как в аптеке». Важнее как можно богаче описать образ цели. Затем уже можно обдумать, какие признаки являются важными для будущего компании.

2. Определение цели. На втором этапе мы даем более четкое определение тому образу (представлению о цели), который мы набросали на первом шаге. Определение понятия цели поможет нам установить критерии, по которым в будущем можно будет убедиться, движемся мы к намеченной цели или нет и время, когда мы ее достигнем. Определение поможет нам также разобраться с теми ограничениями, которые, возможно, мы будем накладывать на наши цели. Из литературы по логике известны различные по своей жесткости способы определения понятий.

Определение через род и видовое отличие. То есть, мы должны взять род (множество целей, среди которых мы хотим видеть и свою цель) и, назвав видовое отличие (систему признаков, выделяющих нашу цель среди других) определить свою, единственную в своем роде, цель. В роли видовых отличий могут сочетаться различные особенности:

• Некоторые качества («атрибуты») нашей цели - это особенности, присущие нашей цели самой по себе безотносительно иных целей.

•  Некоторые свойства («реляции») нашей цели - это те особенности нашей цели, которые проявляются не сами по себе, а в отношении к целям других компаний («снижение издержек по поставкам основных материалов от партнеров, с которыми имеется долгосрочное сотрудничество»).

•  Генетические определения. В этих определениях в  роли видового отличия выступают источник происхождения или способ выработки цели. Например, «Мы предоставляем набор развлечений для наших клиентов, утвержденный  попечительским советом нашей гостиницы».

•  Операциональные определения. Это определения, которые указывают операции, с помощью которых можно узнать (проверить), достигли ли мы цели и насколько. Например, «Систематический опрос каждого десятого клиента нашей клиники должен давать стопроцентный положительный отзыв о нашей работе».

3. Декомпозиция цели. Стратегическая цель - это цель, которая отнесена по времени в достаточно отдаленное будущее и, как правило, существенно отличается от того, что мы имеем в настоящее время. Встает вопрос, какие события и состояния компании, а так же  ее элементов заполнят временное пространство между настоящим и будущим. Ответ на этот вопрос и дает декомпозиция стратегической цели на подцели.

Декомпозиция цели совершается в виде сложной классификации, которая допускает сочетание  двух видов операций над понятием, выражающим цель и полученным на предыдущих шагах. Эти операции определены ниже

•  Таксономическое деление понятия, выражающего цель. Данное логическое деление своим результатом имеет иерархию цели и подцелей, построенную на отношении «род-вид». Можно в качестве одной из характеристик стратегической цели взять «снижение издержек в течение года на 15%». Например, Вы имеете торговые точки в сельской местности и в городе, и для этих двух разных видов торговых точек надо выделить две подцели (см. Рис.1).



Рисунок 1. Декомпозиция стратегической цели с помощью таксономического деления

•  Мереологическое деление понятия, выражающего цель. Данное аналитическое деление своим результатом имеет отношение «часть-целое». Часто бывает так, что стратегическая цель представляет собой сложное понятие, в котором содержится многоаспектный набор существенных характеристик цели, и они обязательно должны быть отражены в подцелях, чтобы не быть утраченными. В таком случае требуется аналитическое расчленение будущего состояния компании, выраженного в цели. В нашем примере целым является «снижение издержек в городских торговых точках на 10%», а частями: «расширение площадей на 50%» и «оборудование складских помещений автоподъемниками» (рисунок 2).



Рисунок 2. Декомпозиция цели через мереологическое деление

Логическое и аналитическое деления должны соответствовать определенным требованиям:

•       Деление должно быть полным (адекватным), то есть в ходе деления должны быть названы все части (виды), которые в своей взаимосвязи составляют целостный предмет (класс).

•       Деление должно быть исключающим, то есть выделяемые в ходе его части (виды) не должны содержать в себе совместно принадлежащих им элементов (подвидов).

•       Деление должно производиться по одному основанию. Содержание высказывания о цели может быть сложным и допускает деления по любым существенным для анализа основаниям. Но избранное основание должно выдерживаться до конца и не подменяться в ходе деления другим.

•       Нельзя допускать «скачков» в делении, когда среди частей более крупного членения оказывается составная часть одной из них.

4.Формулирование ограничений. Это такие характеристики цели (состояния системы, способы поведения, типы отношений и т.п.), которые с точки зрения разработчиков целей не должны иметь место ни при каких обстоятельствах. Например, «В технологических решениях мы никогда не пойдем по чужим следам, даже если бы нам пришлось их прокладывать заново». Ограничения обычно, будучи принятыми, не подвергаются пересмотру, так как они часто связанны с ценностями людей, либо с ограничениями, которые накладываются обществом (например, национальные стандарты безопасности, экологические требования и т.п.).

5. Анализ вариантов. Когда первый набросок дерева целей приобрел более или менее законченный вид, необходимо проделать анализ вариантов достижения той или иной подцели. Если формулировка цели отвечает на вопрос «Что?», то варианты отвечают на вопрос «Как?». Чем  глубже мы продвигаемся в декомпозиции главной цели, тем яснее становится, что достичь тех или иных подцелей можно различными путями. Необходимо выбрать наилучшие и подумать о запасных вариантах. Практика работы с деревом целей в управленческом консультировании показывает, что высший персонал, не имеющий опыта стратегического управления, часто путает «подцели» и «варианты», что снижает качество проработок.

управление, цели, технологии

Previous post Next post
Up