Зарисовки с математической игротеки.
фотографий нет, увы! я без техники уже полгода.
мне очень повезло с местом и с соседством. Пятый этаж оказался относительно тихим, а Дима Якубов с опытами с жидкостями-рисом - очень интересным! Жаль, что мне не удалось услышать его рассказ целиком! А детям так понравились зависшие мыльные пузыри и газовый огнетушитель!
А я на этот раз вела станцию Сечения. В нашем распоряжении были замечательные Geometric solids и конусы, пирамиды, эллипсоид и цилиндр из пластилина. До задач на листочках руки дошли только у моих детей. Для нашей пятиклассницы одна из задач вызвала затруднение и не очень помогло даже разрезание реального кубика. Самое удивительное было, что, даже правильно проведя все линии сечения кубика, она не смогла заштриховать его.
Что такое сечения, понимали примерно 2/3 детей. Как обычно, путались, что называется фигурами, а как назвать "объемную фигуру".
Интересно было поиграть с ними. Даже разрезав, но не раздвинув еще части, не все могли сказать, что же за фигура прячется внутри.
В цилиндре находили круг и прямоугольник, с подсказкой - эллипс. Некоторые думали, что эллипс получится, если резать цилиндр вдоль, удивлялись, что там прямоугольник.
В кубе находили квадратное и прямоугольное сечение, треугольное - реже, шестиугольное сами не нашли.
В пирамиде находили треугольное и квадратное сечение.
В конусе - круглое, эллипс - с подсказкой, кто-то получил параболу.
После игротеки придумались задания для младших. Попробую слепить цилиндры различного сечения, можно угощать гостей "геометрической колбасой" или сделать картинки-аппликации. Потом уже нужно переходить к более сложным формам. Для удовольствия и удивления можно еще сделать что-то подобное калейдоскопу из пластики. Из пластилина получается не так четко, но можно попробовать!
Некоторые дети получали удовольствие просто от лепки. Когда я вернулась после перерыва, меня ждал сюрприз в виде замка с башней из пластилина, и как же хорошо смотрелась там налипшая крупная соль, которая упорно не желала показывать нам четкие сечения в наборе прозрачных кубиков!
Рисовать с детьми постарше тоже очень полезно. Была девочка, которой при мне папа растолковывал рисунок куба в аксонометрической проекции, а бедняжка не могла показать на прозрачном кубике, какие ребра она видит просто так, а какие - через стекло. Как было бы здорово, если бы она сама попыталась нарисовать этот куб!
Было еще много задумок, которые не удалось реализовать. т.к. свои дети в этот раз требовали внимания. Было ошибкой не взять им кого-то в компанию.
на будущее:
пластилин удачнее телесный мягкий, резать леской(струной). Напечатать образцы фигур, которые можно обнаружить внутри. Обязательно лепить, нужно почувствовать объем! Здель как раз подходит лепка из цветного пластилина в несколько цветов. Можно закручивать так, что получится спираль внутри. Потом - разрезать, чтобы увидеть скрытую красоту(можно расскаать о камнерезах), и только после этого - резать что-то абстрактное.
Соль в Solids использовать только мелкую, а сам набор хорош для рисования.
Придумывать задания для сопровождающих родителей.
Ну и не придумывать разные активности на одного ведущего одновременно. Про занятия с весами рассказать почти ничего не могу, кроме того, что в "двойной кубик", выданный Женей для сравнения объема, влезло 567? грамм гороха, гирек нам не хватило, пришлось добавить цилиндр, заполненный солью и взвешивать его отдельно. Такой двойной подсчет отнял у детей все силы, и сравнить с весом гороха в маленьком кубике они уже не смогли:( Объемы вообще инотересно сравнивать. Но для кубика это все-таки почти очевидно, а вот если взять пирамидки - то все становится интереснее! С весами часть детей поразвлекалась самостоятельно и вполне бескорыстно:)