Развлекать/увлекать vs развлекаться/увлекаться

Dec 09, 2010 15:49


(Урок второй)
Почитала тут позавчера ночью дискуссию о развлекательстве в работе учителя (тренера), развернувшуюся в небезызвестном журнале kapterev по горячим следам мастер-класса Нэнси от июля этого года (да, я тормоз) и имею вот что сказать.
По поводу того, что учитель не должен никого развлекать, даже не стану распространяться (см. тег). Это собственно то, что отличает его от тренера. Тренер развлекает. (Сие утверждение было подтверждено в первоисточнике в тот момент, когда слово "тренер" было подставлено к одному известному имени, носитель коего как раз таки занимается усиленным развлечением. Кстати, твоё имя тоже мелькнуло в комментариях - как пример учителя, стоящего в контро к развлекательной позиции.)
Ещё относительно тега (там же в комментариях было примерно сказано) - на самом деле суть не отдельно в учителе, а во взаимодействии его с учеником, и вот тут львиная на самом деле доля ответственности на ученике: учитель если и что-то должен, так только отвечать за себя и за то, что он даёт (ответственность такого рода, когда он может давать только реальность, только то, через что прошёл или идёт сам); ученик же должен в первую очередь самому себе, ответственность его такова, что если ему "скучно", то дело не в учителе, а в том, что ученик не хочет приложить усилий или, возможно, путь, предлагаемый учителем, ему вовсе не нужен. Тогда стоит уходить, но не обвиняя учителя в том, что он не возбудил в тебе достаточной мотивации, чтоб остаться. Ответственность ученика подвида "развлеки себя сам", тем более за свои деньги (деньги, кстати, если перед ними тоже есть какая-то ответственность, могут послужить неплохой мотивацией) - контр-утверждение к "развлекайте меня за мои деньги".
Кроме того, если мы оставляем за собой право не пожелать учиться у какого-то учителя, то мы должны также оставлять право за учителем не пожелать нас учить.

Собственно, к чему.
Недавно я ушла с одного тренинга. Я слегка подумывала, почему. Говорила, что не почувствовала в пространстве учителя. Не было танцевальной мотивации (моей собственной). Не было мотивации денежной (так получилось).
И вот позавчера мне пришло в голову, что было вот что. Меня развлекали.
Кому-то нужно. Мне - нет.

Должен ли учитель увлекать? Безусловно. Но чем? Меня увлекает реальность. Честность. И тут тоже оказывается перевес ответственности в сторону ученика - это я увлекаюсь, это моё сознательное действие, мой выбор. На бессознательном же уровне меня увлечь может только то, что может меня увлечь. То есть бессознательно я могу последовать только по тому пути, который мне подходит, близок. Сознательно же я могу пойти куда угодно. Вопрос - хочу ли.

Тренеры в качестве инструмента увлечения используют развлечение. Таким образом, любой человек, берущийся за преподавание, может мелькать между состояниями учитель / тренер, между отказом развлекать и необходимостью. Уважение у меня лично вызывают первые.

Уважение - очень сильная мотивация к обучению.

телеги, размышлизмы и проч., я

Previous post Next post
Up