С чего начинать изучение тайм-менеджмента?
Я взял интервью у опытного тренера по тайм-менеджменту, профессионального психолога и бизнес-консультанта
Сергея Калинина.
Первая часть разговора - о тайм-менеджменте для начинающих.
Сергей, вы уже давно в ТМ. Через вас прошли сотни людей. ТМ приживается не у всех. С годами вы поняли, у кого он приживается, а у кого нет? От чего это зависит?
Да, у меня большой опыт проведения самых разных тренингов по тайм-менеджменту.
Были люди, которые приходили с горящими глазами и по собственной воле. Но были и корпоративные тренинги, куда иногда людей отправляли из-под палки.
Кажется, что когда люди приходят на тренинг по своей инициативе, они должны потом этим пользоваться. Оказывается, нет. Проходит год-два. Встречаешь их, а они опускают глаза в пол: «Ну вот, мы кое-что попробовали, но что-то не пошло».
Самое интересное, когда идут корпоративные тренинги, иногда бывают очень негативные группы, которые думают, что ТМ это блажь, которая пришла в голову начальству. Но когда они начинают вникать, отношение меняется. Хотя и здесь, после того, как проходит 2-3 года, тоже отваливается часть участников.
По моим оценкам примерно у 30-35% людей ТМ не приживается. Они говорят: «Нам это не нужно, у нас не прижилось».
Я думаю, что проблема здесь в целях. У всех людей разные отношения с жизненными целями.
У кого-то этих целей практически нет. Есть люди, которые просто плывут по течению. Они всем довольны. У них все есть и, соответственно, ТМ им не нужен. А есть люди, я их называю «буддисты в душе», которые от всего отказываются, которые серьезно воспринимают идею минимализма. Они гордятся тем, что «я и без этого могу, и без того, и вот это мне не надо, и того». Если у них нет целей, если они убивают в себе любые желания, то зачем им ТМ? Они и так уже всем довольны…
Есть другой полюс - это люди с большой жаждой жизни. Они думают так: «В мире столько всего интересного, можно попробовать себя в тысяче занятий, можно побывать в тысяче мест!». Такие люди начинают ценить время. И время для них становится чуть ли не главным ресурсом, без которого в жизни не успеть ничего.
Поэтому я резюмирую: ТМ не приживается у тех, у кого нет масштабных целей, у кого низкий мотивационный потенциал и кто уже всем доволен, и сидит на попе ровно в своей зоне комфорта.
Мужчины или женщины легче прививают себе ТМ?
Я с годами прихожу к выводу, что женщины даже лучшие тайм-менеджеры, чем мужчины. Их ТМ часто завязан на быт.
У меня есть одна знакомая, которую я считаю отличным «тайм-менеджером по жизни». Она обычная домохозяйка, но у нее четверо детей и плотно работающий муж. Причем дети - мальчишки, очень прожорливые. Попробуй всю эту ораву накормить! Но она всё успевает, и у нее очень жесткий ТМ.
Кстати, я уже давно участвую в проекте так называемой
Деревни SOS (я писал об этом в своём блоге, см.
в самом конце поста). Это немецкий проект, где есть приемные дети. Причем это дети, которых забирают из неблагополучных семей, например, когда родители сидят в тюрьме. И есть там такая «мама деревни СОС». У нее 5-6 приемных детей. Причем возраст от двух лет до подросткового. Как она успевает с этой оравой справиться? Я для них вел тренинг по ТМ, но я не знаю, кто тут еще кого научил больше. Потому что у них идеальная логистика и идеальное планирование своего дня. Поэтому мужской/женский ТМ - я не вижу тут особо различий. Все эти методы довольно универсальные.
Окей, проблема с целями - это я понял. А какие есть другие распространенные ошибки у начинающих тайм-менеджеров?
Есть три крупные ошибки.
Первая - люди начинают интересоваться ТМ, не понимая, зачем им это надо.
И тут появляются 2 полюса.
Первый: ТМ как развлекуха. Люди думают: «О, тайм-менеджмент! Это что-то любопытное, что-то прикольное. Какие-то ежедневнички, какие-то гаджеты. А может быть это и мне подойдет?». Позже они понимают, что ТМ не такая простая штука, что требуется самодисциплина, что это далеко не всегда «фан». И они все это быстро забрасывают.
Второй полюс - там все наоборот - у людей есть какая-то громадная цель жизни. И они начинают выстраивать свою жизнь по очень жесткому ТМ. Это напоминает аскетизм. И превращает их жизнь в каторгу.
Нужно найти золотую середину между этими полюсами. Важно, чтобы и момент «фана» был. Но с другой стороны, методы ТМ должны помогать в достижении значимых целей. Если эту золотую середину не соблюсти, то будет куча проблем.
Вторая ошибка - это своего рода «спортивный» подход. Это когда люди начинают изучать ТМ с очень характерным запросом: «Как мне все успевать?». Это бред, конечно. Все успевать невозможно. Это такой путь в дурную бесконечность. Потому что чем больше мы делаем задач, тем больше перед нами задач возникает. Человек просто надорвется. Он просто подавится этими задачами и устанет, разочаруется и начнет проклинать и ТМ, и себя. Короче, не надо увлекаться - у вас должно быть чувство меры.
Третья ошибка - чрезмерное увлечение какой-то одной системой или методом ТМ. Я с годами прихожу к выводу, что ТМ - это очень индивидуальная штука. Не существует готовой «коробочной» системы: книгу прочитал, стал жить по этой системе, и все стало сразу прекрасно. Любая система нуждается в адаптации, в каком-то своем понимании. Если попытаться жить строго по Дэвиду Алену или Глебу Архангельскому, то это может привести к усталости и разочарованию. К выводу, что с системой что-то не так, что она «не работает». Любую, даже самую знаменитую, систему надо менять под себя. А ещё лучше - придумать свою собственную систему. Это будет самый правильный вариант.
Вот собственно 3 ошибки начинающих тайм-менеджеров: непонимание, зачем им это нужно; «спортивный подход»; зацикленность на какой-то одной известной системе.
У меня есть друг, ему 14 лет. Это мой бывший ученик, а я бывший шахматный тренер. Так вот… Он читает мой блог и говорит: «Фарид, посоветуйте мне, я тоже хочу заняться ТМ, саморазвитием, что мне почитать»? И я ему не могу ничего предложить… Хорошие книги написаны сложным языком. Простые и понятные книги - мне не нравится их содержание.
Давайте поговорим о ТМ, управлении временем, для самых начинающих.
Вообще говоря, «управление временем» (дословный перевод «time management») - дурацкое название! Понятно, что на самом деле речь идёт об управлении собой во времени. То есть на самом деле это бытовое знание, ведь мы все как-то управляем своим поведением во времени. Например, мы все учимся просыпаться утром в одно и то же время. Это простой бытовой вопрос, но это ведь тоже ТМ.
У меня в блоге была
заметка, которую я так и назвал «Time-management - изобретение маркетологов?». Там я пытаюсь посмотреть на ТМ как бы со стороны, задаю себе вопросы о нем… Зачем нужно какие-то простые вещи (вроде управления собой во времени) называть какими-то непонятными словами, терминами? Зачем из этих терминов, как из кирпичиков, складывать какую-то заумную систему, в которой никто кроме автора до конца не разбирается? А затем, что все эти «непонятности» уже можно продавать! Хотя сами эти знания можно называть и какими-то более простыми словами. От этого методы управления собой во времени хуже не станут.
Теперь по поводу того, когда начинать учить ТМ-навыкам...
ТМ актуален буквально с 2-3 лет, и даже раньше. Какой у младенца режим сна и бодрствования? Если он совсем новорожденный, то он полчаса спит, полчаса ест, полчаса бодрствует, и так сутки подряд. А что происходит с его режимом дня, когда ребенок подрастает? Продолжительность сна и бодрствования начинает увеличиваться. Но можно ли на этот режим как-то влиять? Например, укладывать ребенка спать в одно и то же время? Попробуйте залезть на какой-нибудь форум для молодых родителей. Там идет настоящий холивар! Кто-то говорит: «Пусть ребенок спит, когда хочет». И вот уже ребенок спит днем, а ночью ему хочется веселиться, бегать, кричать. Соответственно, он не дает спать родителям. А если, например, папе утром на работу, то ему вообще «капец» настает, потому что у него всю ночь по голове прыгало это существо.
У меня дочке 3 года. Я в общем-то это все проходил и прохожу))
На самом деле ребенок примет любой режим, лишь бы это было что-то регулярное. Ваш ребенок - «сова», ночью резвится, а днем спит? И что теперь - подстраивать свою жизнь под его режим?! Нет, ни в коем случае! Я понимаю, что это может быть звучит как немножко садистский вариант, но 2-3 дня просто не давайте ребенку спать днём, и наоборот, укладывайте его тогда, когда сами ложитесь спать. Ребенок с легкостью приучится к такому режиму. (Недавно вышла очень неплохая книга «
Наука сна», в которой 4 глава как раз посвящена приучению детей к режиму сна).
После трех лет ребенок начинает ходить в детский сад. Тут же возникают новые вопросы, связанные с самоорганизацией во времени. Например, сбор утром в детский сад. Это настоящая супер-задача, потому что ребенка надо успеть вовремя одеть, а ребенок может при этом брыкаться. Еще бы - он еще дремлет, а его уже тянут куда-то. Как быть? Можно сделать все за ребенка. Получится быстро, но никакой самоорганизации во времени у ребенка не появится. А некоторые родители делают так: будят детей за 2 часа до выхода в детский сад, чтобы был большой запас времени. Они думают: «Пусть он там себе дремлет, по полчаса завязывая каждый шнурок. Но в итоге мы всё равно не опоздаем в садик». Но это плохой подход! И делать всё вместо ребенка - тоже плохо! Самый хороший вариант, когда мы всё же ограничиваем время на сборы, но при этом говорим: «Сыночек (дочка), нам надо за 15 минут собраться. Давай, я тебе помогу. Вот мы начали в такое-то время; смотри, столько-то времени потратили на один шнурок, столько-то - на другой; и вот видишь, мы всё успели, мы собрались». При этом он что-то делает сам, что-то ему помогают делать родители. При этом постоянно даются отсечки по времени: когда мы начинаем это делать, когда мы заканчиваем. И если он уложился, его обязательно еще надо и похвалить. Это и есть простейшая саморегуляция своей деятельности. Если он (разумеется, с нашей помощью) уложился в какой-то отведённый интервал - это значит, он координирует свои усилия во времени. И у ребенка уже начинает формироваться чувство времени.
Дальше, в 5-6 лет дети получают представление о времени. Даже по программе детского сада - занятия с часиками. Их учат распознавать цифры, временные интервалы и так далее. Но это понимание абстрактной идеи времени, и простой навык определения времени по часам. Если у ребенка не формируется чувство времени, то умение ответить на вопрос «Который час?» не сильно поможет ему стать более организованным.
Потом начальная школа… И с новой остротой встает вопрос правильного режима - чередования труда и отдыха. Чтобы времени и на уроки хватало, и на веселую жизнь после занятий. Здесь уже посложнее: ребенок учится планировать свой день, и даже составлять расписание на неделю.
Далее, примерно в 13 лет начинается мощное развитие самосознания, появляется тяга к самостоятельности. У подростков внутренняя установка такая: «Важны мои собственные цели и мои желания (а не родителей или педагогов). И важно, чтобы я сам всего этого достигал, без чьей-то помощи». То есть появляются собственные цели. А помните, в самом начале мы говорили о том, что ТМ нужен в первую очередь тем, у кого есть много собственных целей?
Но самый благодатный период для изучения тайм-менеджмента - это старшие классы и первые курсы студенчества. В это время люди наиболее восприимчивы к любым методам саморазвития и самоорганизации, им хочется попробовать сразу все. При этом, конечно, хочется какого-то волшебства, чтобы все это стало быстро, легко и просто.
Я помню, что именно в этом возрасте, в каком-то из старших классов, матушка подсунула мне книгу. Она как-то очень смешно называлась, что-то типа «Учись учиться», написанная кондовыми такими советскими педагогами. Но в этой книге было много всяких прикольных вещей, например, про скорочтение, про скоростное конспектирование, про мнемотехники. Для меня тогда это стало настоящим откровением. Что не надо сидеть 2-3 часа над уроками, а вообще все можно запомнить и выучить буквально за 10-15 минут. Для меня это стало таким рычагом в саморазвитии, и высвободило мое время для всяких более интересных дел.
Какие книги читать начинающим тайм-менеджерам?
Среди книг по ТМ тоже есть два полюса.
Один полюс - это технические книги. Они посвящены техникам, инструментам, навыкам. Никакой особой базы там не подводится. Все по принципу «делай раз, делай два…». Нажми на кнопку - получишь результат.
Второй полюс - это стратегические книги. Как сказал Стивен Кови: можно правильно делать дела, а можно делать правильные дела. Вот «правильно делать дела» - это и означает использовать какие-то хитрые ТМ-техники. Но это может завести в тупик. Потому что если я использую какие-то техники, но занимаюсь вообще какой-то фигней по жизни, то правильные техники мне не помогут, я наломаю кучу дров. Моя продуктивность будет высокой, а в конце все равно ждет разочарование. Итак, второй полюс - это книги, которые помогут действительно понять, что для меня в жизни важно, к чему мне действительно стремиться.
Если брать книги технического полюса, то самое сильное впечатление у меня до сих пор от одной классической книги. Собственно на этой книге я вырос - это классика тайм-менеджмента, причем такого сурового, «хардкорного», немецкого - Лотар Зайверт «Ваше время в ваших руках». Она небольшая, там сплошные техники. Основные: хронометраж, борьба с помехами, планирование своего дня и др. Все четко, по полочкам, бери и делай. Сейчас эта книжка смотрится немного устарелой, занудной, но это азы, это основа.
Если брать противоположный полюс, который говорит про стратегию, про цели, тоже порекомендую старенькую книжку. У нее два автора. Это Генрих Альтшуллер, знаменитый основатель ТРИЗа (Теории Решения Изобретательских Задач), и Игорь Верткин. Книга с таким «скромным» названием: «Как стать гением». И там добавочка: «Жизненная стратегия творческой личности». Кстати, эта книга будет особенно любопытна тем, кто увлекается шахматами, у кого логический склад ума. Потому что жизнь можно представить, как большую стратегическую игру, где с помощью последовательности ходов мы все-таки добиваемся победы, какого-то достойного жизненного результата, успеха. На самом деле книга «Как стать гением» - это сборник таких пошаговых стратегий. Там порядка 80 «жизненных стратегий творческой личности», и они очень интересно (с примерами) расписаны.
Из современных книг я рекомендую начинать с Глеба Архангельского и его книги «Тайм-драйв». В ней хорошо, понятно и вдохновляюще излагаются азы ТМ. Среди русскоязычных книг ничего и близко подобного нет. Пусть она немножко ориентирована на деловых людей, я думаю, что школьник ее прекрасно поймет.
Продолжение следует...
Похожие записи:
Друзья,
подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получить доступ к
скрытым статьям, доступным только подписчикам. И чтобы не пропустить ближайшие материалы блога:
- О том, как я увеличил время работы ноутбука от батареи в 11 раз
- Нет денег? Возьму натурой! Статья про бартер!
- Обзор книги "Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям"
- Обзор книги "7 навыков высокоэффективных тинейджеров"
- Небольшой эксперимент с визуальной мотивацией
- Новые статьи из серии "Тайм-менеджмент простыми словами"
Понравилась статья? Пожалуйста, ЛАЙКните по любой из кнопок. Вам же не сложно
Спасибо!
Оригинал