Apr 18, 2015 12:01
Вчера у меня дошли руки посмотреть нашумевшее "Племя" Мирослава Слабошпицкого. И фильм этот настолько снят для Канн и ради Канн, что сам он не представляет большой художественной ценности, но хорошо отражает то, что вызывает интерес критиков. Тот же Левиафан проигрывает ему с сокрушительным треском, потому что Левиафан - это кино ни формы, ни содержания. Племя - чистый пример кино формы, но без содержания. Сюжет простецкий и не раскрыт, чем грешат многие артхаусные ленты. "Это делается с целью, чтобы каждый увидел сам то, что хочет видеть и прочуствовал кино", - первая мысль. На самом деле никто не закладывает никакие тридцать пятые смыслы и это банальная недоработка сценаристов в плане проработки пресонажей и сценариев. Поэтому Племя - интереснейшее с точки зрения формы (кино без звука на языке глухих и без субтитров, без мызки и прочей киношной атрибутики), но абсолюнто скучно и банальное с точки зрения содержания. Слишком чернушное, потому что не может быть на долю двух подростков столько трудностей без намека на какую-то радость и нормальную жизнь. Я очень люблю чернушное кино, типа сериала Школа Валерии Гай Германики, Догвилля Ларса фон Триера (кстати отличнейшее кино и формы, и содержания), но в том же Догвилле есть просветы - даже целые отдельные эпизоды, где все вроде бы не так и плохо, да и сами герои показаны в динамике: как весь город из хороших становится плохими, как и главгероиня и главгерой. В Племени сразу ясно, что главгероиня конченная проститутка, а главгерой конченный подросток в свою очередь. И ни любви, ни ненависти там нет - это для них обычная жизнь, норма. И дело не в том, что они глухие или из интерната, есть множество людей, которые вышли именно людьми, несмотря ни на какие жизненные трудности. Похоть выдается за любовь, а уязвленное самолюбие - за ненависть. Будь у главгероя достаточно власти, главгероиня была бы его собственностью, а не собственностью одного из смотрящих и он бы ее трахал забесплатно, а не за деньги. Особенно показательно это видно в сцене, где она после недавнего подпольного аборта (к слову, сама громкая сцена за весь фильм) спит у себя в комнате, а он приходит к ней с "подарком", а затем снимает штаны и фактически насилует, несмотря на ее сопротивление. Тут любовью и не пахнет, это простая похоть, причем очень животная. Если бы ему было дело до этой девочки, он бы хоть немного ее послушал, а не просто имел при каждой возможности и психовал от того, что не принадлежит ему целиком и полностью. И я не думаю, что проблема в том, что интернатские дети не умеют или не могут любить. Не хотят, в этом конкретном фильме, но не более. Вот другое дело в Догвилле, главгерой вроде как заинтересован в главгероине и испытывает к ней определенную нежность, но потом он насилует ее так же, как и весь городишко, и сразу ясно, что какая любовь и высокие чувства. Этот весь поток сознания был к тому, что фильм неправильно позиционируется и именно поэтому отзывы зрителей (не кинокритиков) больше сводятся к тому, что кино - это как сафари по телевизору - дикая природа в своей естественной среде обитания, которая (и хорошо, что так) изолированна от тебя экраном телевизора. Поэтому и эта якобы любовь главгероев тоже никакого просвета в фильм не вносит, ибо никакая это не любовь. Вот даже Википедия пишет, что "в ленте показана история частично основанная на реальных событиях". Оно и заметно, я бы отказалась от части чернушности в пользу хоть чего-то человеческого в этих подростках. Хотя не исключаю, что проблема в том, что в фильме плохие абсолютно (именно ярко отрицательные) все герои: от трудовика, который возит девочек к дальнобойщикам, до членов самого племени.
Из хорошего - играют очень даже неплохо и убедительно. Но вот еще вспоминая кино про жизнь асоциальных элементов общества не могу не вспомнить про фильм Точка про трех проституток. Там тоже чернуха само собой, но персонажи раскрыты целиком и полностью - каждая героиня в отдельности. И их истории трогают больше, чем Племя. А Племя - как сеанс заоопарка за стеклом - посмотрел, ужаснулся природе и ушел. Интересна только форма подачи.
критика,
Племя,
артхаус,
кино