Удивительная сила финансового планирования.

Jan 15, 2011 19:16




Многие предприниматели, особенно не имеющие проблем со сбытом и доходами бизнеса, не ведут должного планирования средств предприятия. Семейных средств - тем паче.

Довольно долго у меня перед глазами был пример такого бизнеса. Довольно интересная компания, со штатом более 200 человек, была основана тремя друзьями-единомышленниками. Которые, в последствии стали Генеральным, Финансовым и Испольнительным директорами.

Работая на совесть и на благо компании, эти достойные люди, как я сейчас понимаю, с точки зрения финансовой дисциплины были отъявлеными отморозками. Не назначали себе высоких окладов и премиальных, довольствуясь умеренной (для их уровня) зарплатой - чего тут страшного, казалось бы. Страшное вот что - по необходимости, они залезали в оборотку, извлекая оттуда действительно солидные суммы. На новый джип, на стройку...

Сейчас, даже после того, как прошло много времени, представление об этих моментах вызывают у меня ужас. Как можно планировать деятельность компании, если казна в любой момент может подвергнуться набегу, которому нельзя противостоять? Бухгалтер и рада бы сохранить деньги, да как тут устоишь. Ну да ладно.

Суть финпланирования, как подсказывает нам КО, в планировании, но не в нем одном.

Если с планированием все более-менее понятно: мы планируем свои действия, исходя из имеющихся в наличии средств. То остальное нужно упомянуть отдельно.

Финпланирование представляет собой разложение имеющейся на счету (счетах) компании суммы по фондам.
Классическая схема фондов:
  • содержание компании (зарплата, аренда, коммуникации),
  • снабжение (сырье и материалы для производства и товары для торговли),
  • продвижение,
  • резерв,
  • Владелец,
  • налоги.  

Поступающая на счет выручка в финпланированн раскладывается на эти фонды по установленной процентовке. Жестко регламентировать процентовку нет никакого смысла. Однако есть несколько рекомендаций. Фактический выбор процентовки продиктован стратегией движения компании и окружающими условиями.

1. На снабжение не может идти меньше себестоимости продукта по сырью и материалам. Лучше - с превышением (с учетом брака), на 3%-5%.
2. На Продвижение не рекомендуется отправлять меньше 8% от выручки.
3. На резерв не рекомендуется отправлять меньше 3% от выручки. Особенно, когда формирование этого фонда только начинается. У предприятия всегда должны быть бабки, что бы срочно перезакрыться, случись что.
4. На Владельца рекомендуется отправлять 10% от Дохода компании. Обратите внимание - от Дохода. Пока компания не получила Доход, на Владельца не идет перечислений.
5. На содержание компании рекомендуется отправлять ровно столько (от дохода или выручки), сколько стоит содержание компании, не больше. Если сбыт будет выше ожидаемого, в этом фонде начнет копиться "жирок".
6. Сколько отправлять на налоги, каждый решает сам по ситуации.

Когда Владелец или Финдиректор, набравшись терпения, переборов все свои желания послать все лесом и оставить работу с финансами, как была, начнет вести финплан, произойдет фантастическая вещь. Деньги перестанут тратиться на всякую мелочь. Почему? Потому что по финпланированию, деньги тратятся только в один день за неделю. За исключением расходов на снабжение.

То есть, накопив за неделю счетов, распределив поступившее по фондам, человек, управляющий финансами, обретает рамки трат. Вот у него кипа счетов к оплате. Вот - фонды. Поскольку в фондах лежат деньги на четко определенные статьи расходов, тот, кто управляет финансами, понимает, сколько он может потратить на каждую статью. И не тратит больше.

Суммарно денег на счету может с избытком хватать на все счета к оплате. Но, если распределить по фондам - в фондах может и не хватать. Если на прошлой неделе по какому-то фонду был большой расход, например. В таком случае, отбираются те счета, оплата которых наиболее важна. Остальные откладываются на следующую неделю или по ним договариваются о льготных условиях платежей.

Следуя финпланированию, компания перестает тратить деньги слепо, зажмуриваясь залезая в карман. Она четко знает сколько и куда она может потратить. Отсюда она выбирает те траты, которые наиболее важны. В результате, менее важные траты либо вовсе отменяются, либо по ним пересматриваются условия. Все это ведет к снижению общего количества трат. Большому, огромному снижению.

Помимо вышеперечисленного, финплан - замечательная форма финансовой отчетности для высшего руководства. Бросив один взгляд на состояние фондов, руководитель компании может принимать решения.

Финансы, ТЭБ

Previous post Next post
Up