Из-за грубого и циничного звучания этого термина, может возникнуть стойкое неприятие к применению манипуляции в бизнесе. Дескать, аморально. Подобный довод не выдерживает никакой критики, поскольку сам бизнес основан на аморальном принципе. Формирование добавленной стоимости за счет эксплуатации человеческого труда это вам не клятва Гиппократа.
К тому же, все эффективные рекламные материалы и PR акции являются именно манипуляцией. Я имею ввиду хорошие материалы. Ведь цель их - заставить захотеть.
По сравнению с продажами, манипуляция (буду называть ее пропагандой, так понятнее) - оружие совсем другой мощности.
Если продажи (активные и классические) можно сравнить с автоматом и другим подобным оружием, то пропаганда уже походит на батарею артиллерии. А в ряде случаев - на оружие массового поражения.
На чем должна быть основана пропаганда?
На всем, что а) привлекает внимание общественности из категории потенциальных покупателей к фирме и б) на всем, что пробуждает эмоции, толкающие на приобретение товаров фирмы.
Прекрасным образцом пропаганды является книга "О чем молчит Биг Мак". Которая просто рассказывает о том как строился Макдональдс. И внушает доверие и уважение к корпорации. Книга нивелирует подозрения и предубеждения, навеянные обществом и мешающие стать потребителем продукции Макдональдс. Само собой, "О чем молчит БигМак" не может стать оружием пропаганды в широком смысле слова. Но она шикарно демонстрирует эффект пропагандирующих материалов.
Какая должна быть пропаганда?
а) Массовая
б) Длительная
в) Качественная
Как говорил Геббельс: Надо вечно повторять одно и то же в вечно меняющихся формах.
Что конкретно должна внушать пропаганда?
Черты руководителя организации, самой организации или товара организации, которые возбуждают доверие и желание к приобретению. Наиболее эффективный в краткосрочной перспективе (и в комм. смысле) объект пропаганды - товар организации. Что нужно внушать о товаре? Те его черты, что являются наиболее полезными, несущими наибольшую выгоду, отвечающие последней моде и насущным запросам Потенциальных Покупателей.
Как открыть эти черты? Опросить Потенциальных Покупателей и реальных пользователей товара за что они любят и за что купили ваш продукт.
Что делать, если у других произвдителей те же самые характеристики, но они не пользуются пропагандой? Ничего. Если они не пользуются пропагандой, их нет в массовом сознании. О них не знают. Они, в прямом смысле, не существуют!
Что является предметом пропаганды? Все каналы коммуникации с рынком. Все, что может быть использовано для распространения информации в целевой среде.
Чем является реклама в таком контексте? Способом распространения информации.
Исходя из вышесказанного, считаю давний спор о том, что должно первее применяться реклама или пиар бессмысленным. Ведь главное не форма, а содержание.