© Schulson Autographs, Ltd. abebooks.de Художник George Barbier.
Взгляд из XX века на моду XVIII столетия. Парики, мушки, фижмы, пышные юбки дам, тяжелые вычурные прячески и лёгкие загадочные полуулыбки - всё это с необыкновенным юмором представлено в работах Жоржа Барбье.
Les Fêtes Galantes de Paul Verlaine, illustrations de George Barbier
Жорж Барбье (1882-1932) - французский художник-иллюстратор и модельер.
1928 год
2
Карикатурно-исторический портрет дамы с многочисленными мушками. ок. 1930 г.
В России петровской эпохи характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Все наслышаны о строгости петровских методов, о наказании рублём и суровых царских указах, направленных на низведение традиционной моды и насаждение европейского костюма. Но почитайте (чуть ниже) про Италию.
«Царь Борис Годунов, стараясь ввести многие немецкие обычаи, приказывал тоже брить бороды, но приказ этот плохо привился, и только Петр Великий почел нужным истребить наружные знаки, отличавшие всех подданных его от иностранцев, т. е. длинные платья и бороды. В 1699 году вышел указ царя, по которому, исключая крестьян, монахов, священников и дьяконов, всем велено было брить бороды. В 1705 году повелел государь платить за бороды пошлину; последняя была следующих размеров: царедворцам и другим чиновникам - по 60 руб., гостям первой статьи - по 100 руб., средней и меньшей статьи - гостиные сотни, торговым и посадским первой статьи - по 60 руб., средней и меньшей статьи боярским людям, ямщикам, извозчикам и церковникам (кроме попов и дьяконов) и всем прочим, кроме хлебопашцев в деревнях живущих, - по 30 руб. в год. Вносившим эту бородовую пошлину вместо квитанции давали медные знаки. С этого времени у нас стали употреблять прическу волос, пудру, помаду, носить парики, и в это же время вошли в моду шляпы и картузы.
В 1699 году вышел указ: всем, за исключением попов, дьяконов, монахов и крестьян, носить платье европейского фасона; в первое время государь приказал носить венгерское платье, но потом отменил это и приказал носить мужчинам верхнее - саксонское и французское, а камзол и нижнее платье - немецкое, а женщинам приказал нарядиться в немецкое платье. Но чтобы повеление это исполнялось точно, на ослушников наложил штрафы, и на городских заставах в воротах повелел всякого, кто окажется в русском платье и бороде, брать с пеших по сорока копеек, а с конных - по два рубля с человека. В это же время повелено было в лавках русского платья не продавать и портным такого не шить, под опасением наказания».
1730-1740
«Роскошь и блеск нашего двора начинаются со времен Анны Иоанновны; чтобы быть на хорошем счету у государыни, тогда требовалось расходовать очень большие суммы, и чтобы не затеряться в раззолоченной толпе, наполнявшей дворцовые апартаменты, человек, не обладавший миллионами, неминуемо должен был продавать ежегодно не одну сотню «душек», по нежному выражению майора Данилова. Придворные чины, по словам Миниха-сына, не могли лучшего сделать императрице уважения, как если в дни ее рождения, тезоименитства и коронации приезжали в новых платьях во дворец. Манштейн в своих записках пишет: «Придворный, тративший на свой туалет в год не более 3 тысяч рублей, был почти незаметен».
1741-1762
Блеск двора Елизаветы Петровны был еще более изумителен; даже французы, привыкшие к блеску своего Версальского двора, не могли надивиться роскоши нашего двора. Щегольство и кокетство дам наших было в большом ходу, и все женщины только и думали, как бы перещеголять друг друга. Елизавета сама подавала пример щегольства; так, во время пожара в Москве в 1753 году у нее сгорело 4 тыс. платьев, а после ее смерти Петр III нашел в гардеробе её с лишком 15 тыс. платьев, частью один раз надеванных, частью совершенно не ношенных; два сундука шелковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч, более сотни неразрезанных французских материй и т. д.
В Екатерининское время уже появились в обеих столицах французские модистки и разные модные лавки: последние появились под названиями: «Au temple de gout» (храм вкуса), «Musee de Nouveautes» (Музей новинок) и т. д. Существует предание, что введением французских нарядов в моде Россия обязана Кириллу Разумовскому и другу его Ив. Ив. Шувалову. В их время в Москве славилась модистка Виль, которая продавала модные «шельмовки» (шубки без рукавов), чепцы, рожки, сороки, «королевино вставанье» а la грек, башмачки-стерлядки, улиточки, подкольный женский кафтан, распашные кур-форме и фурро-форме, разные бантики, кружева. Модистка Кампании предлагала своим покупательницам цветы, гирлянды для наколок на дамские платья и т. д. Уборщик и волосочес Бергуан рекомендовал всем плешивым помаду для отращивания волос; из духов - «Вздохи Амура»; он же делал изобретенную им новую накладку для дамских головок, в виде башен с висячими садами а la Семирамид. Другой такой же французский парикмахер Мюльет предлагал мужчинам парики из тонких белых ниток, которые так легки и покойны, что весят только девять лотов; надевая их, не надо помадить волосы толстым слоем сала и обсыпать мукою. Были между парикмахерами великие артисты своего дела, так, Леонар - парикмахер несчастной королевы французской Марии Антуанетты, очень прихотливо распоряжался громадными дамскими куафюрами, пудрой, голубиными крыльями (ailes de pigeon) и т. д. Когда революция поколебала французский трон и снесла высокие головные уборы, он переехал из Франции. Про него существует следующий анекдот: раз, причесывая графиню Разумовскую, которая спешила на бал и хотела блеснуть новою прическою, но для этого ничего не было под рукою - цветы, перья, бриллианты, все это уже было старо - графиня сообщает свое горе Леонару. Парикмахер ходит по комнатам, ожидая вдохновения. Вдруг в уборной графа видит он короткие штаны из красного бархата. Он их хватает, разрезает ножницами, собирает огромным пуфом и устраивает графине оригинальный, дотоле невиданный головной убор, имевший громадный успех». © Михаил Пыляев «Старое житье» Глава «Моды и модники старого времени» (1892)
Пыляев про мушки и парики подробнее:
https://n-dank.livejournal.com/278861.html Хочу сохранить текст, автором которого является Филипп Филиппович Вигель (1786-1856) - литератор, мемуарист, библиофил. Вигель - выходец из обрусевших шведов. Одна из цитат популярна в сети, однако, несколько страдает точность цитирования: изъ Русских Матрён перешли в Римские матроны. Речь о моде на рубеже веков XVIII-XIX.
1800 / 1800 / 1808 / 1811 Journal des Dames et des Modes, Costume Parisien.
Вигель обращает внимание на проблемные моменты модных тенденций на рубеже XVIII-XIX вв. Фасоны прекрасно смотрелись на стройных фигурках юных красавиц, остальным приходилось подстраиваться. Точная цитата:
Но каково же было пожилымъ и дороднымъ женщинамъ? Имъ не такъ выгодно было выказывать формы; ну что-жъ, и онѣ также изъ Русскихъ Матренъ перешли въ Римскія матроны.
см. сноску внизу страницы ↑
Следование легкомысленой и легковесной (с точки зрения плотности ткани) французской моде порой оборачивалось настоящей трагедией. О княгине Екатерине Тюфякиной, умершей от простуды в возрасте 25 лет, писала и французская художница Элизабет Виже-Либрен: «... я её изобразила в виде Ирисы, с развевающимся вокруг шарфом и сидящею на облаках». Виже-Либрен начала работать над портретом в Москве и, не закончив, увезла его в Петербург, позднее узнала о несчастье. Французские модельеры не принимали во внимание суровость русских морозов, а юным модницам порой не хватало осторожности и предусмотрительности. Позднее, когда пошла мода на затянутые в корсеты осиные талии, бывали случаи, что из-за чрезмерного утягивания корсета ломались рёбра. Был трагичный случай в XIX веке, когда сломанное ребро проткнуло лёгкое, и молодая девушка погибла.
Пышные прически на картинах.
- Мария Ануанетта (1755-16 октября 1793) Портрет ок. 1775 г. Художник Jean-Baptiste-André Gautier-Dagoty.
- Мария Тереза Савойская (1773-1805), супруга Шарля де Бурбона, графа де Артуа, самого младшего внука короля Франции Людовика XV. Портрет работы Франсуа Юбера Друэ (1775)
Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая (1744-1818) Королева Англии, бабушка королевы Виктории. Портрет с собачкой год 1781.
- Мария Йозефа Австрийская (1751-1767). Сестра Марии Антуанетты. Портрет работы Антона Рафаэля Менгса, 1767 г.
- Portrait of Frederica of Mecklenburg-Strelitz (1778-1841), later Queen of Hanover. Портрет 1796-97 года (парик напудрен, и буквально последний, с точки зрения модных тенденций). Художник Иоганн Фридрих Август Тишбейн (Tischbein, 1750-1812). Это Farblichtdruck (цветная коллотипия с портрета).
Франция, Англия, Германия, Австрия, и в России отыщутся портреты с пышными париками и накладными локонами, с высокими пышными прическами (с «пуфами», которые подкладывали для придания объема), вошедшими в моду в 1770-ых при дворе Марии-Антуанетты (портрет великой княгини Марии Фёдоровны, портрет Дарьи Ивановны Уваровой и т. д.). Но сложно найти портреты итальянских дам, надо посмотреть повнимательнее.
Интересно взглянуть на Италию XVIII столетия. Французскую моду пытались было запретить на законодательном уровне и с помощью инквизиторов. Речь об итальянской инквизиции XVIII века, не сумевшей противостоять моде.
Венеция.
«Хотя въ этой статьѣ идеть рѣчь только о туалетѣ, и авторъ лишь разсказывает о томъ, какъ въ прошедшемъ вѣкѣ старинныя венеціанскія моды замѣнились французскими, господствовавшими во всей Европѣ болѣе ста лѣтъ, но врядъ ли гдѣ нибудь это подчиненіе мѣстной моды общей совершилось при болѣе характеристическихъ обстоятельствахъ.
Извѣстно, что Венеціанская республика очень гордилась сохраненіемъ своихъ національныхъ нравовъ и традицій. Она заботливо ихъ оберегала цѣлымъ рядомъ законовъ и постановленій противъ введенія иностранныхъ новшествъ. Напримѣръ, регламентаціей одежды занимался особый кодексъ, и особый совѣтъ, подъ названіемъ «комитета помпъ», состоявшій изъ инквизитора и шести чиновниковъ и имѣвшій задачей слѣдить за сохраненіемъ старинныхъ обычаевъ. Пользуясь значительной властью и имѣя подъ своимъ началомъ спеціальную полицію, этотъ комитетъ имѣлъ доступъ всюду; всѣ, какъ дворяне, такъ и буржуазія, были обязаны подчиняться его постановленіямъ, которыя выставлялись у всѣхъ парикмахеровъ, портныхъ, сапожниковъ и т. д., а также громогласно читались въ церквахъ. Основанный съ незапамятныхъ временъ, онъ сохранялъ свой авторитеть до конца XVII столѣтія, и до тѣхъ поръ патриціи обоего пола въ Венеціи одѣвались такъ же, какъ ихъ предки при Тиціанѣ. Но насталъ день, когда мода одержала верхъ надъ національной гордостью, несмотря на упорную, чисто комическую съ ней борьбу комитета помпъ. Въ 1668 году нѣкто Сципіонъ Колальто, венеціанскій патрицій, вернувшись изъ Парижа, вышелъ на площадь св. Марка въ парикѣ, а за нимъ всѣ представители венеціанскаго общества остригли себѣ волосы и надѣли парики. Испуганный этимъ новшествомъ, комитетъ помпъ обратился за помощью къ инквизиторамъ, и вышелъ декретъ, запрещавшій носить парики подъ угровой тяжелаго наказанія. Пришлось подчиниться этой строгой мѣрѣ, но мода нашла себѣ лазейку, и вдругъ оказалось множество лысыхъ, которые просили и добивались разрѣшенія комитета носить парики, которые такимъ образомъ снова пошли въ ходъ. Мало-по-малу они такъ распространились, что комитетъ добился постановленія сената, разрѣшавшаго особой комиссіи ходить по домамъ и составлять списки лицъ, носившихъ парики, но ничего не помогало, и когда въ 1790 году дожъ Джіованни Корнаро явился въ совѣтъ въ парикѣ, то комитету помпъ пришлось признать себя побѣжденнымъ, а образованная подъ его вліяніемъ патріотическая лига изъ двухъ сотъ пятидесяти патриціевъ, давшихъ клятву остаться вѣрными старому обычаю, вскорѣ сократилась до одного своего предсѣдателя, Антоніо Каррера. Странно сказать, что венеціанки дольше ихъ братьевъ и мужей сохраняли національныя моды, но послѣ того какъ 16 августа 1725 года двѣ англичанки показались въ Скероло-ди-Санъ-Рокко въ громадныхъ парикахъ, всѣ послѣдовали ихъ примѣру, и это обстоятельство такъ развило парикмахерское ремесло, что въ 1797 году считалось въ корпорацій венеціанскихъ парикмахеровъ 852 человѣка. Если мы перейдемъ къ одеждѣ, то увидимъ, что происходила такая же комедія. По старинному закону всѣ молодые дворяне были обязаны до ихъ вступленія въ Большой Совѣтъ ходить въ черной одеждѣ, безъ малѣйшихъ украшеній, подъ угрозой шрафа въ 250 дукатовъ и въ 500 въ случаѣ рецидива. Но какъ только пошла мода на пестрые костюмы, то такъ распространились среди молодежи костюмы всѣхъ цвѣтовъ съ зототыми и серебряными вышивками, а также съ дорогими кружевами, что комитетъ помпъ былъ вынужденъ смотрѣть на эти нарушенія закона сквозь пальцы, и никто изъ нарушителей не подвергался ни малѣйшему штрафу. Зато комитетъ пытался запретить древній обычай носить верхнія одежды, и не преслѣдовалъ только быстро входившій въ употребленіе испанскій плащъ, переброшенный черезъ одно плечо. Въ этой борьбѣ онъ дошелъ до того, что издаль декреть, запрещавшій всѣмъ рестораторамъ, парикмахерамъ, продавцамъ воды и т. д. подъ угрозой смерти принимать у себя патриціевъ въ tabarro. Конечно, этотъ дикій регламентъ никогда не исполнялся, и комитеть остался въ дуракахъ. Такое же фіаско онъ потерпѣлъ и въ своихъ преслѣдованіяхъ венеціанокъ, слѣдовавшихъ парижскимъ модамъ и которымъ онъ тщетно грозилъ за нарушеніе національныхъ традицій домашнимъ арестомъ въ продолженіе двухъ мѣсяцевъ. Комитету было тѣмъ труднѣе бороться съ модой, что дожи всегда шли противъ него, наконецъ комитетъ не только безпомощно сложилъ руки, но даже призналъ въ докладѣ о роскоши, представленномъ дожу въ концѣ прошлаго столѣтія, «что невозможно помѣшать измѣненіямъ моды, такъ какъ мода дочь національнаго генія каждой культурной страны и неудержимо связана съ общимъ теченіемъ человѣческихъ революцій».» © «Заграничные исторические новости и мелочи» ж-л «Исторический вестник» (1896)
В Италии во второй половине XVIII столетия внимание к французским модным тенденциям тоже самое пристальное. Можно взглянуть на портрет контессы работы Помпео Батони, к примеру.
- Великая княгиня Мария Федоровна (1759-1828), принцесса Вюртемберг-Штутгартская, до перехода в православие - София Доротея Августа Луиза. В 1776 сочеталась браком с великим князем Павлом Петровичем (с 1796 император Павел I). С 1796 императрица. Мать императоров Александра I и Николая I. Портрет (1872) года работы итальянского живописца Помпео Батони (1708-1787).
- Портрет контессы Maria Benedetta di San Martino (1785). Художник Помпео Батони. Местонахождение картины: Madrid, Museo Nacional Thyssen-Bornemisza,
Фрагмент картины, можно прочитать имя: Мария Фёдоровна.
Самые эффектные моменты модных тенденций XVIII столетия широко представлены в собрании картин Государственного Русского музея в Петербурге.
В семидесятые годы XVIII века художник Дмитрий Левицкий запечатлел лучших учениц Смольного института благородных девиц. Предположительно, данную серию портретов заказала Екатерина II.
Зал № 10 Государственного Русского музея (Михайловский дворец), где представлены «Смолянки» Дмитрия Григорьевича Левицкого.
фото 2017 года
В дальней стене в центре: Наталья Семёновна Борщова (1758-1843) в бархатном черном платье, исполняющая танец на сцене театра Воспитательного общества благородных девиц на выпускном балу в 1776 году.
Ещё два портрета 1776 года работы Левицкого.
Екатерина Ивановна Молчанова (1758-1809) в серебристом шёлковом платье у стола, на котором установлена антлия - вакуумный насос, пособие на уроках физики.
Глафира Ивановна Алымова (1758-1826), обладав высокими музыкальными способностями, изображена с арфой.
В школе к работам Левицкого мы относились с особым вниманием. А вот сочинение писали по этой картине.
Слева: Екатерина Николаевна Хрущова (1761-1811). Справа: Екатерина Николаевна Хованская (1762-1813). Девушки изображены в театральных костюмах, они принимали участие в постановке комической оперы Шарля Симона Фавара «Любовный каприз, или Нинетта при дворе». Хрущова играла роль пастушка Колы (на портрете одета в мужской редингот). Хованская изображала Нинетту.
Левицкий Д. Г. Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская, 1773 год
Хочу обратить внимание ещё на два портрета в залах Русского музея (не помню точно, в каком зале). Те самые удивительные высокие прически XVIII столетия.
Художник Карл Людвиг Христинек. Портрет Е.С. Мордвиновой (1773) и портрет С. А. Грейг (1775).