Статуя Афины с фронтона Храма Афины Афайи. Цветные античные статуи. Музей Либигхаус. Часть 2.

Sep 08, 2024 10:28

Вернусь к теме: «Разноцветные боги». «Bunte Götter». Выставка полихромных скульптур. Раскрасим античные статуи?
Выставка давно закрылась, но тема по-прежнему актуальна в Либигхаусе. Более 40 лет немецкий археолог Винценц Бринкманн, руководитель коллекции древностей Либигхауса, исследуют полихромию древнегреческой и римской скульптуры. Греки научились у древних египтян искусству изготовления каменных скульптур. Египтяне передали грекам не только технику обработки, но и способы раскрашивания скульптур.








Особое внимание к мюнхенской коллекции.
Эгинеты, греческие мраморные скульптуры фронтонов храма Афины Афайи на о. Эгина (ок. 510-480 до н. э.). Хранятся в Мюнхенской глиптотеке, в начале XIX века были отреставрированы датским скульптором Торвальдсеном.

Скульптуры фронтонов Храма Афины Афайи (Афеи) с тематикой из Троянской войны, отреставрированные Торвальдсеном.


Немецкий архитектор и археолог барон Карл Галлер фон Галлерштейн (1774-1817) наткнулся на фрагменты фронтонных фигур при обследовании древнего храмового святилища на острове Эгина близ Афин в апреле 1811 года. Скульптуры были выкопаны, куплены у местных властей и выставлены на продажу на аукционе. И это сокровище купил не кто иной, как наследный принц Людвиг, который впоследствии стал баварским королем Людвигом I (1786-1868).

Присмотримся к Афине. Мюнхенская глиптотека. Фото © wörtherseemandl



На данный момент в Либигхаусе представлена раскрашенная гипсовая реконструкция.









На груди у оригинальной статуи было два отверстия. Предположили, что это место крепления маски-талисмана Горгонейона с изображением головы горгоны Медузы.






Для сравнения можно взглянуть на змей мраморной скульптуры «Афина Фарнезе» из Национального археологического музея в Неаполе.
Рим­ская копия гре­че­ско­го образ­ца (работа окру­же­ния Фидия) ок. 430 г. до н. э. Шлем со сфинксом и с грифонами.



Раскрашенный гипс выглядит вовсе не так, как раскрашенный мрамор, терпения исследователям хватает, не хватает мрамора и понимания, каким образом придавалась окраска. Статуя это ведь не забор, тут необходимы вспомнить о полутонах, оттенках, неком отступлении от регулярности в орнаментах изображенных тканей.
Афина была покровительницей змей, живая бахрома из змей очень впечатляет. Бахрома в боевой стойке)



В соседнем выставочном зале музея представлены два прекрасных примера древних мраморных статуй Афины.



Шлем со сфинксом великолепен. Козлиная шкура, маска Горгоны.






Myron (um 500 v.Chr.) Фото с сайта музея.



Во дворе музея можно взглянуть на раскрашенный под золоченую бронзу вариант с подсветкой.



Реконструкция «Коры в пеплосе» (Peploskore). Музей Либигхаус.
Статуя высотой 117 сантиметров из белого парийского мрамора была создана около 530 года до нашей эры и первоначально стояла на Афинском Акрополе. Сегодня она выставлена в Музее Акрополя.







Фриз Дельфийской сокровищницы сифнийцев (525 г. до н.э.) Дельфийский археологический музей.



Музей Либигхаус.



Эксперимент по раскрашиванию в музее Либигхаус продолжается. Пришло в голову сравнение. Вот если знаменитый, узнаваемый бюст Нефертити (Новый музей, Берлин) раскрасить в стиле авангардной живописи а-ля «поп-арт», получится приблизительно такой кричащий эффект.

Борис Виппер (1888-1967) «Введение в историческое изучение искусства» Цитата:
В общем мы различаем три вида полихромии.
I. Тонирование. Одним тоном покрывается вся статуя или ее часть, причем обыкновенно материал статуи просвечивает сквозь тонировку, подчеркивая таким образом структуру материала. Ярким примером этого вида полихромии может служить совместная деятельность греческого скульптора Праксителя и живописца Никия, который покрывал обнаженные статуи Праксителя легким слоем воска и тонировал его теплым тоном, сохраняя прозрачность мраморной поверхности и вместе с тем как бы наполняя ее теплом человеческого тела. Также можно тонировать и дерево, сохраняя при этом декоративный узор его волокон. Что же касается бронзы, то она от времени получает свою тонировку - патину.

II. Раскраска в несколько тонов. Может быть раскрашена вся статуя или только ее часть - все зависит от качества материала. Если материал сам по себе не очень привлекателен (например, глина, гипс), то статую раскрашивают полностью (например, так называемые танагрские статуэтки, найденные в гробницах близ Танагры в Беотии) - эти жанровые статуэтки, выполненные из терракоты, то есть обожженной глины, обычно раскрашены в фиолетовые, голубые, золотистые и другие тона. В средневековой скульптуре полностью раскрашивались статуи из грубых и непрочных пород дерева - именно для прочности их грунтовали и раскрашивали.
Напротив, ценный материал, как мрамор и бронза, допускает только частичную раскраску. Так, например, греческие скульпторы охотно применяли полихромию в мраморной статуе, но только для определенных частей - волос, губ, глаз, а в архаическую эпоху - для пестрого узора на бордюрах одежды; но никогда не раскрашивали всю одежду или все обнаженное тело (его иногда только тонировали или протравливали). Во всяком случае, значение краски в скульптуре иное, чем в живописи, - тектоническое, декоративное, но очень редко изобразительное. Поэтому в скульптуре не годится имитативная, иллюзорная раскраска, а также слишком эмоционально насыщенный цвет, отвлекающий внимание от пластической формы.

III. Применение цветных материалов. Здесь различный вкус эпох и народов проявляется особенно наглядно. В Древнем Египте скульпторы широко пользовались цветными материалами как для целых статуй, так и для отдельных деталей. В Древней Греции помимо сочетания золота и слоновой кости, распространенного в классическую эпоху, разноцветный материал применялся главным образом для деталей. Так, например, глазное яблоко делалось то из цветного камня, то из стекла, то из серебра с гранатовым зрачком. Губы бронзовой статуи часто были позолочены или выложены золотыми пластинками. На многих греческих статуях сохранились отверстия, просверленные для прикрепления венков, лент, ожерелий и т. п.

В истории европейской скульптуры мы сталкиваемся с постоянной сменой колористического вкуса то в пользу употребления цветных материалов, то против него. Так, например, в средневековой скульптуре очень популярна раскраска, но ей чуждо применение цветных материалов. Ранний Ренессанс (так называемое кватроченто) любит пестроту и в раскраске, и в сочетании цветных материалов. Высокое Возрождение признает только одноцветную скульптуру. Эпоха барокко возрождает интерес к цветным материалам. Напротив, классицизм выступает с резкой оппозицией против применения цветных материалов в скульптуре. И так продолжается до конца XIX века, вплоть до Клингера. Что касается нашего времени, то нельзя сказать, чтобы оно выступало против цветных материалов, но оно требует в этом вопросе сдержанности.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на зависимость принципов полихромии от обстановки, от окружения скульптуры. Чем пестрее, чем ярче это окружение, тем настойчивее требование полихромии в скульптуре. Южная природа в этом смысле больше поощряет полихромию, чем северная (это относится в той же мере к архитектуре -- вспомним полихромию в древнегреческом храме или в архитектуре Средней Азии). Но обстоятельства, поощряющие полихромную скульптуру, могут случаться и на севере: статуи, украшающие готический собор снаружи, - обычно одноцветные, помещенные же во внутреннем пространстве собора часто бывают многоцветными (это, очевидно, связано с особым освещением интерьера готического храма, определяемого цветными витражами). Та же противоположность свойственна наружной и внутренней скульптуре барочных церквей, где в архитектуре интерьеров находят широкое применение и цветной камень, и позолота, и раскрашенные алтари, и кафедры, и яркие плафоны и где поэтому и скульптура часто бывает цветной. Но как мы уже отметили раньше, полихромия в скульптуре не должна быть имитативной, она должна выполнять в органическом синтезе с архитектурой чисто декоративные функции. Поэтому, обобщая, можно было бы сказать, что полихромия в скульптуре служит не столько самой статуе, сколько ее окружению, связи с архитектурой и пейзажем.

О музее Либигхаус:
Троица, тип изображения. Полихромная скульптура XV в. Музей Либигхаус Франкфурт-на-Майне. Часть 1.

«Ариадна на пантере» Даннекер / Ariadne auf dem Panther von Dannecker. «Вакханка на тигре» Гальбиг. Часть 3

Изделия из слоновой кости. Музей Либигхаус, Франкфурт. Часть 4.

тема 2, фото

Previous post Next post
Up