Владимир Людвигович Кигн-Дедлов (1856-1908) - прозаик, публицист, литературный критик.
«Франко-русские впечатления письма с парижской выставки В. Дедлова» Издательство: Типография Н.А. Лебедева. Год выпуска: 1890
Цитата из «Guide bleu» 1889, гид парижской выставки, гид Готье опубликовал весьма лестный рекламный отзыв:
«Вот фасад русского отдела, весьма монументальный, весьма интересный, в старо-московском, в кремлевском, если мы не ошибаемся, стиле. Это самая своеобразная, на французский глаз, из всех европейских выставок и наиболее привлекающая нас чем-то странным, чем-то таинственным, но во всяком случае симпатичным. Чувствуется, что пошлое нашей западной цивилизации ещё не глубоко проникло в страну, которая хранить в себе своеобразное сочетание Востока с Сибирью ‹...› Чувствуете ли вы этот острый запах пахучей кожи и этот дух дикого зверя? Это Россия, страна синих лисиц и белых медведей, страна теплых мехов.»
Фото © ebay Русский павильон.
Вероятно, скромность русского павильона 1889 года можно было объяснить мотивом политическим. Из-за темы экспозиции, посвященной столетию Французской революции, почти все европейские монархии - Германия, Австро-Венгрия, Бельгия, Испания, Великобритания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швеция и Российская империя - официально бойкотировали экспозицию. Однако, в выставке приняли участие частные лица и компании из этих стран.
Это весьма поучительная история. Что же происходит на важных международных мероприятиях, если страну представляют нейтральные спортсмены частные предприниматели и воспользовавшиеся случаем энтузиасты.
При всём многообразии собранных на выставке товаров и художественных экспонатов представляли, рекламировали и продавали их в основном ряженые - переодетые в национальные костюмы разных стран французы.
«Таких, более или менее «переодетых» диких людей на выставке пропасть. Людей, по мнению французов, полудиких: сирийцев, греков, персиян, румын, венгерцев и нас грешных изображают французы и француженки. Людей окончательно диких, хотя и белых: кабилов (сев. Африка), арабов, феллахов, сидящих по «восточным» павильонам, шалашам и «деревням», корчат выжиги-левантинцы. Quasi-венгры и quasi-русские, в венгерках, поддёвках и сарафанах, играют небольшими оркестрами, непременно с цимбалами и мандолинами (мандолина - это balalayka russe), почти в каждом ресторане выставки. Французы аплодируют и уверены, что завоевывают горячие симпатии обширной «empire des tsares» и «таинственнаго» востока, - l'orient mysterieux. Empire des tsares уничтожит немца, l'orient mysterieux проглотит англичан, - и тогда Франция похвалит и нас, и Восток за хорошее поведение.
Из диких людей обошлись без французов и без сирийцев, этих «французов востока», только китайцы и японцы...»
Понятное дело, трудно было выдать француза за китайца или японца.
Тут хотелось бы вернуться к описанию парижских приключений не владеющих иностранными языками Николая Ивановича и Глафиры Семеновны (Н. А. Лейкин
https://n-dank.livejournal.com/258597.html), которые возрадовались было при виде девушек в кокошниках: «наконецъ-то и наши православныя!»
Этот эпизод из книги Н. А. Лейкина на парижской выставке 1889 как нельзя лучше иллюстрирует рассказ Владимира Дедлова.
Выставка как отражение политических тенденций и взглядов. На примере Египта в описании Владимира Дедлова эти «маленькие политические хитрости» хорошо просматриваются.
«Прежде всего спрашивается с какой стати Египту такой почет? Ему не только отвели большое и бойкое место для выставки его произведений, но и целую улицу построили, и большую конюшню для ослов и казарму для их погонщиков. Кроме того, в «Истории Жилищ» есть египетский дом; есть другой египетский павильон с выставкою Суэцкого канала; наконец есть магазин египетского табаку. Этот почет тем более странен, что Египет ровно ничего, кроме ослов да мелочных торговцев, не выставил. Откуда такая любезность?
Французская любезность очаровательна, но никогда не проявляется спроста, по одному сердечному влечению. Тоже и тут. Любезничая с Египтом, администрация выставки рассчитывает досадить англичанам. Англичане захватили Египет, на который французы со времен наполеоновской экспедиции привыкли смотреть как на свое достояние, - и французы с египтянами любезничают: авось, думают, англичане хоть ревностью помучаются. Ничего из этого, конечно, не выйдет».
Кратко и интересно о представленных на выставке странах.
Дедлов познакомился на выставке с французским журналистом, наивным и добросовестным, каких мало: «мой француз не делает политики, не заключает международных союзов, не подогревает международных симпатий и не раздувает антипатий. С Россией он познакомился только на выставке». Мнение французского журналиста весьма интересно. Поучительная история.
Французский журналист в поисках русского павильона.
«Когда концерт кончился (о, как мучительно долго он тянулся!), я почувствовал потребность освежиться и прошел во дворец изящных искусств. Каково же было мое удивление, когда я наткнулся там на небольшой зал с надписью «Russie» ‹...› Прежде всего мне бросилось в глаза, что между русскими живописными гениями очень много гениев женского пола, притом незамужних, что заставляет предполагать, будто в великой России живописью занимаются между прочим, от нечего делать, до свадьбы. Я насчитал около дюжины гениальных женщин, имена которых, конечно, в России гремят: m-lle Бурцевъ Натали, m-lle Бурцевъ Софи, m-lle Дулемба Мари, m-lle Филицъ Ида, m-lle Киреевская, m-lle Рюби Элла и т. д. Все эти mesdemoiselles не живут в России, а рассеяны по Брюсселям, Парижам, Римам и Мюнхенам. Тем не менее, те из них, кто пошел дальше классичесской nature morte, изобразили кто troike russe, кто boyard russe...»
«Где-бы и показать себя, как не на всемирной выставке 1889 года, да ещё в стране, которая только и ждет, чтобы устроить русским встречу самую радушную, прием самый блестящий. Ведь тут с русскими познакомится весь мир. Ведь, не говоря уже о том, что русское искусство будет оценено по достоинству, - »
Осмотрев русскую (нерусскую) живопись, французский журналист принял решительные меры для отыскания остальных выставочных отделов России, но даже в кустарном отделе был разочарован «плохенькими витринами, запыленными, с разбитыми стеклами», то же разочарование постигло журналиста и в русском промышленном отделе. «Мне оставалось посетить отдел питательных продуктов. Оказалось, что русские питаются преимущественно водкой...» - русские выставочные отделы были крайне непредставительны, скучны и бедны.
Ещё несколько цифр от Дедлова о выставке в целом: «Такой подвиг совершил Эйфель. Его башня несомненная нелепость, - а на неё слазило за все время выставки около четырех миллионов».
13-го июля 1889 года открылась международная выставка племенных домашних животных. Где же, где можно найти описание живописнее, чем у Дедлова:
«Животные были великолепны, как и всё на выставке. Быки - это были все переодетые Юпитеры; коровы смотрели Изидами. Особенно хороши были быки принца Вельскаго, Serapis и Oxaman, пожаловавшие в Париж из-за моря. Среди быков и коров были великаны, ростом с Эйфелеву башню, разные фламандцы и дургамцы, и игрушечные коровки и бычки бретонской и алжирской пород. Коровы расположились совсем по домашнему, и многие тут же и телились. Овцы представляли собою склад немытой шерсти: ни глаз, ни морды, ни ног, ни даже хвоста, а один только огромный клубок. Ни глаз, ни морды, ни ног не было и у свиней, по причине их совершенно неприличного жира. Свиньи вели себя свиньями, - спали и просыпались только для того, чтобы поесть...»
Владимир Людвигович Дедлов великолепный рассказчик.
Часть 1:
Всемирная выставка 1889 Эйфелева башня: «одновременно башня вмещает десять тысяч человек» В. Дедлов О Всемирных выставках:
Всемирная выставка в Париже 1900 Немецкий дом. Елена Поленова панно «Иванушка-дурачок» Вышивка Всемирная выставка в Париже 1900 г. Русский павильон Репин «Бурлаки на Волге» Всемирная выставка в Вене 1873 г. Обсуждение картины в прессе. Для справок. Художественные произведения. Живопись.
Официальный каталог русского отдела Парижская всемирная выставка 1889.
Алфавитный порядок латиницей.
Башкирцева, конечно, наиболее широко представлена. О дневнике Марии Башкирцевой и об отношении к её картинам в России подробная тема здесь (читайте в комментариях Критическую статью Ф. Тимского, опубликованную в ж-ле «Вестник иностранной литературы» 1893 г.):
https://n-dank.livejournal.com/251361.html Перечислены картины Константина Маковского:
Константин Маковский получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Демон и Тамара» и «Суд Париса».