Бронзовый подсвечник XII века. Аббатство Святого Ремигия.

Mar 31, 2023 19:28

Ещё один дракон. Оседланный дракон. И это интересная история.

Датируемый концом XII века фрагмент принадлежал внушительному бронзовому канделябру, освещавшему некогда базилику Сен-Реми в Реймсе. Канделябр был поврежден во время Революции и переплавлен в 1792 году. Размеры сохранившегося фрагмента: 93,5 x 100,5 x 84 см.

© wikimedia



Достаточно подробное описание данной сложной конструкции нашлось в издании «Искусство и художественная промышленность» № 22 1900 года.
«Подсвѣчникъ Св. Реми...состоитъ изъ двухъ частей, соединенныхъ искусственнымъ образомъ: одна нога представляетъ большого нисходящаго дракона, голова котораго покоится на полукруглой подставкѣ, гдѣ два льва кусаютъ его уши, между тѣмъ какъ мужъ, сидящій на его спинѣ, хватаетъ его за раскрытыя крылья. На хвостѣ, заканчивающемся завитками, помѣщается человѣкъ, на которомъ сидитъ другое лицо. Промежутокъ между ними заполненъ двумя лопастями, откуда выходятъ спирали, охватывающія двухъ центавровъ,-на всемъ встрѣчаешь цѣликомъ сильно выраженную романскую фантазію, неистощимое и пылкое воображеніе невѣдомыхъ мастеровъ, создавшихъ настоящіе chef-d’oeuvre’ы на капителяхъ церквей и монастырей. Кажется, что находишь здѣсь, среди элементовъ, способствовавшихъ образованію нашего романскаго искусства, замѣтное сѣверное вліяніе, пристрастіе къ декоративному мотиву въ видѣ завитка, изъ котораго, какъ будто привидѣнія, выходятъ фигурѣ: людей или животныхъ, - то, что называлъ порожденіемъ скандинавской фантазіи Куражо (Courajod), которому мы могли бы отвѣтить: порожденіемъ индѣйской фантазіи. Ибо всегда надо обращаться туда, къ большому животворному потоку, великому источнику жизни, гдѣ мы должны искать наши отдаленныя начала».


По тексту: порожденіемъ индѣйской фантазіи. - индийской (?)

Речь о подсвечнике из Аббатства Святого Ремигия (Saint-Remi Abbey) - это историческое бенедиктинское аббатство в Реймсе во Франции было основано в XI веке, внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом с западным фасадом базилики находится Музей Сен-Реми, представляющий историю Реймса.

«Именно въ началѣ XI в. мы видимъ бронзовое художественное производство разрабатываемымъ въ нѣмецкихъ и французскихъ провинціяхъ. Появляются крупныя вещи. Нѣкоторыя изъ нихъ должны напоминать собою знаменитые седмисвѣчники Іерусалимскаго храма».




Цитата из описания в Musée Saint-Remi: À sept branches, il mesurait plus de 6 mètres de hauteur, pour 5 mètres de largeur.
Так выглядел сам гигантский подсвечник. Акварельный рисунок Victor Charlier (1866-1939). Более 6 метров в высоту и порядка 5 метров в ширину. Изделие было украшено кабошонами из горного хрусталя.
Il présentait sur chaque pied les quatre évangélistes...
На опорах-ногах были изображены четыре евангелиста (?), а также несколько фантастических существ. Не очень понятно про евангелистов, поскольку ног-опор всего три (во всяком случае, на акварельном рисунке-реконструкции: 3 pieds).
Q. musees-reims.fr/oeuvre/pied-du-candelabre-de-saint-remi






Покусанные львами драконьи уши:




Детали можно рассмотреть по ссылке: https://charlesreeza.tumblr.com/post/685288432911646721/candelabra-foot-bronze-mid-12th-century-mus%C3%A9e

Deel van een kandelaar, afkomstig van het klooster van Saint-Remi te Reims.
© wikimedia



тема 2, светильники-лампы, драконы

Previous post Next post
Up