Бронзовая скульптура XIX столетия, находившаяся в знаменитом Mr. William Vanderbilt's House в Нью-Йорке.
Как ни странно, информации об этой фотографии и о самой скульптуре в сети не нашлось.
Описание коллекции в книге «Mr. Vanderbilt's house and collection» (1883-84 г.) представил Edward Strahan, который и употребил забавный термин «Японский Нептун»:
Размер бронзовой скульптуры в половину человеческого роста, композиция была установлена в одном из залов особняка Вандербильта на лакированной деревянной подставке. Великолепный дракон размещен за плечами «японского Нептуна», каждый волосок бороды которого, как и шипы на спине дракона, мастерски представлены в бронзе. Будто сотканное из шелковых и золотых нитей императорское одеяние традиционно украшено мотивом волн и драконами. Искусно переданы прозрачность и стремительность яростно вздымающихся из водоворота пенистых волн. Запах моря заключен в изысканном сосуде с благовониями, а японский дракон символизирует могучую силу морских глубин.
Если присмотреться к нижней лапе дракона, то можно разглядеть три огромных когтя. Это важный момент:
«Японские драконы зачастую имеют только три когтя, когда китайские изображаются с четырьмя или пятью (с пятью только на одеянии императора и его ближайшего окружения). Существует два мифологических объяснения этому явлению.
Первое гласит, что драконы впервые появились в Китае, но проживают во многих странах синосферы. Чем дальше от Китая проживает дракон, тем меньше у него когтей. Иными словами, если бы эти существа жили ещё дальше Японии, то они могли бы вовсе остаться без когтей.
Согласно второму объяснению, драконы происходят из Японии. Чем дальше бы они отдалялись от Японии, тем больше бы когтей у них вырастало, от чего драконы просто не смогли бы передвигаться по земле». © википедия.
Ещё одна цитата из издания 1883-84 г.:
«Only a glance is needed to show that the artist cannot repeat the usage of his mould; it is casting a cire Perdue, to give the term its most inevitable sense» © Edward Strahan.
Насколько я могу понять, речь идёт о способе изготовления скульптуры: cire Perdue - отливка с потерей восковой формы / метод утраченного воска.
Об этом способе отливки таким образом рассказано в журнале «Искусство и художественная промышленность» № 22 1900:
«Отливка с потерей восковой формы (à cire perdue), когда, покрыв модель слоем воска и положив её в форму, подвергают её сильному нагреванию, от которого тает воск, вытекающий потом чрез отверстия, оставленные для проникновения воздуха. Образуется таким образом пустота между моделью, представляющею желательное для художника выражение, и оправой. В эту-то пустоту и вливают металл. Все японские бронзы получены этим способом и потому мы так любим в них столь ощутительную мягкость отливки, - тот сочный вид, который делает их восхитительными, как для зрения, так и для осязания».
В коллекции Вандербильта в Нью-Йорке некогда хранилась скульптура «бога-дракона» Рюдзина, которого Edward Strahan назвал «The Japanese Neptune». Данные об изготовителе в книге, к сожалению, отсутствуют.
Рюдзин (Ryūjin / Ryujin / Ryojin яп. 龍神 Рю:дзин, «бог-дракон») в японской мифологии является божественным покровителем моря. Во многих легендах Рюджин обладает способностью принимать человеческий облик - при изготовлении нэцкэ его обычно изображали в виде старца, облаченного в одеяние китайского императора. Его переполненный несметными сокровищами подводный дворец охраняется другими драконами. Рюдзину приписывается власть над морскими драконами, рыбами и прочими морскими обитателями, которые служат богу-дракону в качестве вассалов. Рюдзин считается добрым богом и покровителем Японии, поскольку японское население на протяжении тысячелетий жило за счет даров моря. Он также считается одним из божественных предков японского императорского дома.
Японские драконы представляют собой сложную смесь нескольких культурных традиций. Большинство историй о японских драконах были привезены из Китая, Кореи и Вьетнама. Однако со временем в Японии получила распространение собственная местная мифология и появились собственные драконы.
откуда-то я взяла такую картинку
Мастерство изготовления потерянной скульптуры «The Japanese Neptune» из коллекции Вандербильта можно оценить, полюбовавшись на экспонат в Музее искусств Далласа.
Эта бронзовая скульптурная композиция очень популярна в сети.
Takenouchi no Sukune Meets the Dragon King of the Sea
Datierung: 1879-1881
137.16 x 101.6 x 66.04 cm
Meiji Period (1868-1912)
Designer: Sanseisha Company
Dallas Museum of Art
Такэноути-но Сукунэ был известным воином-государственным деятелем, которому приписывают выдающуюся жизнь. Говорят, что он прожил от 150 до 360 лет и служил советником или министром шести монархам. Наиболее известной среди монархов, которым он служил, была императрица Дзингу - легендарная императрица Японии, которая считалась 15-м правителем Японии в традиционном порядке наследования, использовавшемся до эпохи Мэйдзи. Такэноути-но Сукунэ сопровождал её в экспедиции в Корею. По возвращении он стал опекуном сына императрицы, будущего императора Одзина, вступившего на престол в 270 году.
Встреча Такэноути и короля Драконов Рюджина была популярной темой в искусстве периода Мэйдзи (1868-1912). Такэноути приснилось, что небо поручило ему уничтожить ужасное морское чудовище, которое терроризировало воды как для людей, так и для морских обитателей. Такэноути выполнил эту задачу с большой доблестью, и Король Драконов вышел из глубины, чтобы поблагодарить его и подарить повелевающую приливами и отливами драгоценную жемчужину.
Ещё одна интересная работа в бронзе, хотя и отличается по технике исполнения, но зато можно разглядеть детали скульптуры.
Король Дракон Рюдзин на крышке сосуда для благовоний. У него на руках поднос с золотым шаром, который является драгоценным камнем Рюдзина. Рюдзин подарил драгоценность Такэноути но Сукунэ, чтобы наградить его после того, как он убил ужасное чудовище.
Источник фотографий:
https://bertolamifineart.com/ru/inceneritore-eng/Japan, Meiji period, circa 1870-1880.
114 cm high
Япония, период Мэйдзи (1868-1912), ок. 1870-1880 гг.
Бронза, 114 см высотой
У ног Рюдзина, вероятно, видна черепаха Гэмбу (яп. 玄武), которая является его посланником?
Одно из самых ранних изображение бога-дракона находится в Чикаго, скульптура датируется XI- началом XII века.
Japanese sculpture in the Art Institute of Chicago, Illinois, USA. Dragon King, view 2, 11th to early 12 century, Japan, wood with traces of pigment.
Ryūjin, Dragon King of the Sea.
Japan; Netsuke; Netsuke 9.5 cm.
late 18th-early 19th century
The Metropolitan Museum of Art
По тегу «Драконы» добавила сегодня с десяток тем, не все, но хоть что-то. Печально, что нельзя указывать метки без публикации поста заново. Как-то одно время, можно было корректировать список тегов, куда-то всё делось в ЖЖ.