ВПН-2010. Часть IX. Украинцы

Mar 23, 2015 19:32

Продолжение публикаций по народам, предложенным в комментариях. Сорри за паузу, но конкретно эта карта у меня была на старом шаблоне, а переносить было лень.



2 миллиона - много это или мало? С одной стороны, третья по численности национальность. С другой - 55% падение по сравнению с тем, что было зафиксировано последней советской переписью. Как и у многих до этого рассматриваемых народов, депопуляция стала неконтролируемой после распада СССР, что однако, ни разу не означает что новые российские порядки стали настолько губительны в сравнении с советскими. Нет, ситуация даже немного улучшилась ведь в 90-х мини-парад суверенитетов был в головах даже у самых равнодушных к этому народностей. Просто ассимиляция к концу 20 века набрала максимальный ход и стала необратимой, смена статуса СССР-Россия здесь не причем. Плюс, имела место некоторая репатриация на историческую родину, но я бы не стал преувеличивать её масштабы - уехали в основном украинцы-жители закрывшихся северных поселков, остальные остались.

На европейской территории украинцы превышают 10% населения в 3 географически и исторически совершенно разных местах:
1) Один из районов Оренбурской области,
2) Ряд ЗАТО на Кольском полуострове (Североморск и мелкие поселки),
и 3) юго-запад Воронежской области.

К последней территории вопросов больше всего, ибо в 1989 году там было несколько районов с 50-80% украинцев (то есть с самым настоящим большинством). Плюс, то же самое в одном из районов Белгородской области. Но к моменту первой российской переписи все эти районы разом обрусели: к 2002 минимум на половину, к 2010 - ещё больше. Меньше всего пострадал Ольховатский район, в котором сегодня 32% украинцев (наивысший показатель в стране, в 1989 было 76%), больше всего - Ровеньский, где от 75% осталось 7 (!). То, что это искусственное занижение, сомнений не вызывает, но совсем не понятны мотивы. Здесь же никакой логики, ну кому могли помешать несколько сельских районов на отшибе, которые к тому же и так превосходно бы русифицировались за чуть больший срок?

В Краснодарском крае украинцы заметны исключительно в приморских городах (а не там, где должны были быть по идее), ну и стоит отметить почти полное отсутствие в северном Поволжье: в Чувашии и Мордовии их даже меньше чем в Северной Осетии или КБР.

В Сибири и на Дальнем Востоке диаспоры крупнее. В освоении ХМАО и ЯНАО украинцы сыграли важную роль, да и сейчас кое-какая трудовая миграция туда заметна невооруженным взглядом. В результате в целом ряде городов украинцев больше 10%, а 5+% есть почти везде. Такой же повышенной долей отличаются Магаданская область и Чукотка, но тут стоит помнить что после развала СССР эти места настолько сильно обезлюдели, что в отдельных районах 5-10% от населения могут скрывать за собой несколько десятков человек.

Пик украинского населения Сибири приходится на Омскую область и Алтайский край. Причем районы почти полностью коррелируют с рассмотренной ранее территорией компактного проживания российских немцев. Где много немцев - там много украинцев, и наоборот. Если в нефтегазовых округах украинцы поголовно горожане, то тут большинство - сельские жители. Максимум - 21 и 25% - достигнут в двух сельских районах к югу от Омска, которые плавно перетекают в казахстанскую целину (или являются её частью, кому как нравится). Кстати, в этих двух районах удельный вес украинцев за постсоветский период снизился, в отличие от Воронежской области, не в несколько раз, а чуть более чем на треть, то есть не так сильно, как в целом по стране. Вот так и должно быть в местах компактного проживания этноса (вместо той порнографии, которую нарисовали в Черноземье).

К следующей переписи доля украинцев, скорее всего, сократится ещё большими темпами - возрастная структура у них даже по сравнению с финно-уграми и немцами ужасающая. Хотя, благодаря украинцам Крыма они вероятней всего даже останутся третьими по численности после русских и татар, но башкиры их практически догонят. А если вынести Крым за рамки, то можно смело утверждать, что межгосударственная российско-украинская граница постепенно становится межэтнической. Пока, разумеется, только с восточной её стороны.
Previous post Next post
Up