Музей льна в Коломне. Часть I

Jun 17, 2016 19:39

Оригинал взят у vittasim в Музей льна в Коломне. Часть I
В музее представлена коллекция старинных русских костюмов, рушников, прялок. Здесь можно узнать все о льне, льноводстве и льноткачестве, о превращения льна из семечка в одежду, о том, как получить пряжу с помощью веретена и прялки, о принципе работы ткацкого станка.






















Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка), полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.







Предмет обыденного и ритуального назначения; в обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.







Рушник изготавливается из льняного (раньше - также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30-40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты.







В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные - символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные - дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические - ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.







До XVIII-XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.







Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.




В письменных источниках слово сорочка впервые появляется в начале XIII века. Др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срачка, сракъ.







На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой (вышиванка) по самым «уязвимым» для злых сил местам - у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно - по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно - петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.







Подмышками вшивали квадратные ластовицы, по бокам от пояса - треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо был выполнен в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу.




Длина типичной сорочки - немного выше колен. По бокам на подоле делали небольшие надрезы - прорехи. Нарядные сорочки украшались нашивками - поперечными полосками по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами.



Коломна, лён. музеи, народное творчество, искусство, традиции, вышивка

Previous post Next post
Up