Feb 11, 2024 13:43
Получил письмо от школьника, сделавшего работу над ошибками, где, в ответ на одно из моих замечаний, он пишет: "Кстати, М. З., а вы уверены, что 4x^2 - 5 раскладывается на множители? У меня другое мнение на этот счёт..."
... казалось бы, за 25 с лишком лет преподавания, пора уже привыкнуть к тому, что даже несколько раз повторённое может быть полностью пропущено мимо ушей... Да, в общем, я и привык. Но всё же каждый раз недоумеваю в отчаянии, ибо каждый же раз меня с этим застигают врасплох.
Впрочем, не совсем так: отчаяние возникает ровно тогда, когда я... ну никак не ожидаю от ученика (собеседника) того, что он абсолютно всё пропустит мимо ушей. Вот и здесь тот же случай. И характерный апломб в ответе -- такое среди учеников, впрочем, встречается крайне редко, к счастью (среди просто собеседников -- в десятки раз чаще)... Ну да леший с ним, с апломбом -- лишь бы на следующее повторение уши не были бы закрыты, и ученик (собеседник) просто понял бы (прочёл), что ему сказано (написано).
***
Но вообще возникает отчаяние и от того, что, казалось бы столько лет в профессии, а с первого раза объяснить всё, "разложить по полочкам", получается, не умею... Нужно ещё и ещё раз повторять, и заметной частью без надежды на успех (раз получаю такие письма). Однако встретил тут как-то где-то мысль о том, что преподаватели, у которых все всё понимают как будто бы с первого раза, которые сразу всё приводят в стройную и, главное, простую систему, сходу учениками воспринимаемую и запоминающуюся, которые не то чтобы "разжёвывают" всё для студентов, так что последним остаётся лишь проглотить, но максимально упрощают им самостоятельную работу, на самом деле не такие уж выдающиеся и хорошие, как о них принято думать. -- Вопрос спорный, конечно, но хотя бы нечто от верного в такой формулировке несомненно есть: в конце концов, простая система или схема может создавать опасную иллюзию простоты предмета изучения, на самом деле в разы более сложного (в математике такое, впрочем, проиллюстрировать не удастся, скорее всего, ибо она по сути своей крайне проста, но в других науках -- запросто). С другой стороны, тот, кто "живёт на всём готовом", как известно, подготовлен к самостоятельной жизни гораздо хуже, чем вынужденный самостоятельно добывать себе пропитание... Экзамены, готовясь к которым (в отсутствие адекватного конспекта или пособия) мне хотя бы изредка приходилось самостоятельно развивать теории и доказывать самому утверждения, были, конечно, самыми полезными в моей жизни. Сколько бы я ни клял небрежность лекторов (отнюдь не редкую), собственную невнимательность на занятиях (разумеется, и я многое во время учёбы пропускал мимо ушей) и лень, по которой я откладывал разбор пропущенного и непонятого до того момента, когда спрашивать лектора бывало уже и неудобно...
... потому, в частности, меня если не выводят из себя, то уж заведомо отвращают уверенные советы некоторых "знатоков" о том, как надо преподавать. Имеющих по этой части свою как будто бы простую и ясную систему и уверенных, конечно же, в универсальности её. Впрочем, самое удивительное для меня в том, что и у них ученики проваливаются на экзаменах и т. д., но они ни на секунду не сомневаются в своих системах и всё так же говорят о них как об универсальных... О чиновниках от образования часто говорят, что это люди, ни дня не проработавшие в школе или вузе (и потому у нас с ними так всё плохо). Однако очевидно, что, приди в образовании к власти именно такие "знатоки", будет стократно хуже... что, впрочем, я уже не раз (на "локальных уровнях") наблюдал.