На плоту по шведской реке - окончание

Aug 06, 2016 00:01

И окончание, потому что у ЖЖ три дня одним постом не влезают из-за фотографий. :-/

День четвёртый

Чудесный день! Очень солнечный и жаркий, самое то для плаванья.
- Ну почему мель была вчера, а не сегодня? Я бы не отказалась по такой погоде немножко поплескаться, - мечтаю я. "Да на здоровье!", - отмечает в планах судьба, просто вслух этого пока не говорит.

Антон искусан комарами так, что глаза заплывают. Нисколько не сомневаюсь, что у него аллергия и на них тоже, не может обычный человек настолько распухать от их укусов, когда окружающие и не чешутся. Но, увы, папа из Питера вместо спрея от комаров привёз электрофумигатор.

А Ярослав не вкусный, его не едят. Кроме того он постоянно им "аплодирует", чем сводит меня с ума. Не могу смотреть, как он безостановочно бегает и прыгает по плоту туда-сюда, пытаясь перебить всех комаров на реке.

Мы выплываем едва ли не первыми, но двигаемся довольно медленно, потому что ленивы: без крайней необходимости не гребём и шестом не отталкиваемся. А кроме того, нам явно чаще других приходится останавливаться, чтобы выкопать ямки (эвфемизм такой). Выглядит это примерно так. Все лежат, отдыхают, греются на солнышке, рассматривают карту и проплывающие в небе облака.

- Я хочу в туалет, - внезапно заявляет Антон.
Все подрываются, начинают бегать с вёслами, верёвками, шестом, каяком... Наконец, мы подгребаем ближе к берегу, Глеб выплывает вперёд и цепляет верёвку, подтягиваем плот к берегу и выскакиваем с лопаткой наперевес.
- Я уже давно сказал, что хочу в туалет! А вы слишком долго причаливали!!! - обвиняюще кричит Антон. >___<

Неудивительно, что за всей этой суматохой нас легко догоняют немцы. Они - парни мускулистые, вёслами просто для разминки машут, а не с целью "выживания". Некоторое время мы плывём совсем рядом друг с другом. Они отмечают нашу "неузаконенную перепланировку" в виде "балкона" и советуют забить брёвна на место. Ах! Такие душки! Им это всё так легко и просто! Но не все такие сильные, как они.

Проплываем мимо какого-то домика, со стороны которого доносится громкая музыка: на скамеечке на солнышке сидит мужик с аккордеоном и просто так играет разные мелодии, останавливаясь только затем, чтобы перевернуть ноты. Таааак здорово!

Наконец, где-то в середине дня до города остаётся всего один поворот реки. Мы, с одной стороны, рады, а с другой - боимся не суметь припарковаться в "самый ответственный момент". Ну хорошо, не самый: самый-самый будет завтра. Но запасы продовольствия хотелось бы пополнить, иначе будем до самого Карлстада сидеть на одной картошке с луком. Так что заранее слегка жмёмся вправо, не обратив внимания на зелёную точку по левому берегу на карте: знак, что нужно взять левее. В общем-то, не так сильно мы и сдвинулись направо, но этого оказалось достаточно.

Дно заметно повышается и я решаю пройтись пешком. Скорость плота всего 2-3 километра в час, так что ничего сложного в прогулке нет. Можно даже немного подтолкнуть плот, чтобы двигался чуть-чуть быстрее. День такой чудесный! Солнце жарит вовсю! Пытаюсь скинуть в воду Ярослава. Ха. Он визжит и выворачивается, а за плот может намертво зацепиться одним мизинцем ноги и забраться обратно, не намочив ни волоска. Проще кошку заставить упасть на спину, чем Ярослава сбросить с плота! Ну и ладно, пройдусь одна. Но скоро прогулка перестаёт радовать: воды уже по колено, но сделать мы ничего не успеваем ни руками, ни шестом - плот садится на мель. И так просто, как впрошлый раз, нам с неё уже не слезть: походив туда-сюда мы обнаруживаем, что стоим-то в самом глубоком месте посреди едва покрытой водой песочницы. Немцы проплывают мимо едва ли в двадцати метрах от нас. Уууууу, немцы...

Тут и начинается аттракцион по выходу обратно на глубину. Мы ходим туда-сюда по необъятному мелководью, промеряя глубину в разных местах и пытаясь найти траекторию, по которой можно выбраться туда, где плот сможет плыть. Мелко везде! Решительно везде! Вода даже близко до колена мне не достаёт. Пробуем тащить плот назад, против течения, но у нас не хватает сил, потому что брёвна зарываются в песок. Глеб предлагает всё-таки пробиваться вперёд и говорит, что нашёл самый короткий путь через мель. Жаль, что я сразу туда не сходила проверить, потому что мы сели ещё глубже: как оказалось, Глеб просто ошибся градусов на тридцать. Я нахожу ту дорогу, о которой он говорил и отмечаю новые ориентиры.

Дети уже давно слезли с плота и развлекаются на тёпленьком мелководье, а нам не до смеха, мы пытаемся толкать две тонны по песку. В ход идут рычаги, но сил у нас явно маловато, чтобы перевалить через песчаный холм.

На счастье мимо проплывают на каноэ двое с другого плота - мужчина с сыном лет пятнадцати. Они охотно соглашаются помочь нам, и мы толкаем плот уже вчетвером. Скоро к нам присоединяется их друг. Пока все толкают плот сзади, я изо всех своих сил толкаю спереди вбок, направляя его на правильный курс, иначе его сносит течением на всё меньшую глубину. Не скажу, что это было хотя бы на пятую часть так же тяжело, как строить плот, но вымотались мы здорово.

Примерно через час тяжёлого ползанья по мели в пяти метрах впереди появилась полоска тёмной воды с хорошим течением и мы радостно поднажали. Но, оказывается, мы видели основное течение, а глубина начиналась даже раньше. Я, толкая плот по колено в воде, просто увидела перед собой обрыв в тёмное никуда и изо всех сил рванула назад:
- Всё! Всё! Там уже глубоко! Все наверх!!! Быстро!
И закидываю Антона, первого подвернувшегося под руку. Посчитайте-ка, сколько нужно шести метрам плота, чтобы дойти до этого провала на скорости пусть даже два километра в час! У меня получается что-то около десяти секунд. А ведь мне тоже нужно было пробежать эти метры до кормы, да ещё против течения! Ярослава я заталкивала наверх уже не касаясь ногами дна. А меня вытащил на палубу Глеб, который заскочил первым.

На самом деле, если бы я даже отстала от плота, ничего страшного не было бы: наши добрые помощники на каноэ наверняка подбросили бы. :-)

Вот так "весело" мы провели самое жаркое время дня. Зря, зря я утром говорила, что хотела бы искупаться и жалела о вчерашней мели... вот, выпросила. :-) С этого момента мы стали относиться к мелям куда серьёзнее и каждый подъём дна заставлял меня нервничать и затаивать дыхание. Ещё несколько раз нам везло вовремя отгрести и оттолкаться шестом от мелководья, так что больше мы ни разу на мель не садились до самого конца плаванья. Но напряжённых моментов хватало. Мели непредсказуемы: где-то их размывает, а где-то намывает новые, так что не все они отмечены на карте. Нас об этом предупреждали.

Но и на этом препятствия по пути к магазину не закончились! Уже после поворота, выискивая удачное место для стоянки, мы угодили в обратное течение. И на этот раз пришлось изрядно потрудиться, чтобы выбраться из него. Мы гребли изо всех сил, пыталясь вернуться в поток, до которого было рукой подать: мы же видим его в трёх метрах перед нами! Но плот всё сносит и сносит к берегу и тащит назад, и стоим мы постоянно возле одного и того же камня... аж тошно уже на него смотреть. Скорее всего, мы просто слишком устали после мели. Но выгребли всё-таки.

А парковались "в два этапа": сначала зацепились верёвкой в одном месте, потом потихоньку стравливали её, перемещаясь в более удобное для высадки место. Может, и глупо, но очень уж хотелось попасть в магазин! И сил уже не было геройствовать.

Папа с мальчишками ушёл за покупками, а я осталась наводить порядок и сторожить плот. А заодно прикидывала, сколько же мы должны пройти за сегодняшний день, чтобы завтра успеть добраться до базы, разобрать плот и не опоздать на автобус? Выходило оооочень много. Едва ли не столько же, сколько мы уже прошли за сегодняшний день, хотя дело уже шло к вечеру. А ведь говорят, что река здесь становится шире и медленнее, то есть наша скорость ещё упадёт.

Добытчики вернулись не только с едой, но и с "морожным-пирожным". В прямом смысле слова: они притащили и пироженые, и мороженое. И вот ситуация: в экипаже у нас четыре человека, а мороженых в коробочке шесть! И их нужно съесть срочно, чтобы не растаяли. :-) Какая же красота: плыть по реке на плоте и есть мороженое! Жизнь снова стала прекрасной и замечательной.

Река впереди действительно разлилась и замедлилась. А значит, стала богаче на мели. Мы теперь часто сидели, вглядываясь в воду и стараясь прикинуть, какого маршрута придерживаться: правее? Левее? А ещё стало намного больше комаров. Раз в сто.

А берега, как назло, пошли сплошь непригодные для причаливания. Мы плыли дальше и дальше, становилось всё темнее и темнее, и нам поневоле вспоминался первый вечер нашего плаванья. Но кругом были либо мели, либо топкие, заросшие травой места, куда опасно было соваться.

Нет, конечно, неплохо было проплыть сегодня побольше, чтобы не опоздать завтра: мы совершенно не представляли себе, сколько времени может уйти на разборку плота, который мы строили целый день, а в 16 часов мы обязательно должны сидеть в автобусе. Но дело уже шло к девяти часам вечера и мы здорово устали. А больше всего нас донимали комары, с которыми раньше особых проблем не наблюдалось. Ну, кроме одной, в форме Ярослава, опасно скачущего за ними по плоту наподобие котёнка.

Наконец, уже в сумраке показалось пригодное местечко. Правда, там уже стоял чей-то плот, но сил искать что-то другое не было, и мы решили причаливать чуть выше по течению. Вообще мы видели, что многие причаливали рядом друг с другом, на плотах ли, на каноэ ли, так что не думаю, что это "неэтично", к тому же на глаза друг другу мы не планировали попадаться и не попадались.

Ну и конечно же, всё оказалось не так просто! :-)

И для разнообразия в этом была именно моя вина: я забыла приготовить причальную верёвку после Экшерада, где мы ходили в магазин. Мороженому обрадовалась, как жалкий суслик. А брошенная впопыхах верёвка оказалась сильно запутана, так что её длины не хватило в тот самый момент, когда Глеб пытался зацепить её за дерево, так что нас просто снесло. >___< Впрочем, Глеб оказался на высоте, ловко и быстро отыскав другое дерево, да и обратное течение, в которое мы вплыли, получается, по доброй воле, тоже помогло в некоторой степени. Так или иначе, но мы довольно благополучно припарковались на ночь.

Место, для разнообразия, оказалось весьма и весьма неплохое: и пологий выход на берег, и лес, и дома́ не видны. А как выбираться из обратного течения мы завтра решим, на свежую голову.

Единственное, что было плохо, - комары. Море комаров, тучи. Комариный заповедник. Антона пришлось затолкать в ещё не разложенную палатку, пока его не обглодали до косточек. Стоило бы то же самое сделать и с Ярославом, потому что на следующий день он оказался страшно искусан, не меньше тридцати пятнышек было только на лице, наподобие сыпи.

Мы как могли быстро расположились и легли спать. Только наш храбрый папа ещё плавал на каяке, перевязывая парковочные верёвки, и бродил с фотоаппаратом по окрестностям.

День пятый и последний

И грустно, и радостно: сегодня последний день нашего путешествия.

Конечно, мы устали за эти дни. Хотя и не настолько сильно, как во время стройки. Устали грести и постоянно высматривать кругом опасности. Устали жить без удобств на маленькой площади плота. А главное, устали вечером переживать о месте для ночёвки и возможности причалить.

Но... всё-таки это было здорово. Необыкновенное путешествие, которое точно запомнится на всю жизнь. А ещё это замечательное чувство "ничего себе! Мы смогли! Мы можем ТАКОЕ!!! Чего большинство людей никогда в жизни даже и не решится попробовать!". И немножко, самая малость, сумасшедшинки как в фильме "Невероятная жизнь Уолтера Митти" (если не смотрели - посмотрите, пожалуйста, он красивый и добрый).

И, что интересно, меня в течение этих пяти дней совершенно не тянуло к компьютеру, хотя я уже давно "не могу без него жить". Я включила телефон только в Экшераде, немного поболтала с друзьями, потому что меня распирало от эмоций, и на этом всё. Даже фотографировала я не так много, как ожидала.

Может быть это потому, что путешествие на плоту оказалось таким неспешным, медитативным... Вроде бы иногда случаются авралы и нужно срочно грести, отвязывать, тащить - в общем, срочно выживать. Но в остальное время только одни картины сменяются другими и кажется, что можно так плыть бесконечно. Время останавливается. Детям слегка не хватало этой размеренности и спокойствия в душе, но всё-таки и им понравилось. Как часто с теплотой вспоминает о нашем путешествии Ярослав: "Хорошие были времена, когда мы плавали на плоту".

Мы привыкли постоянно вглядываться в изгибы реки, отмечая всё, что может помочь определить наше местоположение на карте. Ах, эта карта! Сколько мы смотрели на неё, как беспокоились перед каждым приближающимся "приключением"! Как пытались промерить без курвиметра пройденный и оставшийся путь! И так много значили для нас эти жёлтые и зелёные кружочки! Здесь мы хорошо прошли, а здесь ошиблись, а вот тут и вовсе ничего особенного не заметили.

Честно говоря, я так и не решила для себя, справились бы мы с восьмидневным путешествием или нет. И даже хватило ли нам пяти дней. Такое ощущение, что у нас только-только начало всё получаться и вот - конец дороги. Наступил последний день существования маленького "кораблика", построенного нашими руками.

Выплыли мы утром, судя по всему, самыми первыми. Обратное течение, в которое мы встали вечером, нанесло за ночь такое количество лесного сора и пены к нашим бортам, что Ярослав чуть не шагнул прямо на этот мусор, приняв его за продолжение берега, насилу поймала. Но течение оказалось таким слабеньким, что мы легко вышли из него, не почувствовав заметного сопротивления.

Дорога в этот день не была особенно сложной. Она изобиловала мелями, но мы удачно обошли их все, хотя и пережили множество беспокойных минут, глядя то на близкое дно, то на чаек, сидящих на песочке совсем рядом с нашим маршрутом, почти в середине реки.

Как ни странно, к финишу мы пришли первыми, как и мечталось мальчишкам. Хотя мы и выбрали на последних полутора километрах самое медленное течение вдоль берега, но около полудня уже разгружали плот, как и расчитывали. Следующими прибыли немцы и, как и три дня (и целую жизнь) назад, пристроились слева от нас. Разве что теперь это было "выше по течению", а не "ниже".

Разбирать плот оказалось бесконечно проще, чем строить. Самое главное - не приходилось выбирать и таскать брёвна! Их нужно было просто отвязывать и сталкивать в воду, а дальше уж они сами плыли в ловушку ниже по течению. А самой большой сложностью было заставить себя залезть в холодную воду по пояс, чтобы достать до верёвок дальнего от берега борта. Брррррр! Как вспомню, так хочется под одеяло залезть. А ещё нужно было аккуратно смотать два ящика верёвок. Я так стёрла руки за нашу "одиссею", что меня родной телефон больше не узнавал по отпечаткам пальцев, да и сейчас ещё сомневается. Но справились мы весьма быстро, так что когда прибыл плот с собакой (я про него рассказывала в первой части), они уже смогли занять наше место.

Папа с мальчишками нашёл тележку, загрузил ящики с аккуратно упакованным снаряжением и сдал их на базу. Культурная страна - никто ничего не пересчитывал и не проверял. А ведь мы с Глебом независимо друг от друга, не сговариваясь и непонятно зачем, умыкнули по коробку спичек. :-)

Всё, после этого мы оказались совершенно свободны. Взяли свои рюкзаки и отправились на автобус, чувствуя себя как-то странно. Земля под ногами была какой-то слишком уж устойчивой и неподвижной. Мне наши габариты казались непривычно маленькими. А Глеб невольно оценивал деревца как потенциальные шесты. И мы не могли спокойно смотреть на брёвна, особенно трёхметровые.

Нет смысла описывать нашу обратную дорогу, она была удивительно скучной после плаванья. Домой мы добрались в двенадцатом часу после долгого-долгого семнадцатичасового дня.

Да, наверное, мне всё-таки больше грустно от того, что путешествие закончилось.

Разве что один забавный момент в метро до сих пор заставляет меня улыбаться. Какая-то девушка, не зная, что я имею отношение к усталому и уже почти спящему стоя Ярославу, прямо у меня на глазах "незаметно" сфотографировала его и выложила в инстаграм. Мне не видно было, что она там в коментариях написала, но если вы наткнётесь где-нибудь на фото жестокого обращения с восьмилетним мальчиком путём нагружения его большущим зелёным рюкзаком, то знайте, что внутри рюкзака лежит спальник весом 0,9кг и несколько грязных футболок. :-)