С.В. Посадский
Имманентность
Бога (от лат. immanens, родительный падеж immanentis - пребывающий в чём-либо) -
богословское понятие, отражающее присутствие и пребывание Бога в созданном Им мире, подчеркивающее Его Самораскрытие в откровении и доступность познанию.
В христианстве Бог предстает не только как непостижимое Существо, но и как Существо, раскрывающее Себя творению. «В Личности Богочеловека Христа
трансцендентная Божественная Истина стала имманентной человеку, - учит св. Иустин Попович, - представляет непосредственную, вечно живую историческую реальность».
Вместе с тем, согласно учению Церкви, имманентным является только внешний, деятельный и энергийный аспект Божественной жизни, но не
Божественная сущность. «Мы утверждаем, что познаем Бога нашего по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности, - говорит св. Василий Великий, - Действия Его к нам нисходят, но сущность Его остается неприступною». Приоткрывая Себя в Своих
энергиях (действиях), Бог остается трансцендентным тварному миру по сущности. Присутствуя в мире лишь Своими благодатными энергиями, Он в то же время не отождествляется с тварным бытием, остается запределен миру. Таким образом, Бог выступает одновременно имманентным и трансцендентным Своим созданиям. «В имманентности Откровения Бог утверждает Себя трансцендентным творению», - говорит православный богослов В. Н. Лосский.
Источник
здесь.