О непосредственном откровении по учению Слова Божия (часть 2)

Dec 06, 2010 08:41


Новомуч. Михаил (Новоселов)

(начало здесь)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 4-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ
Четвертое утверждение гласит: эти откровения были предметом веры святых исстари.


Это положение с ясностью вытекает из самого понятия веры и рассмотрения того, что составляет ее предмет. Вера, - говорит ап. Павел, - есть осуществление ожидаемого, обличение вещей невидимых, - а это есть, как поясняет Апостол в той же главе на многих примерах, не что иное, как твердое и непреложное верование ума в то, на что он полагается и чем в некотором смысле обладает, ибо ожидаемое является осуществляющимся благодаря доверию к обетованиям Божиим; и таким образом чрез свою веру душа получает твердую, непоколебимую уверенность в вещах невидимых или еще не осуществляющихся.

Предмет веры - Бог глаголивый
Предметом этой веры является обещание, слово или свидетельство Бога, говорящего уму (духу) человека. Отсюда обычное выражение, что предметом веры является Бог глаголивый. Это явствует из всех тех примеров, приведенных в этой главе Апостолом, где вера основывалась не на каком-либо внешнем свидетельстве, не на слове или писании человеческом, но на откровении Божией воли, объявляемой человеку во внутреннем откровении, как было, например, с Ноем. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он мир, и сделался наследником праведности по вере.

Вера Ноя
Что было здесь предметом веры Ноя, как не Бог, говоривший к нему!? У него не было ни писаний, ни пророчеств, унаследованных от кого-либо, жившего раньше его; не было даже содействия церкви или народа для поддержки его, - и, однако, вера его слову Божию, которою он прекословил всему миру, спасла его и его дом.

Вера Авраама
Замечательным примером того же является Авраам, получивший поэтому наименование "Отца верующих". О нем сказано, что он сверх надежды поверил с надеждою. В чем же выразилась его вера? В том, что он не только охотно покинул страну своих отцов, но и пошел, не зная, куда идет; в том, что он поверил относительно рождения Исаака вопреки естественной вероятности; но более всего в том, что он не отказался принести его в жертву, не сомневаясь, что только Бог был в силах воскресить его из мертвых, - его, про которого было сказано ему, что в Исааке наречется тебе семя. И, наконец, в том, что он положился на обещание, что семя его будет владеть землею, на которой сам он был только странником.

Предметом веры Авраама во всем этом было не что иное, как только внутреннее, непосредственное откровение, или: Бог, объявляющий Свою волю ему внутренне и непосредственно чрез Своего Духа.

Раньше упоминалось также о внешних голосах, явлениях и снах, как путях откровения. Поэтому уместно сказать о возможном возражении по поводу этого пункта.

1-е возражение
Могут сказать, что те, кто теперь основывает свою веру на непосредственном и объективном откровении, также должны слышать внешние голоса, иметь видения или видеть сны и явления.

Нельзя отрицать, что Бог пользовался служением ангелов, которые издревле, в образе людей, внешним образом говорили святым, и что Он многое открывал им в сновидениях и видениях. Едва ли можно утверждать, что эти способы откровения прекратились. Господь властен и свободен являть Себя Своим чадам, как Ему угодно. Но, рассматривая предмет веры, мы должны держаться не того, как это бывает иногда и приспособительно к обстоятельствам, а того, как это происходит всегда и независимо от частных условий.

Кроме того, мы должны делать различие между тем, что само по себе подвержено сомнению и заблуждению - и потому приемлется ради и по причине другого, и тем, что не подвержено никакому сомнению, но принимается просто ради самого себя, будучи самою первою и самобытною истиной.

Откровения в снах и видениях
Теперь рассмотрим, в каком смысле или насколько эти внешние голоса, явления и сновидения были предметом веры святых. Обусловливалась ли эта вера тем, что они были просто голосами, явлениями или сновидениями ? Разумеется, нет; ибо святым не безызвестно было, что и дьявол мог бы породить звуки слов, довести их до внешнего слуха и обмануть внешние чувства, делая видимыми вещи, которых на самом деле нет. Да и сами мы разве не знаем по опыту, что почти то же самое могут производить фокусники, благодаря проворству своих рук? Поэтому Господь и воспретил святым основывать свою веру на таком ложном основании, как внешние и ошибающиеся человеческие чувства.

Что же, в таком случае, внушает доверие этим видениям? Конечно, не что иное, как только сокровенное свидетельство Духа Божия в их сердцах, убеждавшее их, что голоса, сны и видения были от Бога. Авраам поверил ангелам; но кто сказал ему, что эти люди были ангелы? Не должно думать, что его вера основывалась тогда на внешних чувствах: она проистекала из сокровенного убеждения Духа Божия в его сердце.

Итак, влияние Духа должно быть признано - прежде всего и главным образом - предметом веры святых. Без этого нет истинной и определенной веры, и чрез это много раз вера зарождалась и укреплялась без какого-либо из названных внешних или видимых пособий, что мы можем видеть из многих мест Св. Писания, где только находим: И сказал Бог... И было слово Господне к тому-то и к тому-то.

2-е возражение
Но если бы кто стал упорно утверждать, что для откровения нужен внешний, слышимый голос для плотского уха, то таковому упорствующему можно бы ответить вопросом: какое доказательство может он привести в пользу этого утверждения, кроме своего собственного простого предположения? Да, ведь и сказано: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, а не нашему внешнему слуху (Рим.8:16). И так как Дух Божий есть в нас, а не только вне нас, то Он и говорит нашему духовному, а не плотскому уху. Поэтому, когда так часто говорится в Писании: Дух сказал, побудил, воспрепятствовал, призвал того или другого - сделать или удержаться от того или другого дела, во всех этих случаях нет основания заключать, как того желают некоторые, что это был не внутренний голос к духовному слуху, а внешнее слово к плотскому уху, В пользу такого мнения едва ли можно привести серьезные доказательства.

Из всего вышесказанного естественно прийти к следующему заключению, завершающему доказательство рассматриваемого 4-го утверждения:

То, во что кто-либо твердо верит, как в начало и основание своей надежды на Бога и жизнь вечную, то составляет предмет его веры,

А так как внутреннее и непосредственное откровение Духа Божия, говорящего в святых и к святым, признавалось ими за начало и основание их надежды на Бога и жизнь вечную, то, поэтому, эти внутренние и непосредственные откровения являлись предметом их веры.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ
Переходим к пятому и последнему утверждению, что это же самое продолжает быть предметом веры святых до сего времени.

Возможно, что согласные с предыдущими положениями окажутся противниками этого последнего. Тем не менее, в самом этом положении заключен очень веский довод, подтверждающий истину данного утверждения, а именно, что предмет веры святых один и тот же во все века, хотя и проявляется различно.

В самом деле, где вера одна, там и предмет веры один. А что вера - одна, это определенно высказывает Апостол (Еф.4:5), сопоставляя одну веру с одним Богом; это значит, что утверждать две веры так же нелепо, как утверждать двух богов.

Вера древних святых одинакова с нашей
Кроме того, если вера древних (ветхозаветных) была не тождественна с нашей, т.е. не была в существенном согласна с нею и одинаково определяема, то к чему было бы Апостолу (Евр.11) пояснять определение нашей веры примерами веры святых или стараться возбудить ревность нашу примером Авраама, если вера последнего существенно разнилась от нашей? Никакого различия не возникает из того, что они верили во Христа по отношению к его внешнему явлению в будущем, а мы - как уже в явившегося: ибо они тогда так верили в Него, имеющего прийти, что чувствовали Его присутствие с ними, и свидетельствовали, что Он близко, поэтому Апостол и говорит: все они пили из духовного последующего камня: камень же был Христос. И мы верим благодаря Его прошлому пришествию так, как будто также чувствуем и знаем, что Он находится с нами, и мы вкушаем Его. "Если только, - говорит Апостол, - нет в вас Христа, вы отвержены". Итак, вера наша одна и завершается в одном и том же предмете.

Что касается второй части умозаключения, т.е. что предмет один, когда вера одна, то Апостол и это доказывает в вышеупомянутой главе, где он на примерах древних показывает нам все, достойное подражания.

В чем же теперь нужно им подражать, как не в том, что они верили в Бога? И что было предметом их веры, как не внутреннее, непосредственное откровение, как это было раньше показано? Их пример может быть применим к нам только в том случае, если мы верим в Бога, как они, т.е. чрез тот же самый предмет. Апостол поясняет это в другом месте собственным примером (Гал.1:16). Он повествует о себе в послании к Галатам, что, когда Бог благоволил открыть в нем Сына Своего, он не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, но уверовал и повиновался. Тот же Апостол, увещевая евреев (Евр.13:7) следовать вере их наставников, приводит такое основание: Иисус Христос (цель и предмет их веры) вчера, и сегодня, и во веки Тот же, очевидно внушая этим мысль, что в предмете веры не произошло изменения.

Что касается разнообразия проявлений, то это не может служить возражением против высказанной мысли: тот же Ап. Павел, трижды упоминая об этом разнообразии (1Кор.12:4,5,6,), приводит всегда к одному и тому же предмету: один и тот же Дух, один и тот же Господь, один и тот же Бог.

Затем, если бы предмет веры был не один и тот же у нас и у них, то отсюда следовало бы, что нам пришлось бы познавать Бога каким-нибудь иным путем, а не чрез Духа. Но это уже очевидная нелепость.

Многие из несогласных с доказываемым утверждением соглашаются, что Бог познается чрез Духа, но отрицают опять-таки, что это бывает непосредственно и внутренним образом, а только в Писании и чрез Писание, в котором истины Духа, по их мнению, высказаны вполне и окончательно, - и ими мы должны познавать Бога и во всем руководиться.

Христиане должны и теперь руководиться Духом, таким же образом, как древние святые
Так ли это? Действительно ли теперешние христиане не должны быть руководимы внутренно и непосредственно Духом Божиим, как это было с древними святыми? Едва ли.

Начнем рассмотрение вопроса с обетования Христова, о котором мы узнаем из 14 гл. Ев. Иоанна: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет (ст. 16-17). Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам (26).

То же находим в 16 гл.: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам (ст. 13).

Кто же это, о ком идет здесь речь? Он именуется различно: Утешителем, Духом истины, Духом Святым, Посланником Отца во имя Христа.

Уже этим достаточно изобличаются те "плотские" христиане, которые не знают и не признают никакой внутренней духовной силы, кроме простой, естественной, чем достаточно свидетельствуют о себе, что они от мира, который не может приять Духа, потому что не видит Его и не знает Его (Ин.14:17).

Где обретается этот Дух? "Он с вами пребывает и в вас будет" (там же).

Дух Божий живет в людях
Это пребывание Духа в христианах, с одной стороны, является фактом, который нужно хорошо знать - и в него верить, с другой, - положительно утверждается в Св. Писании, как только может утверждаться что-либо другое.

"Вы не по плоти живете, - говорил Ап. Павел в послании к Рим.8:9, - а по духу, если только Дух Божий живет в вас". И в другом месте (1Кор.6:19): "Не знаете ли что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, и (1Кор.3:16) что Дух Божий живет в вас?"

Без этого Апостол не признает никого христианином. "Если же, - говорит он, - кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". Эти слова непосредственно следуют за вышеприведенными словами из послания к Римлянам: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас".

Дух, живущий внутри, - главный признак христианина
Это место показывает, что Апостол считает присутствие Духа Божия в человеке главным признаком христианина. Он доказывает это и положительно, и отрицательно. В самом деле, в стихах, предшествующих вышеприведенному, он свидетельствует, что плотские помышления суть вражда против Бога, и что живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим.8:7-8). Заканчивая эту мысль, он замечает относительно римлян, что они не по плоти живут, если только Дух Божий живет в них (ст. 9). Опять в том же 9-м стихе он заключает отрицательно: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, т.е. тот - не христианин.

Итак, тот, кто считает себя незнающим и чуждым внутреннего пребывания Духа в его сердце, этим признает, что у него еще плотские помышления, которые суть вражда против Бога, что он еще живет по плоти и не может "угодить Богу". Коротко говоря, как бы он ни знал иным образом Христа, как бы ни поверил в Него, или как бы ни был хорошо знаком с буквою Св. Писания, он еще не достиг настоящей ступени христианского жития, не приобщился должным образом к христианской вере. Ибо удалите только Духа - и христианство уже не будет более христианством, как мертвый труп человеческий - уже не человек, когда из него вышла душа: живые не могут уже более жить с ним, но хоронят от своих взоров, как какую-нибудь вредную или бесполезную вещь, как бы ни был он приятен, когда действовал, будучи движим душою. Наконец, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетельно, что похвально (Флп.4:8) в христианской вере, все это приписано Духу, без Которого она не могла бы существовать, как внешний мир без солнца. Ему все истинные христиане, во все века, приписывали и свою крепость, и свою жизнь. Этим Духом (утверждают они) они были обращены к Богу, были искуплены от мира, подкреплены в своей слабости, утешены в своих печалях, укреплены в искушениях, ободрены в страданиях - и торжествовали среди всех преследований.

Во все века великие и замечательные действия совершались Духом
Действительно, писания всех истинных христиан полны повествований о великих и замечательных вещах, сделанных, - по общему их утверждению, - силою, властию и действием Духа Божия, пребывавшего в их сердцах. Дух животворит, - свидетельствует евангелист Иоанн (6:63). Духом говорил Стефан так, что евреи не могли противостоять ему (Деян.6:10). Дух давал провещавать ученикам в день Пятидесятницы (Деян.2:4). Те, которые живут по Духу, избавлены от всякого осуждения (Рим.8:1,5). Духом Божиим, живущим в нас, мы освобождаемся от плотских помышлений (ст. 7,9). Дух Христов, живущий в нас, оживляет наши смертные тела (ст. 11). Этим Духом умерщвляются дела плотские, и дается жизнь (ст. 13). Этим Духом мы усыновлены и взываем: Авва, Отче! (ст. 15). Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии (ст. 16). Этот Дух подкрепляет нас в немощах наших... и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (ст. 26). Этим Духом открыто нам то славное, что приготовил Бог любящим Его, чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку... при всех его умствованиях (1Кор.2:9,10). Тем же Духом даются и мудрость, и знание, и вера, и дары исцелений, и чудотворения, и языки, и пророчества (1Кор.12:8,9,10). Этим же Духом все мы крестились в одно тело (ст. 13). Одним словом, что, касающееся спасения души и жизни христианина, совершается, как должно, или действительно получается без Него?

Дух Святой - наш вожатый
Обещая послать Духа Святого в мир, Господь Иисус сказал ученикам: Он наставит вас на всякую истину; научит вас всему и напомнит вам все (Ин.16:13 и 16:26).

Раз Господь назначил нам такого чудного Наставника, то почему нам нужно брать вожатым в духовных делах наш собственный, плотский и испорченный разум, как того многие непременно хотят? Не следует ли пожалеть о всех таких, как Господь во время оно сетовал чрез Пророков на Израиля (Иер.2:13): Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. В самом деле, разве многие не оставили, разве многие не отвергают этого внутреннего и непосредственного руководителя, этого Духа, наставляющего на всякую истину, - и не проложили для себя других путей, конечно, неправильных, которые не вывели их ни из-под власти плоти и мира, ни из-под владычества их собственных страстей и греховных склонностей: вот почему истина, которая правильно познается только чрез Духа Божия, до такой степени чуждою является на земле!

Возражение - и разъяснение его
Самое обычное возражение против непосредственных откровений Духа Божия сводится к указанию на недостоверность их.

Возражение это, однако, не попадает в цель. Одно дело - утверждать, что истинное и несомненное откровение Духа Божия верно и непременно, и другое дело - утверждать, что тот или этот народ, то или это отдельное лицо непременно водится этим откровением во всем, что он говорит и пишет, - утверждать потому, что сам он утверждает, что он так именно руководим внутренним и непосредственным откровением Духа. Мы утверждаем только первое; последнее же может, конечно, быть подвержено сомнению. Но ведь вопрос не в том, кто так водим или не водим, - а в том, все ли не должны быть или не могут быть так водимы?

Доказательство достоверности водительства Духа
Раньше было показано, что Христос обещал Духа Своего, чтобы Он водил чад Его, и что каждый верующий должен был и мог быть водим Им. Теперь, если кто-либо отступает от этого верного Вожатого в делах, а между тем на словах выражает притязание на то, что он водим им в делах дурных, то отсюда не следует, что истинное водительство Духа недостоверно, или что Ему не должно следовать; так же, как не следует, что солнце не испускает никакого света, из того, что слепой человек или добровольно закрывающий свои глаза падают в ров среди бела дня от недостатка света; или, что не было сказано ни одного слова, потому что глухой их не слыхал; или, что сад, полный душистых цветов, не благоухает, потому что потерявший обоняние не чувствует его благоухания. Ясно, что тут погрешность в органе, а не в самом предмете.

Все эти погрешности поэтому нужно приписать слабости и порочности людей, а не Духа Святого. Те, кто очень сильно восстают против этого непогрешимого и верного свидетельства Духа, обыкновенно приводят в пример древних гностиков и современных сектантов-мистиков. Эта ссылка нисколько не ослабляет силы и верности высказанного утверждения. Против нападок с этой стороны мы выставляем следующее положение, как бы восполняющее или поясняющее предыдущее: Божественные внутренние откровения, которые мы признаем необходимыми для основания истинной веры, не противоречат и не могут противоречить, как свидетельству Писания, так и учению святоотеческому.

Если же кто-нибудь, опираясь на приведенные только что примеры, построит такое умозаключение: так как некоторые злые и безбожные люди совершали злые деяния и нечестиво утверждали, что были водимы в этих делах Духом Божиим, то, поэтому, никто не должен опираться на Духа Божия и искать Его водительства, - если, повторяем, кто сделал такое заключение, тот будет утверждать очевидную нелепость. Признание такого вывода сделало бы ненадежной всякую веру в Бога и сомнительной надежду на спасение: христианство отдано было бы в жертву скептицизму. Нелепость вывода может быть показана из следующих умозаключений, построенных на таком же основании:

Так как Ева была обманута ложью змия, То она не должна была верить обещанию Бога.

Так как древний мир был обольщен злыми духами, То ни Ной, ни Авраам, ни Моисей не должны были полагаться на Духа Господня.

Так как дух лжи говорил чрез 400 пророков, которые убедили Ахава выстроить и сражаться у Рамы Гилеадской, То и свидетельству истинного Духа в Михее было ненадежно и опасно следовать.

Так как обольщающие духи вкрались в древнюю церковь, То, поэтому, нехорошо и ненадежно следовать помазанию, которое "научает всему", которое истинно и неложно.

Кто решится утверждать неизбежность подобных выводов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, из всего сказанного относительно обетования И. Христа о Духе Святом следует, что христиане всегда должны быть водимы внутренне и непосредственно Духом Божиим, пребывающим в них. Эту истину во все века исповедовала и проповедовала Церковь. Повторим сказанное в нескольких кратких положениях:

Обетования Господа Христа Своим чадам были Ей и Аминь: они неизменны и необходимо должны исполниться.

А так как Господь Иисус обещал, что Утешитель, Дух Святой, Дух истины пребудет с Его детьми вечно, останется с ними, будет в них, направит их на всякую истину, научит их всему и напомнит им все, То Утешитель, Дух Святой, Дух истины и пребывает с чадами Божиими, и направляет и научает их всему, обитая в них.

Опять: Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, т.е. не сын, не друг, и не ученик Христов. А так как каждый истинный христианин есть сын, друг и ученик Христа, То каждый истинный христианин имеет Духа Христова.

Еще: Кто является храмом Духа Святого, в том живет и пребывает Дух Божий. А так как каждый истинный христианин есть храм Духа Святого, То в каждом истинном христианине живет и пребывает Дух Божий.

Наконец: В том, в ком живет Дух Божий, Он не безгласен, не бездействен и не бесполезен, но движет, действует, направляет, наставляет и учит всему, что только нужно ему знать, - действительно напоминает ему все. А так как Дух Божий живет в каждом истинном христианине, То, поэтому, Дух Божий водит, наставляет и учит каждого истинного христианина всему, что нужно ему знать.

история, Бог, религиозность, философия, мистицизм, православие

Previous post Next post
Up