Унесенные мифами

Mar 24, 2017 15:02

Эти размышления начались два часа назад, с одного моего комментария в фейсбуке, на тему восстановления монархии. Меня возмутили бредовые обоснования одного сторонника этой дурацкой идеи, и я начал в ответ перечислять причины ее глупости и невозможности реализации.
Российская монархия, погибшая в 1917 году, потому и погибла, что не смогла эволюционировать. В отличие от многих ныне живущих и здравствующих монархий Европы и Азии. Ну, вы сами их отлично знаете. Британия, Швеция, Нидерланды. Таиланд, Марокко, Непал.
Они выжили, потому что изменились. Приспособились. Эволюционируй - или умри. Изменись, чтобы выжить. Таков закон истории. Он непреложен, и одинаков для всех. Dura lex sed lex. История вообще наука строгая, в ней всё подчиняется законам и закономерностям. Просто еще не все из них открыты и известны, чтобы можно было четко проследить их выполнение. Но основные тенденции вполне прослеживаются.
Так вот, монархия Романовых успешно умерла, оказавшись не способной измениться, и выжить в новом, меняющемся мире. Потому что она так и не смогла стать конституционной, то есть, основой порядка в стране, превратившись, тем самым в адекватную современную форму правления.
Наоборот, она дестабилизировала Россию всеми своими силами. Больше вреда, чем Романовы, России принесли только Ленин и Сталин.
Вырождение монархии очень хорошо видно на примере ограниченности Николая Второго, Кровавого, не сумевшего даже понять, что происходит со страной и миром, и оттого совершившего все возможные ошибки, от военных поражений до политических.
Поэтому возрождать монархию в России глупо и бессмысленно. Она отжила свое. Окончательно и бесповоротно. Точка была поставлена в 1917-1918 годах. Ныне монархия - призрак, парящий на крыльях бреда.
Кстати, точно так же не имеет никакого смысла возрождать совок. Ровно по тем же самым причинам.
Вообще, в этом и состоит главный смысл России, ее существования и истории: невозможность эволюции. Россия - страна революций, рождения нового, отрицания старого. В России эволюция невозможна, ибо русские не умеют эволюционировать. Поэтому старые формы, политические, экономические, культурные, не меняются в принципе, так как не способны на это люди, их составляющие. В итоге все формы уходят вместе со своими эпохами, уступая давлению развития окружающего мира.
Так было с православием, погибшим в 1921-1943, выродившимся в сталинскую РПЦ образца 1943 года, существующую и сейчас, но в отвратительном виде жадности, мздоимства, и бюрократии. Так было с царизмом, профукавшим все исторические шансы на конституционное развитие в 1905-1917.
Так было с СССР.
И главный вопрос - будет ли так дальше и впредь. Сумеют ли русские, россияне, эволюционировать. Смогут ли они научиться менять свою власть, политические режимы, формы правления, мирно и эволюционно?
Вот тут-то и возникает проблема с россиянами. Не со всеми, с их частью, но значительной, продолжающей влиять на развитие страны.
Дело в том, что исторические формы, безвозвратно прекращая свое активное, деятельное существование, никогда не исчезают полностью. Часто они превращаются в исторические привидения, и являются самым слабым душам, с неустойчивыми рассудками, доводя их до истерического исступления в непримиримом желании восстановить данную форму.
Сейчас мы можем наблюдать всех этих созерцателей исторических призраков. Одни страстно жаждут восстановления монархии, другие - социализма и СССР, третьи - сталинизма и ГУлага.
Но и те, и другие, не понимают, не могут осознать и принять главное - смерть своей любимой исторической формы, как свершившийся факт. В этом психическая проблема всех сторонников умерших форм, в частности, российских. Они уходят от реальности, к которой не могут приспособиться, к призракам прошлого, идеализируемого ими. Эскапизм чистейшей воды.
И в процессе этого эскапизма они неизбежно создают миф. Миф об этом прекрасном прошлом. Они придумывают наиболее комфортный образ этого прошлого, конструируя его таким, каким хотят его видеть, игнорируя все непривлекательные, ужасные черты.
Мы видим эти мифы. Ведь они существуют сейчас в головах многих россиян. Именно ними стоит занятся социальной психологии.
Миф о прекрасной дореволюционной России, последователей которого их идеологические противники, левые, презрительно называют булкохрустами. Они часто монархисты, и любят Николая Второго, в верноподданическом угаре полностью игнорируя все его многочисленные просчеты, промахи и ошибки, приведшие страну вместе с режимом к гибели.
Миф о прекрасном сталинском СССР, адепты которого ходят каждое воскресенье по Манежной и Красной площадям с портретами Сталина, на его могилу. Они полностью игнорируют факты массовых репрессий, расстрелов, Гулаг, восхваляя борьбу с коррупцией и внешние завоевания.
Смежный миф, который разделяется большим числом людей - о Великой Победе. Он - самый массовый. Его сторонники в патриотическом и милитаристском угаре полностью игнорируют огромное количество погибших, причины поражений 1941-1942. Они живут тем прошлым, когда пишут «Можем повторить», носят ленточки, лепят на свои авто глупые надписи, и собираются «На Берлин!».
Миф о прекрасном позднем, брежневском СССР. Его сторонники полностью игнорируют факты дефицита, и живут в мире советского кино шестидесятых-семидесятых (и начала восьмидесятых), в фильмах Гайдая, Меньшова, и Рязанова. Причем только в комедиях, добрых и смешных.
Уже и миф о прекрасной путинской эпохе появился, несколько лет назад. Он в основном пропагандистский, телевизионный, но тоже имеет искренних последователей, полностью игнорирующих все этапы последовательного и неуклонного сползания России в фашизм, начиная с разгона НТВ, и заканчивая вчерашним убийством Вороненкова.
Все эти мифы противоречат реальности, историческим фактам. Но люди, живущие в этих мифах призраками прошлого, никогда не выдерживают столкновения с фактами, сразу закрываясь от них непробиваемой стеной недоверия.
О мифе лучше всего написал Лосев. Его «Диалектика мифа», написанная еще в сталинское время, очень актуальна до сих пор, ибо она описывает происходящие в России процессы мифологизации прошлого, объясняя смысл и детали существования исторических мифов, определяющих политическое поведение многих россиян.
И тут я хочу вернуться к главному вопросу. Будут ли россияне эволюционировать? Получится ли у них избавиться от прошлого, научиться жить не им, не мифом, а реальностью, изменяясь и развиваясь вместе с ней?
1991 год показал, что надежда есть. Но 1993, 1996, 1999 и последующие годы показали, что россияне могут опять наступить на те же грабли. Собственно, они уже наступили, покорно подчинившись чекистам и силовикам, во главе с Путиным, быстро построившим разветвленную и четкую коррупционную систему разграбления страны, при полном попустительстве народа, удовольствовавшегося жалкими подачками с нефтегазового стола в благополучные и сытые двухтысячные и первую половину десятых годов.
В результате российский народ продолжает упускать исторические шансы на мирное развитие, эволюцию, погружаясь всё глубже в трясину откровенной фашистской диктатуры, с аннексиями территорий, войной, изоляционизмом, милитаризмом, нищетой, и пропагандой. Необходимость революции, назревшей еще в 2011-2012 годах, становится все более жесткой, но продолжаются оттягивание перестройки страны и общества, затягивание остро нужных реформ, влачение ограничений, наложенных диктатурой, на наших глазах приводящие к деградации.
Острее это чувствует молодежь, пусть и не всегда сознательно, часто интуитивно, но оттого не менее остро. Тому пример и брянские школьники, и другие сторонники Навального, и самоубийства подростков, не видящих выхода в этой стране, и массовая эмиграция лучших людей страны, высокообразованных профессионалов, уезжающих за рубеж, туда, где им более комфортно.
В общем, если деградация продолжится, то россияне рискуют потерять все шансы на преобразование страны в соответствии с развитием мира. Человечество идет вперед, а Россия отступает назад. И выход уже только один, - революция. Майдан.
Вопрос здесь только в том, какую форму она примет, точнее, насколько кровавой окажется. Предпосылки гражданской войны в России есть. Впрочем, они есть всегда, но сейчас особенно выпуклы и заметны. Поэтому столкновения будут, как минимум не меньшие, чем в октябре 1993 года. Русские всегда крепко держались за свои мифы, и их можно было выбить из русских голов только пулями. Это хорошо показали наши гражданские войны - Смутного времени, 1917-1922, 1993.
В общем, остается только надеяться, что мифы умрут мирно, без крови. Без большой крови, поскольку кровь будет в любом случае. Хочу надеяться, что непримиримые сторонники мифов, погибая, заберут с собой как можно меньше жизней своих противников. Лично я тоже хочу остаться в живых.

проблемы, психология, революция, Путин, Россия-88, СССР, Романовы, история России, мифология, ВОВ, история, 1917, русский народ

Previous post Next post
Up