Oct 22, 2011 23:46
Три дня назад, 19-го, я снова был в «Ролане», на блогерском показе «Ромового дневника».
Я очень ждал этого фильма. Целую неделю, как узнал о показе. Я писал в анонсе: меня зацепила литературная основа картины. Фильм снят по книге «Ромовый дневник» Хантера Томпсона. Да-да, того самого, изобретателя гонзо-журналистики, автора культовых «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», писателя, бунтаря, любителя алкоголя, оружия и свободы.
Я нашёл книгу, сам «The Rum diary». Спасибо Маше Сидневой, что подарила. Я прочитал её за сутки, в ту же среду, перед показом. И я был очарован. Это Хэмингуэй, только менее грустный, и более отвязный. Ром, алкоголь, девочки, журналистика, свобода, и все мои идеалы. Я влюбился в роман, и в самого автора, уже во второй раз, первый был после летнего показа документального фильма «Страх и ненависть Хантера Томпсона».
И поэтому я был разочарован. Ещё бы, ведь фильм практически не связан с книгой! Общего - только имена героев, да место действия, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. И завязка сюжета: молодой журналист приезжает работать в местную газету.
Да что там, разночтений с романом столько, что им надо посвящать отдельный пост. Самому роману, кстати, тоже. Так что в отзыве я скажу только о фильме.
Фильм неплохой. Да, признаюсь, несмотря на всё первоначальное разочарование, я сумел оценить его искренность, наивность и прямоту. Фильм о становлении личности главного героя, Пола Кемпа, о его эволюции, и превращении равнодушного хиппана, прожигателя жизни, в идейного борца с капитализмом типично левого толка.
Собственно, в этой идейной метаморфозе и состоит вся искренность, наив, и одновременно главная фальшь ленты, и её противоречие гораздо более искренней и правдивой книге Томпсона. Ведь Томпсон был истым нон-конформистом, одинаково враждебным как коммунизму, так и капитализму. И «Ромовый дневник», вполне автобиографичный, вовсе не так безапелляционен и кончается не однозначно.
Лично мне очевидно, что Джонни Депп, как продюсер фильма, вместе с режиссёром и продюсером, идейно осовременил сюжет Томпсона, приписав Кемпу поступки, более приличествующие герою нашего времени - борьбу с нечистоплотными дельцами за пуэрториканские пляжи, борьбу с нечистоплотным боссом за права несправедливо уволенных журналюг.
В результате у авторов фильма получилась антикапиталистическая левая агитка, призыв к поколению тридцатилетних - а именно этого возраста Пол - то есть, к нам, жить не по лжи, по совести, и не давать хода коммерсантам, торгующим всем на свете.
Между прочим, в фильме, действие которого происходит в 1960-м, у персонажей немало антикоммунистической риторики, неизменно вызывавшей у аудитории бывшего СССР буйный восторг.
Это неплохо, но банально, и немного скучно: на эти темы в кино уже было сказано столько, ещё Годаром, что подобное повторение оказывается матью уже не учения, но сомнения.
Впрочем, такие фильмы всё равно нужны, ибо они лучше, чем тупые комедии, и хоть немного сподвигают думать. Но важнее всего шанс, что хоть кто-то заинтересуется, и прочитает прекрасную книгу.
книги,
блогерский показ,
кинотеатр "Ролан",
литература,
кино