Не знаю, почему меня так опечалила история Маргариты Морозовой. Вроде, ничего такого уж трагического в ней нет, вполне обычная история - грустная, как сама жизнь. История жизни, утекающей сквозь пальцы…жизни в ожидании жизни…Бессмысленности стремлений и ничтожности дел. Стирающего все времени. Просто история одинокой нищей старушки, умирающей в маленькой комнате на Боровском шоссе в послевоенной Москве.
Брак Михаила Морозова, наследника миллионного состояния, женившегося по большой любви на девушке из бедной семьи, да к тому же их семьи с сомнительной репутацией, вызвал настоящий скандал в московском обществе. Хотя по рождению Маргарита Мамонтова принадлежала к известнейшей купеческой семье Мамонтовых, её отец ухитрился растратить состояние, бежал от кредиторов во Францию да и застрелился в марсельской гостинице.
Бедная вдова, оставшись с двумя дочерьми, вынуждена была зарабатывать на жизнь шитьем. И у неё составилась очень состоятельная клиентура, платившая достаточно. Маргарита Оттовна - а имя Маргарита было семейным: его носила бабушка, Маргарита Агапитовна, и Маргарита Оттовна - сняла хорошую квартиру на Тверской, открыла ателье на Кузнецком мосту. Её дочери - Маргарита и Елена - свободно владели иностранными языками, рисовали, играли на фортепьяно…И были настоящими красавицами. Благодаря частому общению с семейством Третьяковых, родственников по отцу, рано полюбили и научились ценить живопись. Посещение музыкальных вечеров, оперы, драматического театра было частью их жизни.
Но молодая вдова дала повод к пересудам, почти не скрывая своих «особых» отношений с московским обер-полицмейстером, а затем генерал-губернатором А.А Козловым.
Это делал « двусмысленным» не только её положение, но и положение дочерей - они были детьми « этой особы».
Как только сестер Мамонтовых стали вывозить на купеческие балы ( а балы эти были прероскошны, надо сказать), юная Маргарита была признана всеми первой красавицей Москвы.
Не оттанцевав и одного сезона, Маргарита сделала блестящую партию - к ней посватался Михаил Морозов, один из членов богатейшего клана Морозовых, текстильный фабрикант.
Представители 4-х ветвей семьи Морозовых (4-х морозовских мануфактур): Морозов Абрам Абрамович, Морозов Тимофей Саввич, Морозов Василий (Макар?) Захарович, Морозов Викул Елисеевич
Москва. Фото Бергнера А.(?)
Нач. 1860-х гг.
all-photo.ru
Позже, вспоминая семью мужа, Маргарита Кирилловна напишет: « Они были известны в Москве как люди одаренные, умные но несколько экстравагантные, их можно было всегда опасаться, как людей, которые не владели своими страстями..»
Вообще, клан Морозовых был известен любовью к искусству и широчайшей благотворительностью. Памятниками культурно-просветительной деятельности Морозовых в Москве остаются здание Московского Художественного театра, клиники Московского университета и народный университет им. Шанявского, музейный корпус на территории владения А.В. Морозова; приспособленный к экспонированию коллекций И.А. Морозова дом на Пречистенке; кустарный музей, сооруженный в Леонтиевском пер. на средства Сергея Тимофеевича Морозова; общественная читальня им. И.С. Тургенева у Мясницких ворот, построенная на средства В.А. Морозовой; Дом пропаганды народного творчества им. В.Д. Поленова, участок для которого был куплен на средства Сергея Т. Морозова; выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля, в организационный комитет которой входил Сергей Т. Морозов; зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств, созданный на средства М.А. Морозова. На средства М.К. Морозовой для крестьян деревни Белкино были построены школа и народный дом, неподалеку от них - детская колония «Бодрая жизнь», во главе которой стал известный педагог С.Т. Шацкий.
Такова вкратце эмпирика самопроявления художественно-просветительских пристрастий и благотворительной деятельности рода Морозовых в Москве.
Жених Маргариты , Михаил Морозов, учился в университете, подавал большие надежны, был остроумным собеседником , хоть и не красавцем.
По возвращении в Москву после свадебного путешествия, молодые поселились в особняке на углу Смоленской и Глазовского переулка, где сейчас, увы, размещается один из многих банков. Это был настоящий дворец, наполненный произведениями искусства. Дом строен и гармоничен снаружи, выполнен в классических канонах и пропорциях и потому привычен глазу. Зато внутри, способен поразить самое богатое воображение. Египетская парадная, охраняемая сфинксами, орнаменты из таинственных знаков по стенам, самый настоящий саркофаг с мумией в прихожей, будто на машине времени переносят посетителя в минувшие тысячелетия. Открывая двери, переходя из зала в зал, путешествуешь по культурному наследию разных народов. Тут и античная Греция и пышный Восток, будто из сказки 1001 ночи. Даже не верится, что сложные узоры восточной гостиной, из которых состоит буквально каждый сантиметр стен и потолка выполнен руками русских мастеров, настолько неотличимо все от лучших образцов арабского декоративного искусства. Декор дома достался Морозовым от предыдущего владельца чаеторговца К.С.Попова, для которого это старинное здание было перестроено в 1874 году.
Хозяйке дома Маргарите Кирилловне внутреннее убранство дома не нравилось, она находила его "причудливым и некрасиво отделанным", переделать, однако, не получилось. Каждое воскресенье к позднему ланчу собирались друзья :Серов, Коровин, Васнецов,Переплетчиков,Врубель….В подарок Маргарите Морозов купил у Врубеля «Царевну-лебедь» и панно « Фауст и Маргарита». С Дягилев вспоминал, что приобретая произведения искусства, Морозов руководствовался « большой любовью и тонким чутьем».
Супруги много путешествовали, Маргарита усердно занималась своим образованием.
Родились дети : Юрий и Елена.
Но отношения между супругами совершенно испортились. Страшная наследственность Михаила стала давать о себе знать. В роду Морозовых были сумасшедшие, и увы - муж Маргариты стал проявлять первые признаки душевной болезни. Он стал агрессивен настолько, что Маргарита, измученная ссорами, убежала от него к матери. Для Маргариты Оттовны это было страшным ударом, она слегла. Находящаяся на последних месяцах беременности Маргарита была в отчаянии. Начались преждевременные роды. Михаил , казалось, совершенно раскаялся, пригласил лучших врачей - жизнь Маргариты и ребенка была спасена. Малыша назвали Михаилом, Микой. Вот этот самый чудесный Мика на картине Серова
Супруги воссоединились. В 1903 г. Родилась младшая дочь, Маруся.
Но жизнь не стала прежней. Михаил начал пить, проводить ночи в клубах. Как-то он за ночь проиграл свыше миллиона рублей. Это было слишком даже по купеческим меркам. Например, хороший каменный дом в Москве можно было купить за сто тысяч. Фабрики постепенно приходили в упадок.
Пришлось Маргарите Кирилловне взять управление фабриками на себя.
Утром она щелкает в конторе костяшками, а вечером божественно играет на рояле для приглашенных на прием гостей.
В феврале 1901 г. Маргарита Кирилловна была на концерте симфонической музыки. Наслаждаясь музыкой Бетховена, Маргарита Кирилловна вдруг почувствовала на себе чей-то взгляд - юноша, сидевший неподалеку, был не в силах оторвать от нее глаз. Это был студент физико-математического факультета Московского университета Борис Бугаев, которому суждено было прославиться как поэту Андрею Белому.
Интеллигентный двадцатилетний мальчик из арбатской профессорской семьи, восторженный, романтический, любящий мистические тайны и символы, был покорен прекрасным одухотворенным лицо» незнакомой дамы.
Его, по собственным словам, закрутил «мгновенный вихрь переживаний», приведший к «первой глубокой, мистической, единственной своего рода любви к М. К. М.».
Как и его петербургский друг и соперник по поэтическому цеху Александр Блок, Белый был адептом культа Прекрасной Дамы.
«Душа обмирала в переживаниях первой влюбленности; тешила детская окрыленность; <...> она стала мне Дамой», - вспоминал позже Белый.
Вскоре Маргарита Кирилловна получила необычное письмо, подписанное «Ваш рыцарь»:
«Многоуважаемая Маргарита Кирилловна! Человеку, уже давно заснувшему для жизни живой, извинительна некоторая доля смелости. Для кого мир становится иллюзией, тот имеет большие права. <...> Я осмелился Вам написать только тогда, когда все жгучее и горькое стало
ослепительно ясным. Если Вы спросите про себя, люблю ли я Вас, - я отвечу: «безумно». <...> Вот безумие, прошедшее все ступени здравости, лепет младенца, умилившегося до Царствия Небесного. Не забудьте, что мои слова - только молитва, которую я твержу изо дня в день, только коленопреклонение...»
Письмо, присланное неизвестно кем, заинтересовало Маргариту своей оригинальностью, и она решила сохранить его в тайном ящике своего секретера.
Вскоре пришло еще одно письмо, написанное тем же почерком и с той же подписью. На этот раз неведомый рыцарь предварил собственное послание эпиграфом из Владимира Соловьева, творчеством которого Маргарита была в то время увлечена:
Вечная Женственность ныне,
В теле нетленном, на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.
Такое сходство литературных пристрастий заинтересовало ее еще больше.
Письма приходили в течение трех лет - Маргарита не делала попыток узнать, кто же ее таинственный поклонник, но письма его берегла. Они окрашивали ее жизнь искрами романтического света... Да и могли ли оставить женское сердце холодным такие строки: «Простите мне мое безумное письмо. Когда больной говорит: «мне больно», он знает, что ему от этого не станет легче, он просит лишь немного сочувствия...
А я болен...
Но мне не надо сочувствия. Мне только хочется Вам сказать, что где-то «там» Вас любят до безумия... Нет, не любят, а больше, гораздо больше. «Там» Вы являетесь глубоким, глубоким символом, чем-то вроде золотого закатного облака. «Там» Вы туманная Сказка, а не действительность...
Простите меня за лихорадочный бред, с которым я обращаюсь к Вам... Разрешите мне одну только милость: позвольте мне смотреть на Вас и мечтать о Вас, как о светлой сказке! Пусть она будет невозможной, но ведь и невозможное кажется близким...»
Загадочным рыцарем был Боря Бугаев. Поначалу он даже не смел искать личного знакомства с предметом своей страсти, боясь разрушения идеального образа. Но восторженные письма Даме привели его к серьезным литературным опытам.
Маргарите Морозовой была посвящена первая книга Андрея Белого, вышедшая в 1902 году, - «Вторая драматическая симфония». Книга странная, прихотливая, изломанная, полная тайн и мистического очарования...
Студент Бугаев, по его собственным словам, спрятался за псевдоним Белый, но обмануть никого не смог. А ведь речь шла о чести Дамы - Белый постоянно подчеркивал, что работа над книгой была окрашена сильной юношеской любовью, и эта любовь, эта радость - важная составляющая сюжета, ее не скрыть. Маргарита Морозова названа во «Второй симфонии» именем Сказка.
«Книга в кругу знакомых имела успех скандала», - напишет позже Андрей Белый в своих воспоминаниях «Начало века». Маргариту Кирилловну в образе Сказки не только узнали, выдуманное Белым поэтическое имя «прилепилось» к ней надолго.
«Были у Морозовых, у Сказки», - подобные фразы можно встретить во множестве на страницах мемуаров москвичей той поры...
Как ни странно, Маргарите Кирилловне об этих слухах никто не сообщил, и книга Андрея Белого, о которой она что-то слышала, попала ей в руки далеко не сразу, только весной 1903 года. Случайно увидев, Маргарита купила модную новинку. Стоило толь'о открыть этот томик, как все стало очевидным - это автор «Второй симфонии» писал ей под именем «рыцаря», книга полна буквальными цитатами из его восторженных посланий, и уж кто такая Сказка, никаких сомнений не возникало.
Что ж, Маргариту не обидел столь романтический поворот событий, напротив, она говорила, что «Симфония» Белого, «несмотря на некоторые странности, пленила ее какой-то весенней свежестью»...
«Люблю, Радуюсь. Сквозь вихрь снегов, восторг метелей слышу лазурную музыку Ваших глаз. Лазурь везде. Со мной небо!» - писал Андрей Белый Маргарите в январе 1903 года.
Продолжение следует... это будет сериал