Литература, приватизированная тусовочкой

Jun 23, 2023 22:12

Понятно, что все художественные репутации у нас создаются уютным кружком либералов, каким-то образом приватизировавших искусство. Всё у них: и "Золотая маска", и "Большая книга", и "Ника", и "Кинотавр". У них есть определенный набор личностей, создающих и разрушающих репутации. В литературной критике это, конечно, Галина Юзефович. Думаю, вам будет любопытно узнать, какие же книги считает важными и превосходными столь уважаемый критик.

1. Джеффри Евгенидис. Средний пол. М.: Рипол Классик, 2019. Перевод М. Ланиной.
В семье греческих эмигрантов в Америке рождается девочка Кэл, Каллиопа - красотка и всеобщая любимица, но понемногу становится понятно: что-то с этой девочкой не в порядке. Так начинается одиссея главного героя (да, девочка окажется мальчиком, родившимся в теле гермафродита) к себе, ведущая через геноцид христиан в Смирне, инцест в двух поколениях (да, все дело в генетической "поломке") , а также примерно через всю американскую историю ХХ века - и приводящая в конце концов к осознанию и принятию собственной природы. Пулитцеровская премия 2003 года и лучший роман одного из лучших писателей в мире (Дорогой Евгенидис, ну напиши уже нам что-нибудь, с 2011 года ждем!).

2. Джонатан Коу. Дом сна. М.: Фантом-пресс, 2008. Перевод И. Алюкова.
Сказать, при чем тут трансгендерность, будет самым большим спойлером, поэтому просто поверьте мне на слово - она там есть, а еще это с большим отрывом лучший роман Джонатана Коу, который, может, и не так велик, как Евгенидис, но тоже писатель не из последних. Четверо друзей-однокурсников в юности живут в сумрачном особняке на английском взморье. Один из них ненавидит сон и надеется вылечить от него человечество, другая страдает нарколепсией, третий так одержим своими снами, что совершенно не стремится просыпаться, а четвертый много лет любит вторую - страстно и безнадежно. Жизнь разводит героев в разные стороны, но, как оказывается, не до конца. Абсолютно волшебная вещь, ради которой я уже много лет читаю все новые, и новые романы Джонатана Коу, и они тоже неплохие, а местами даже очень хорошие, но... Не "Дом сна", в общем.

3. Анна Немзер. Раунд: Оптический роман. М.: Редакция Елены Шубиной, 2018 (читерски скопирую сюда свой краткий отзыв в запрещенном медиа - если что, развернутая рецензия там тоже есть).
Роман журналистки Анны Немзер - лучшее свидетельство того, что русская литература понемногу выбирается из-под ватного одеяла советской травмы и обращается к темам более свежим и актуальным. Трансгендеры, полиамория, русский рэп, вербатим в качестве стилистической основы и скандал с притеснением геев в Чечне как основа сюжета... Немзер словно бы черпает вдохновение в ленте новостей, в то же время убедительно показывая, что этот материал годится для создания интеллектуальной прозы ничуть не хуже (на самом деле - гораздо лучше), чем бесконечная рефлексия по поводу нашего общего недавнего прошлого.

В общем, читайте хорошие книги - и дежурно пожелаем депутатам нашей дорогой Государственной Думы, а также ее вице-спикеру Петру Толстому лично... Ну, чего-нибудь хорошего пожелаем - по делам их, так сказать.

И так, прочтя эти замечательные книги и порекомендовав их читателям, дама решила разобраться с Александром Пелевиным ( не Виктором), пригвожденным ею как Z- поэт

Волею любимой моей бывшей ученицы Риточки Логиновой, написавшей очень интересный текст для "Верстки" о Z-поэзии, прочла сегодня довольно много стихов Александра Пелевина подряд.

После начала войны Александр Пелевин был единственным из литераторов, вставших под темные знамена, потерю которого я всерьез оплакивала. Прочла его повесть (писала о ней в новогодней поминалке важного за год), а стихов сознательно избегала. Наблюдала, как портились и кисли другие Z-поэты, которых до начала войны я ценила и уважала, и не хотела видеть в их ряду Пелевина.

Ну, короче, зря волновалась - все с Пелевиным в порядке. Отличные стихи - об экзистенциальном ужасе, о войне как апокалипсисе и глобальной катастрофе, о трагедии отсутствия выбора, о смерти, об отверженности и обреченности. Пелевин по-прежнему пишет стихи, черпая слова напрямую из какого-то средоточия трансцендентного мрака, куда другие даже смотреть боятся. Ну, и, конечно, выходят они, стихи эти, абсолютно антивоенными - в том же примерно смысле, что "Патологии", например, Захара Прилепина, которые сам он, поди, теперь считает романом о подвигах, о доблести, о славе.

Я знаю, дорогой Александр, что вы почитываете мой канал, поэтому вот что я вам скажу. Это не страшно, что пока вам кажется, будто вы Z-поэт - поэты вообще редко что-то понимают в собственном творчестве. Когда все это кончится, вас правильно прочтут и на правильную полочку поставят. Вы не доживете, а я уж и подавно, но теперь я спокойна - все у вас будет хорошо. Не очень скоро и, вероятно, посмертно, зато наверняка.

Вообще-то, традиционно предполагается, что у автора есть некая идея произведения, есть художественные средства, которыми автор использует, чтобы реализовать замысел произведения, а литературоведы, в частности, изучают эти замыслы и эти средства. И только один Саша Пелевин неосознанно, как сомнамбула, строчит стихи, которые он считает z-поэзией, но Галина-то лучше знает, что и зачем он пишет, бедолага.

Юзефович этим постом решает две задачи

1) она хвалила Пелевина и, значит, не могла ошибиться. Ошибившись, она бы потеряла в своем статусе среди себе подобных. То есть она тут оправдывается перед своей стаей. Умно, не всякий сообразит. Среди рядовых либералов много, даже удивительно много манипулируемых дураков

2) заявляет о своем высоком и исключительном статусе «в люфтваффе я сам решаю, кто еврей, а кто нет».
Юзефович может «казнить зетом», а может и миловать

Сейчас - редкие моменты, когда можно наблюдать, как работает либеральная машинка создания имен и развенчания репутаций. Либералы были обычно самоуверенны и неуязвимы, потому что держали и кассу, и власть. Сейчас ситуация меняется и в эпизодах истерик видны приводные механизмы их машинки. Не пропустите. Внимательно смотрите. Ну и веселитесь.

Да, Пелевин ответил либеральному Герингу

Тут ведь как. Пытаясь выписать меня из "z-поэтов" и вписать в "приличные лица", стоит понимать, что наиболее активная часть тусовочки тех самых "приличных лиц", мгновенно озверев в лютейшей истерике, выписала меня не просто из поэтов, а из людей как таковых. Ничего, я справедлив, так что за людей их тоже не считаю. Но это к тому, что путь в "приличные лица" мне заказан, даже если я вдруг "прозрею" и Пойму, Как Был Неправ.

А я не "прозрею" и не собираюсь, потому что уже очень хорошо увидел, что происходит, кто чего стоит, где правда, а где гниль.

Так что сорян, никакого "оставайся, мальчик, с нами", и это было даже не во-первых, а во-вторых.

А во-первых, вот это, обозначенное тусовочкой, "приличие", основанное на лживой имитации морали ("ты не с нами - значит аморален") не имеет ничего общего с реальными ценностями.

Реальные ценности - это Родина, это быть со своими, это поддержать своих в тяжелый час. И когда ты стоишь рядом со своими, по-настоящему своими - это в тысячу раз важнее, чем вся эта надуманная репутация среди "приличных людей".

Черные паруса Пелевина



литература, Пелевин

Previous post Next post
Up