Дивногорье. Виртуальный тур.

Jan 24, 2013 16:01

Сюда я поеду этим летом. Жду лета с нетерпением!

Оригинал взят у muph в Дивногорье. Виртуальный тур.
Оригинал взят у muph в Дивногорье. Виртуальный тур.



Сегодня необычный выпуск моей постоянной рубрики " Пещеры Придонья". Вместо привычных фотографий я предлагаю вам отправится в виртуальный тур. Оглядеться на месте, рассмотреть мельчайшие детали на все 360 градусов вокруг, затем перейти в следующее помещение, а потом еще в одно и так далее.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, пожалуй, самая известная достопримечательность Воронежской области, а уж среди пещерных храмов она точно самая популярная. Несколько её фотографий снаружи я показывал прошлой зимой. Туда водят экскурсии, там есть электричество и принадлежит она не РПЦ, а архитектурно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье». Впрочем, в дни памяти Дивногорской (Сицилийской) иконы Божьей матери (5 февраля и 14 июля) в ней всё же проводят службу. Но речь не об этом. Никто не будет отрицать исторической и архитектурной ценности этого места, а поэтому приглашаю всех желающих под кат, чтобы узнать немножко исторических подробностей, технических нюансов и, конечно же, осмотреть это величественное сооружение.


Пещерный храм Сицилийской иконы Божией Матери расположен на высоте около 30 метров над остановочной площадкой электропоездов «143 км» в Лискинском районе Воронежской области. В литературно-архивных источниках известен с 1831 г. - года обретения над входом в церковь Сицилийской иконы Божией Матери ( об этом чуть ниже). Данный пещерный комплекс имеет два яруса. На первом храм с алтарем и галереей «крестного хода», а на втором, отделенным лестничным пролетом в 27 ступеней, несколько хозяйственных комнат. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов. Это крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинной галлерее, длина которой составляет 95 метров. Современное архитектурное оформление пещер сложилось к середине 19 века, но существует гипотеза о том, что отдельные участки пещеры гораздо старше. Форма и устройство упомянутых стасидий говорит о том, что, скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный монастырь. В похожих стасидиях других пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов». По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо». Как бы то ни было, документальных подтверждений этому нет и летопись храма, как я уже сказал, ведётся только с 1831 года.

02. Рисунок Е.Л. Маркова, конец XIXв.


В 1856 году пещеры Больших Див были поручены в ведение Дивногорского монастыря, о котором я расскажу в следующий раз. В Советское время его интерьеры были в значительной степени разрушены: утрачен центральный фасад, в галерее крестного хода имелись завалы, стены исписаны многочисленными надписями. Восстановление храма началось одновременно с его музеефикацией. Привлеченная директором М.И. Лыловой группа спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова в июне-августе 1987 г. провела обмеры столба-Дивы, установила опору для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом. С образованием музея-заповедника «Дивногорье», вначале как филиала Воронежского областного краеведческого музея, а с 1991 г. как самостоятельного учреждения, были начаты плановые работы по укреплению и реставрации храма, которые проводились горными инженерами из Эстонии (Институт горного дела им. А.А. Скочинского). Кстати, именно на базе памятников Дивногорья была разработана специальная методика реставрации пещерных меловых церквей, поскольку до этого на территории страны аналогичных работ не проводилось. Восстановленный храм в 1991 г. был освящен митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

03. Ниже привожу приблизительную план-схему пещеры (авт. В. Стёпкин). Красными точками я отметил места, где снимал панорамы для виртуального тура. Можно было бы встроить схему непосредственно в тур, но поскольку времени на съёмку было мало (спешили, кстати, в Дивногорский монастырь) и получилось снять только основные, на мой взгляд, участки пещерного комплекса, то я планирую когда-нибудь вернуться и доснять алтарную часть, галлерею, трапезную и так далее. Вот тогда-то, как только я расширю тур, чтобы зритель не заблудился, и внедрю план-схему, показывающую текущее положение просмотра.


Немного архитектурных особенностей. Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. В прошлом алтарь был по традиции отделен от храма двухъярусным иконостасом.

Второй этаж имеет три небольших помещения - жилое, иногда рассматриваемое как «кухня» (в комнате имеется дымоход и окно), т.н. «трапезную» и прямоугольную камеру у самой лестницы. С второго этажа так же имеется собственный выход на поверхность.

На первом ярусе в ходе реставрационных работ под музейные нужды было отведено два небольших помещения. Во-первых, северо-западный участок крестного хода был перекрыт глухими дверьми. Сейчас там расположена сейсмологическая установка. Во-вторых, в привходовой части было отгорожено помещение для установки распределительного электрического щита. И не зря. В 2011 году в пещерном храме приглашенными специалистами, профессионально занимающимися освещением пещер в Европе, была создана художественная дистанционно-управляемая система освещения. Сотрудникам международного проекта Cave Lighting было не впервой работать со сложным температурно-влажностным режимом. Ими был разработан и в апреле-мае 2011 г. воплощен проект художественного освещения всего мелового храма, включая фасад. Для внутреннего освещения был даже прописан световой сценарий, в соответствии с которым храм разделен на 7 зон, включение освещения которых работает не только автономно, но и дистанционно. То есть экскурсовод может делать световые акценты с помощью пульта управления. Одновременно был разработан сценарий музыкального сопровождения экскурсии. При участии наместника Дивногорского монастыря отца Максима (Лапыгина) было подобрано 5 саундтреков из репертуара хора Свято-Успенской Святогорской Лавры. Для этого также специалистами Cave Lighting была установлена влагозащищенная акустическая система. Экскурсовод с помощью пульта управления может выбирать то или иное духовное песнопение и регулировать громкость звучания.

Вот, собственно, и всё, что я хотел вам рассказать об истории и устройстве этого пещерного комплекса, прежде чем вы виртуально по нему прогуляетесь. Впрочем, я обещал еще вкратце рассказать об иконе, обретенной на стене Дивы. Дык вот, предание гласит, что Сицилийская икона была принесена в Россию из Сицилии старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что родом они были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Считается, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону. Они же, как уже все поняли, и основали Дивногорский монастырь. В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. икона исчезла и о ней местное духовенство "вспомнило" только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась. Такие дела. В основании же Дивы нашли вход в пещеру, о которой я вам уже столько всего рассказал. С иконы же было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и сейчас является единственным экспонатом храма. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Впрочем, увидите сами... И не забывайте открывать тур во весь экран (кнопочка внизу слева)!

Если вдруг тур у вас не отображается, попробуйте посмотреть его на моём сайте.

По материалам В. Стёпкина, Л. Кригер, С. Кондратьевой и др.

Ещё из цикла постов о пещерах Придонья:





Дивногорье прошлой зимой Костомарово Холки Шатрище Пещера Ухо
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная ссылка на источник обязательна.

Дивногорье

Previous post Next post
Up