Пещеры Придонья: Каземат

Feb 19, 2012 12:12

Поездка намечалась фундаментальной. Я запланировал посещение сразу четырёх культовых пещер в Лискинском районе Воронежской области. Как следует из названия поста, по факту удалось посетить только одну из них - это т.н. пещера "Каземат". Увы, зима вносит свои коррективы и то, что кажется легко достижимым при прокладке маршрута навигатором и при разглядывании снимков гугл мапс, на деле оказывается почти недостижимой целью. Во всяком случае, в рамках одного светового дня. Однако это не означает, что я не попытался. Впрочем, попробую всё же быть последовательным.

Итак, одна из запланированных к посещению пещер (довольно, кстати, известная в интернете) находится в горе Шатрище, с которой открываются шикарные панорамные виды. Посему мой товарищ in_windows, равнодушный к спелестологии, категорично настоял, чтобы туда мы отправились первым делом и обязательно были на месте еще до рассвета. Признаюсь честно, когда я вышел из дому в 4-45 утра при -29 градусах Цельсия, мне подумалось о том, что я случайно выпал в открытый космос. Причём в нижнем белье. Снег под ногами хрустел громче сверхзвуковых самолётов, а глаза было заслезились от ледяного ветра в лицо, но тут же замёрзли. Железный гараж при касании двери связкой ключей зазвенел как хрустальный. Я подумал, что самое лучшее, что можно сделать в этой ситуации - это вернуться домой, раздеться, снова залезть под одеяло и максимально плотно прижаться к тёплой жене. В надежде на чудо, я повернул ключ зажигания, но вопреки всем законам физики и логики, моя коробчонка с полоборота вздрогнула и взревела на всю округу.

02. В начале шестого, подхватив заиндевевшего Василия, я вырулил на М4. До точки, вбитой в навигатор, было чуть больше 100 вёрст. Далее, до подножия Шатрища, нужно будет пройти порядка полутора километров пешком. Наивно хотелось верить, что в 100 км южнее Воронежа будет хоть на несколько градусов теплее.

03. На месте всё оказалось гораздо хуже. Доехав до Лисок (хутор, а не город), мы сродни слепым котятам в поисках сиськи, принялись тыкаться во все закоулки в поисках вменяемой (читай чищенной/накатанной) дороги до заданной точки. Заехали даже в действующий, но отчего-то неохраняемый меловой карьер. Увы, буквально все дороги и тропки через какое-то время упирались в снежную целину. Когда уже острее некуда встал вопрос "что делать?" появилась встречная машина. Из разговора с водителем оной выяснилось буквально следующее: "Метров через 300 сворачиваешь направо и прёшь вдоль полей. В объезд километров 40, а так - херня. Там наши мужики на работу ездят" (конец цитаты).

04. Я поблагодарил отзывчивого дядьку и мы поехали по указанной им дороге. Ну, то есть как дороге... Скорее это можно было назвать направлением. Слегка различимая колея в поле, оставленная некими мужиками, приехавшими с работы ещё в пятницу вечером. С тех пор уж минула суббота и ночь воскресенья и перемёты постарались как следует её замаскировать. Вокруг темень (вру - почти полная луна была), бескрайние поля, местами расчерченные редкими посадками, и мы такие. Зажигаем. На шевроле авео с низкопрофильной нешипованной резиной. Честно скажу, очень переживал, что если застрянем, то встречать рассвет придётся прямо в чистом поле. В общем, кружили "огородами" порядка 5 километров. К моменту выезда на асфальт у меня стали мокрыми спина и яйца. Сохранилось видео с регистратора, хотел было выложить, но как-то мата многовато. А тут уж и солнышко полезло посмотреть на двух чудаков на букву М.

05. Между тем, оказалось, что мы ехали практически по хайвэю. В смысле бывает и хуже.
Указатель на хутор Вязники (место, где предполагалось оставить машину и идти пешком) пророчил еще 2 км вот в этом направлении.

06. Таким образом, гору Шатрище вместе с двумя тамошними пещерами пришлось отложить по крайней мере до весны.
Несколько расстроенные, мы держим путь в село Селявное.

07. Перебираемся на другую сторону ж/д ветки, вдоль которой сегодня ещё не мало походим и поездим.

08. Катим по грунтовке между железной дорогой и Доном.
К слову сказать, в этом месте он судоходный - мы видели на берегу несколько дорожных знаков типа перечеркнутого якоря.

09. Рассветает.
И даже, кажется, немного теплеет.

10. Где-то здесь, в меловых скалах, нависающих над железной дорогой, если верить викимапии, расположены две культовые пещеры. Первая - пещерная церковь, названная спелеологами "Ухо" за напоминающий эту часть тела вход. Вторая - тот самый "Каземат", который и на викимапии, и в нагугленных описаниях, расположен буквально рядом с "Ухом". Бросаем машину и ломимся через кусты к железке. Точных координат нет, действуем наугад. Кстати сказать, то что на викимапии названо "Ухом" по факту является как раз "Казематом", а то что значится как "Марс" и есть подлинное "Ухо". Это на случай, если кого-то данный отчет сподвигнет повторить наш "подвиг".

11. Ничего не находим, замерзаем и дезертируем в машину. После эпик фэйла с Шатрищем, руки опускаются уже сами собой. Хоть возвращайся домой ни с чем. Долго "курим" распечатки с викимапии, понимаем, что слишком далеко удалились от Селявного. Сдаём назад, обнаруживаем маленькую просеку в зарослях, которая приводит нас к небольшому технологическому мосту. Вновь бродим по шпалам, задирая красные носы вверх и выглядывая в расщелинах возможный вход в любую из пещер.

12. Предположу (судя по той же викимапии), что летом к району поиска можно подъехать по грунтовкам сразу сверху меловых склонов, но зимой, на недоприводе, это нереально. Снизу, от железнодорожного полотна, явных входов не видно. Но в одном месте мы находим заметную в снегу тропинку наверх. Куда она приводит в конечном итоге тоже не видно, но предположив, что кроме пещеры, в общем, больше вариантов нет, начинаем восхождение. Ну, как сказать восхождение... Правильнее будет назвать этот процесс восползанием. Высоту и угол склона можно представить по фото ниже. Маленькая букашечка внизу - это ваш покорный слуга.

13. Склоны меловых утесов в 2000 году затянули сеткой рабицей для предотвращения обвалов мела на железнодорожное полотно. Думаю, без неё забраться в зимнее время на этот склон было бы просто невозможно. Правда с тропинки, проторенной предыдущими посетителями, пришлось свернуть. Она заледенела и местами стало невозможно просунуть пальцы в ячейки сетки. Пришлось принять в сторону и нащупывать сетку под снегом наощупь. Всё бы ничего, но я был вот в таких варежках эвенках. Они очень удобны для зимних фотовылазок, но тут сыграли со мной злую шутку. Под откидывающийся клапан тут же набился снег и голые пальцы стали периодически примерзать к сетке. Плюс все эта фотоамуниция (рюкзак с камерой и объективами + штатив) и просто тяжелые зимние вещи. В общем, было тяжковато. Спина от долгого пребывания буквой зю загудела, дыхалка натужно хрипела при попытках отдышаться, а подмороженные пальцы покалывали маленькими иголками до самого вечера.

14. Но зато капитально согрелись и, самое главное, наверху действительно оказалась пещера. После беглого осмотра я понял, что мы нашли "Каземат". Такое название пещера получила от участников Воронежской секции спелеологов, которые обследовали её в начале восьмидесятых годов прошлого века. По их версии данная пещера служила либо наблюдательным, либо оборонительным сооружением.

15. Прежде чем мы пройдем внутрь, предлагаю взглянуть на план-схему "Каземата", которую я отыскал в работе В.В. Стёпкина "Пещерные памятники Среднедонского региона".

16. Буквально от входа натыкаемся на меловой уступ, вскарабкавшись на который можно попасть в коридор, далее под уклоном уходящий вверх на юго-запад. На фото не видно, но внизу под уступом имеется очень узкий ракоход (на схеме обозначен пунктиром).

17. Вид в сторону выхода. Не знаю даже откуда все эти цвета, но, клянусь своей треуголкой, в фотошопе ничего не раскрашивал - только общий контраст. Неровные стены и потолок этого коридора позволяют сделать вывод о том, что неизвестные строители этой пещеры вели работу вдоль вертикальных трещин, прорезающих меловой массив, просто откалывая большие куски мела.

18. В конце основной коридор немного сужается. В тупике можно обнаружить нишу для свечи или иконы, а так же крест начертанный над нею.
На потолке устроились на зимовку несколько небольших черных бабочек.

19. Примерно по центру главного коридора имеется ответвление в сложную систему узких ходов.
В них же ведет и ракоход у входа, но мы, конечно же, пошли более лёгким путём.

20. Ну, как более лёгким... Один хрен премазались мелом будь здоров - очень уж узко.
На фото моя филейная часть, делающая снимок №18.

21. Протиснувшись на корточках в ответвление, тут же поворачиваем направо. Наблюдаем еще несколько ниш для свечей и икон (включая пару для совсем маленьких) и странное, узкое и длинное углубление непонятного предназначения. Можно предположить, что она как-то использовалась для установки и закрепления деревянной двери.

22. Следующий поворот ведет нас буквально к свету в конце тоннеля.

23. Протискиваемся дальше и видим "окно" с видом на Дон и его пойму.
Как видно на фото, сетку уже кто-то разрезал, чтобы не закрывала обзор.

24. Немного изменим ракурс, вернувшись чуть-чуть назад и заглянув в один из паралельных проходов. Понимаю, что это сложно для понимания, но там реально какой-то мини-лабиринт вырыт. Причем, мне не очень понятно предназначение всех этих узких закоулков. Наблюдаем так же еще одну нишу. Судя по количеству киотов на квадратный метр поверхности, не могу не согласиться с мнением Стёпкина, предполагающим, что данная пещера скорее всего использовалась для жилья и молитв христианским отшельником, нежели вырубалась для наблюдений за врагом, как предполагали её первые исследователи. Хотя в определенный исторический период она могла использоваться и для этого тоже.

25. Да, вид из "окна" действительно открывается широкий.
Должно быть, когда Дон не скован льдом, тут очень красиво.

26. Конечно же, вы обратили внимание, что все стены пещеры покрыты современным "культурным" слоем.
Вася тоже решил оставить свой след.

27. Шутка. Конечно же, Васин тезка-вандал оставил свой автограф уже очень давно.
Между прочим, не заметил ни одной явной даты позже 1997-го. Сплошь 60-е, 70-е, 80-е.

28. Осмотр пещеры закончен, возвращаемся к выходу. Вот еще картинка с привходового уступа вниз.
Маленькая ложбинка почти по центру кадра и есть начало ракохода.

29. Случайно обернулся назад и обнаружил птичье гнездо.

30. Пока я корячился в "каземате", Вася по сетке забрался на самый верх и сфотографировал общий вид, дающий представление о расположении пещеры внимательному читателю.

31. Начинаем спускаться. Сначала держась за кусты, потом за всю ту же сетку.

32. Вернулись в машину. Завели и с полчаса блаженно пили чай с бутерами, пока не просохли варежки. Итак, мы нашли пещеру "Каземат" и знаем, что где-то совсем рядом есть еще и пещера "Ухо". Но как её найти, если снизу мы больше не увидели ничего похожего на вход, а сверху подъехать не можем? Последняя надежда - это ущелье, расположенное мужду двух крутых меловых склонов.

33. Мы стали пробираться по нему, задирая головы в поисках хотя бы гипотетического входа в "Ухо".

34. Чем глубже мы пробирались, тем живописнее становилось ущелье.

35. Между тем, солнышко взяло нужную высоту и красиво осветило меловые утёсы.

36. Впервые вижу меловой массив такой высоты и фактуры.

37. Обычно они сильно задернованы и лишь отдельные участки напоминают о мощных залежах мела, а тут просто мечта начинающего альпиниста.

38. Вася ни разу не альпинист, поэтому я очень удивился, увидев его на самом верху.

39. А это я внизу, подбадриваю друга, который сообщил мне, что слезть тем путём, которым залез, у него не получится. Я остался ждать внизу, а он пошел искать более пологое место для безопасного спуска.

40. Коротая время ожидания, еще немного пофототал отдельные живописные глыбы.

41. Противоположный склон был в тени, но местами тоже выглядел интересно.

42. Василий, пользуясь своим положением в пространстве, оглядел местность сверху и после спуска сообщил, что искомой пещеры в ущелье не обнаружено. Для самоуспокоения мы вновь пошли по шпалам в сторону Селявного, буквально сканируя взглядами меловые склоны.

43. Что интересно, мороз уже почти не беспокоил нас. Хотя хорошо помню лицо Василия с инеем на щетине.

44. Фрагмент загородительного сооружения с предыдущего фото.

45. Дошли до небольшой балки почти у села. Мела здесь почти нет, но по своему красиво. Немного "забурились" в неё, но увы - снова ничего.

46. Наконец я принимаю решение прекратить поиски. То ли вход заметён снегом, то ли мы такие слепые - не знаю. Уже дома, внимательно изучая крупицы информации о "Ухе" в сети, я нашел предупреждение о том, что желающим осмотреть её, будет весьма кстати альпинисткая страховка. Так или иначе, это будет мне уроком для более тщательной предварительной подготовки к поездкам в дальнейшем.

47. Чтобы немного смягчить негатив от преследовавших нас сегодня неудач, перед тем как отправиться домой, решаем одним глазком взглянуть на самые известные пещерные памятники Черноземья в зимнем антураже. До Дивногорского Успенского монастыря от места наших поисков чуть более километра пути.

48. Обещаю, что когда-нибудь в очередном выпуске проекта Пещеры Придонья я свожу вас на экскурсию вооон туда (см. фото).
Это так называемые Малые Дивы.

49. Чтобы увидеть знаменитую пещерную Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери, которая давно стала именем нарицательным для всех культовых пещер Черноземья, пришлось сначала вернуться в Селявное. Вполне, кстати, живое и крупное сельцо. До Дивногорья отсюда порядка 7 км по асфальту.

48. Конечно, первое впечатление: очень похоже на Костомарово.

49. Но если Костомаровская обитель находится почти на дне глубокой меловой балки, то Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в Дивногорье поражает еще и своим расположением с широчайшим обзором окрестностей.

50. Еще существенное отличие в наличии здесь вездесущих автографов. Дивногорье - это туристический комплекс со всеми вытекающими, а в Костомарово монахини навели порядок и поддерживают его собственными силами. Не знаю, может стоило бы всё таки удалить это "наследие"? Впрочем, сюда я тоже ещё обязательно вернусь в одной из следующих частей пещерной серии. А сейчас пора возвращаться домой.

51. Злющие перемёты почему-то против нашего отъезда и пытаются наскоро замести нам дорогу, но мы-то уже бывалые.

52. А Вязники и гора Шатрище по-прежнему отрезаны от цивилизации. Сравните это фото с 05.

53. А это выезд на асфальт с той самой грунтовки, любезно подсказаной аборигеном. Уже и наши следы почти замело.

54. Вот такая поездка. Не очень продуктивная, но по количеству адреналина и эмоциональных переживаний превосходящая многие из предыдущих. За приятную компанию, моральную поддержку, вкусный чай и некоторые фоточки, без которых этот отчет был бы неполным, спасибо in_windows. Чувак, сверхширик 10-20 это круто, но ведь мое ухо и череп совсем другой формы!

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Отчет, Заброшенное, Подземное, РФ/Воронежская область, Фото, РФ/ВО/Лискинский район, Пейзаж, Пещеры Придонья, Григорич