Когда я возмущаюсь фильмами типа недавней "Гарриет", я очень часто слышу "Ну чего ты ждёшь? Это же идеология, пропаганда!"
Понимаете, товарищи. Тут, мне кажется, происходит очень важная подмена понятий. Идеология и пропаганда - это цель. А художественные качества фильма - это средство. Фильм можно снять ради чистого искусства - а можно ради проповеди какой-то идеи; но напрямую с его КАЧЕСТВОМ КАК ФИЛЬМА это не соотносится.
Ну не знаю. Древнесоветские "Броненосец Потёмкин", "Ленин в октябре" или хоть бы тот же "Александр Невский" - это идеология? Пропаганда? Господи Боже, да ещё какая, вообще ничего, кроме идеологии, мы добавили пропаганду в нашу пропаганду, чтоб вы могли идейно индоктринироваться, пока идейно индоктринируетесь. Круто ли это притом? О Господи Да. "Броненосец" всем кинематографом мира растаскан на визуальные цитаты, "Александром" засматривались до хруста в глазах все подростки, и даже "Ленин"-то очень неплох. Ну вспомните, как там нагнетается атмосфера, какой там пронзительный мрачный Петроград на заднем плане - и, главное, каков там сам-то Ленин. Нервный, немного забавный и неуклюжий, с пронзительным резким голосом, на конспиративной квартире придуривается, примеряя детскую распашонку... Хоть ты будь сам Солженицын преклонных годов, хоть знай ты достоверно всю кровавую подоплёку и понимай прекрасно всё количество сюжетного вранья - в конце фильма ты волей-неволей этого, экранного, Ленина хоть немного, да любишь.
Хорошо, давайте пример поближе. Кэмероновский синий "Аватар" - это пропаганда? Несомненно, и местами довольно откровенная, в лоб. Смотрело ли его при этом полмира, ухрюкиваясь? Ещё как. И дело не только в офигенных спецэффектах. При всей простоте его базовой идеи, персонажи его - живые, объёмные настолько, насколько вообще позволил формат. Здесь очень характерный признак есть: у формально как бы главного злодея, Куоррича, есть своя огромная фан-тусовка. Это маркер: если люди способны герою предпочесть злодея, значит, у героя есть какие-то спорные признаки, а у злодея - обаятельные черты, то есть они оба до должной степени живые люди, однако.
А теперь вот глянем на "Гарриет", прости господи. Героиня? Плоская, как стол, и даже попытки (неплохой!) актрисы играть мимику и характер положения не спасают. Какие-то неоднозначности в её личности? Отсутствуют. Развитие и рост? Ну, сперва она была Просто Хорошая и хотела быть СВАБОДНОЙ, а в финале она стала ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ и захотела АСВАБАДИТЬ ВСЕХЪ. Злодеи? Господи, они злы. Они злы, злы, ЗЛЫ! Прямо ЗЛЮЩИЕ! Они сперва называют негров свиньями и не хотят давать им СВАБОДУ, а в финале хотят ПОЖЕЧЬ ИХ НА КОСТРЕ КАК ИНКВИЗИТАРЫ! Ой, какие же плохие люди, ужас прямо.
Товарищи, но злодеям здесь даже эстетики не дали! ОК, тевтоны в "Александре" тоже просто очень плохие и жгут маленьких деточек. Но, боже, кто мне скажет, что они не ШИКАРНЫ? Когда они под страшную мрачную песню на ломаной Прокофьевым латыни начинают ехать и грохотать - ну ими же любуешься во все глаза. У них есть харизма, жуткая, мрачная, но харизма - и именно поэтому эту атаку вражьей кавалерии тоже потом перерисовывают все. Помните, у Джексона во "Властелине" войско Мордора из ворот выезжает? Так ведь это они же, deadknight'ы герра Эйзенштейна, не так-то сильно изменились за лето.
А тут, понимаете... проблема не в том, что это пропаганда. Проблема в том, что это пропаганда, рассчитанная на детей от трёх до пяти. На груди у Гарриет висит табличка "Хорошая чёрная тётя". На груди у рабовладельца Гидеона висит табличка "Плохой белый дядя". It's over. По-хорошему говоря, это не пропаганда вообще; это декларация, выкрик, лозунг, ничем не раскрытый и не оформленный в идею.
Чёрт, ребята. Знаете, я скучаю по пропаганде. По харррошей качественной индоктринации. Для начала, это было красиво.