В этой Гате всего одна песнь, но какая! Здесь Заратуштра говорит об очень важных вещах - об организации зороастрийского общества, государства и общины. Здесь появляется образ праведного правителя, который имеет право на власть только постольку, поскольку он праведен. Задача религии - направлять такого правителя и следить за тем, чтоб он не уклонялся от пути - чего бы вы думали? - Коровы Правды, конечно.
Затем Заратуштра опять воспевает своих верных. Очень трогательный финал; он буквально признаётся в любви к своим ученикам.
Судя по всему, в этот момент община уже существует именно как что-то полноценное, процветающее; вероятно, это то время, когда Виштаспа уже сумел отбиться от врагов.
Особо надо отметить, что говоря о Джамаспе Певце, он напрямую возлагает на него обязанность и дар следить за нравственностью правителя. То, что я перевёл как "благодать правления" - авестинское слово хварно, персидское фарр - как раз и означает оное самое право на власть по факту праведности.
Также тут впервые всплывает Майдьоиманха (ДА, ЕГО ПРАВДА ТАК ЗВАЛИ) Спитама, двоюродный брат Заратуштры. Он тоже прославится впоследствии, но не как проповедник, а как первый зороастрийский учёный богослов, к которому возводят своё основание многие школы.
Река горящего металла, в которую праведным будет ПРИЯТНО войти - важный образ зороастрийской эсхатологии. Предполагается, что не совсем уж злыдни тоже её пройдут, и огонь их очистит - просто им будет больно в процессе.
Что за князь отказался холодной зимой приютить Заратуштру и его скотин - совершенно неизвестно. Так и вошёл в историю безымянным жмотом.
***
Благая Власть должна быть избрана.
Она исполнит наши надежды.
Только ей могут быть на деле верны посвящённые,
те, кто движет мир к добру
своими делами, вдохновлёнными Правдой.
Именно ради торжества этой Власти
я и тружусь здесь среди вас.
И эти труды я посвящаю
в первую очередь - тебе, Мазда,
затем - Правде,
и затем тебе, Здравомыслие.
Яви мне желанную Власть!
Даруй мне с помощью Доброй Мысли
силу, чтоб возносить ей хвалу!
Позволь тем, кто в делах своих сотрудничают с тобой
услышать тебя и с тобою соединиться!
Ибо ты - Господин Праведных Речей,
и все слова твои добромысленны.
И откуда бы ни исходило правое слово -
ты его величайший провозвестник.
Где источник безмятежности?
Где начало милосердия?
Где Правда торжествует?
Где святое Здравомыслие?
Где Лучшая Мысль распространяется?
Где? Не под твоей ли Властью, о Мазда?
Кто же достоин вести нас? Я это знаю!
Это истинный скотовод, благодаря его трудам
в согласии с Правдой крепнет Корова.
Он скромен, но мудр,
он истинный вождь людей завета,
он обетованный вождь, все узнают его.
Такого вождя и поддержит
Властью своей Ахура Мазда,
и если тот будет верен своим убеждениям -
дарует ему множество благ;
но если вождь не будет стойким в добре -
то худшее из зол ожидает его
у последнего поворота его жизни.
Ты, Мазда, со Святейшим Духом твоим,
творец Коровы, творец вод, творец растений,
даруй мне, в согласии с Доброю Мыслью,
исходящую от Целостности и Бессмертия
крепкую силу и твёрдость,
чтобы возвещать твою волю вождям!
Вновь я взываю к тебе, Мазда:
пусть всегда говорят мудрецы
о злой участи неправых
и сияющем счастьи праведных.
Ведь воистину великая радость -
провозглашать твоё пробуждающее разум послание
тому, кто достаточно просвещён, чтоб его понять.
Обеим сторонам ты готов даровать счастливую участь
в ясном свете Огня твоего, о Мазда.
Будет явлен знак, река раскалённого металла,
войдя туда, праведник испытает лишь блаженство,
для лживого же очищение обернётся болью.
Теперь собрались вокруг нас желающие нам зла,
безразличные к твоему учению,
истинные дети Дома Лжи,
злодеи среди злодеев.
Я призываю Правду, да придёт ко мне,
да явится с благою наградой!
Кто же, о Мазда, другом мне станет, Заратуштре Спитаме?
Кто на самом деле всегда совещается с Правдой?
С кем пребывает святое Здравомыслие?
Кто готов послужить закону,
Доброй Мысли и братству верных?
Это не тот лукавый князёк,
что отказал мне, Заратуштре Спитаме, в помощи,
когда я стоял у его ворот, придя к нему, как вестник,
посреди зимнего перевала,
а двое моих вьючных животных
стонали от холода и усталости.
Так нечистая совесть злодея
отвергает прямоту верного выбора!
Но его душа сама обвинит его
на Последнем Мосту,
ведь своими собственными словами и делами
он заставил себя сбиться с праведного пути.
Карапаны - тоже не друзья.
Они чужды закону, враждебны скотоводству,
они наслаждаются, терзая Корову!
По их делам и учениям награда им -
они несомненно низвергнуты в Дом Лжи.
А моим товарищам я, Заратуштра,
обещаю, что в грядущем они достигнут Дома Песни,
обители, что основана Маздой.
Я ручаюсь, эта обитель станет вашей
благодаря дарам Доброй Мысли и Правды.
Первым войдёт туда князь Виштаспа.
Вся мощь братства верных укрепит его,
ему воспоёт свою песнь Добрая Мысль.
В мудрости своей Ахура Мазда предвидел его явление,
Правду ему открыл,
чтобы нас всех достигло лучезарное счастье.
Фрашаоштра Хвогва откровенен со мною,
его добрая совесть помогает ему
строить прекрасные замыслы;
пусть властвующий Ахура Мазда даст ему сил
в его неукротимом стремлении к Правде.
Певец Джамаспа Хвогва, алчущий просвещения,
он с Правдою в союзе,
он достигает Доброй Мысли и овладевает ею.
Он знает, как избрать нужную Власть
в согласии с благодатью правления.
Он возглашает: "Ахура Мазда, помоги мне
всегда поддерживать лишь твою сторону".
Майдьоиманха Спитама - вот человек, посвятивший себя
наилучшему пониманию нашей веры,
этим и желает заниматься всю жизнь.
Он возглашает: "Законы Ахуры - прекрасны для всех живых,
если действительно следовать им в деяниях".
Вот все вы передо мною!
Единодушные в стремлении к добру!
Правда исходит от Доброй Мысли!
Здравомыслие учит нас речам!
Воззовём же в смирении,
попросим подмоги у Мазды!
Ведь тот, кто принадлежит Святому Здравомыслию,
Правду приносит в мир
своими помышлениями, словами, делами и совестью.
И с помощью Доброй Мысли
Мазда даёт ему Власть.
Вот об этой награде я и буду усердно молиться.
Ахура Мазда хорошо знает
всех моих людей, мужчин и женщин,
знает, что их восхваление
вдохновлено Правдой.
Я, со своей стороны, восхваляю и почитаю
каждого и каждую из них.
Я знаю все их имена, живых и мёртвых.
Я припадаю к ним с любовью.