Про Золотую Орду есть два мнения, оба из которых структурно и концептуально бесят. Мнение номер раз: она была ми-ми-ми. Няшные маленькие мохнатые пони учили славян государственности. Мнение номер два: она была третийрейх и убивать.
Первое мнение опровергается очень просто. Медленно, вдумчиво читаем "Повесть о разорении Рязани", потом сравниваем ея с данными археологии и понимаем, что из литературного вымысла в этой истории только разговоры в Батыевом шатре и, возможно, Евпатий-коловратий, остальное грубая правда жизни. Ставим на место вставшие дыбом волосы и все хорошо у нас теперь.
Со вторым мнением сложнее.
Смотрите, граждане. В чем проблема с третьими рейхами всех мастей? Они тотальны. Идеология встроена в модель неотъемлемо, и без неё модель не работает. И эта идеология глобально антиантропна. То есть мы здесь имеем ситуацию, когда даже ради реальной политической выгоды людоеды не могут перестать быть людоедами. Если бы Гитлер поддержал идею независимости Украины или Белоруссии и воспринял бы их население как граждан - это было бы для него как бы очень круто, был бы там прочный тыл и союзники против большевиков, учитывая, как Сталин их допёк предварительно. Но он не мог. Славяне - недолюди, точка. Никаких прав для недолюдских сообществ. И вместо союза он получает у себя в тылу упоротых и самоотверженных партизан.
Что на этом месте делает тот же самый старина Бату Саин-хан? При том, что по базе чингизовы монголы к любым осёдлым горожанам относились по умолчанию как к китайцам, а китайцев за людей не очень-то считали?
Да он почти сразу же начинает договариваться. Вот буквально после первых же лет завоевания он осознаёт вполне чётко, что ему теперь тут жить, и жить тут ему нравится, и в хрен ему не сдался тот Каракорум. Он моментально вычленяет значимые фигуры - галицких и владимирских князей - и говорит себе: ОК, Бату, сияющий мой, тебе не нравятся осёдлые, это нормально, они и сами себе не очень-то нравятся, но это теперь твои люди и тебе с ними дело иметь. Поэтому милости прошу к нашему шалашу, съешьте ещё этих мягких монгольских буузов да выпейте-ка кумыса, и давайте подумаем, как нам теперь всем вместе дальше жить. И они, ЧСХ, понимают, и уже во втором поколении начинают общаться с ханами как с нормальными правителями, а ханы, в свою голову, не делают со своими подданными ничего такого, что те сами с собой бы не проделывали время от времени.
(Это важно, кстати. Монгольское разорение было достаточно кошмарным, но оно не превосходило качественно то, что добрейшей души Эндрю из Боголюбово сделал ни много ни мало с Киевом. Или волшебные эпизоды вроде кровавого крещения Новгорода. Ладно, Ольга с древлянами - это, может, и легенда, но тем не менее тоже не то чтобы её в этой легенде осуждают. Ужасаются - да, но не осуждают. Определенный уровень насилия в Киевской Руси был всё-таки нормой. Специально большими буквами пишу... ааа, нет, остановите меня!..)
Факт, КМК, заключается в том, что если договариваться начал уже Батый, то за пределами второго, третьего, четвертого поколений Орда уже концептуально не кажется русским чем-то не то что опасным, а даже и значимо чужеродным. Расизма нет. Кочевой шовинизм сходит на нет чем дальше, тем больше. На выходе татары, бывшие вассалы Империи, совершенно не чураются идеи пойти на службу к русским; но даже до этого хан-полукровка, настолько похожий на свою русскую мать, что его называют Урус-хан, преспокойно правит в высоком Сарае. Вы можете представить себе сына матери-еврейки в роли фюрера победившего Рейха, даже через несколько поколений? Я - самоочевидно нет.
В общем, я всё-таки склонен считать, что реальная модель этого государства не соответствует ни утопии Гумилева, ни антиутопии Карамзина. И тем более она не соответствует странным современным попыткам возродить "черную легенду".