Вчера во время чтения Апостола на литургии прозвучали слова, раскрывающие цель и высокое предназначение человека: "Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас?".
Чаще всего их глубокий и важный смысл не доходит до нашего сердца. Не чувствуем мы необходимость актуализировать их своей жизнью. Нам проще согласиться с помыслом, убеждающим нас в достаточности одной внешней, даже и только обрядовой стороны. И в этом мы вполне уподобляемся фарисеям, как бы подчеркивая своим примером вневременный характер этого явления, как свойственной любому времени и народу установки души.
Но вот интересное мнение одного из святых отцов об этом вопросе, которые многие возможно найдут даже спорным:
"Все Собрания, Литургии, Праздники, Причастия и Жертвы совершаются для того, о человече, чторбы очистился человек от грехов своих и чтобы вселился в него Бог, по сказанному Христом: Мы, Я и Отец, придем и обитель у него сотворим (Ин.14:23) и Вселюсь в них и буду ходить (2Кор. 6:16).
Поэтому как только человек становится одушевленным и богозданным храмом Божиим и Отец, Сын и Святой Дух вселяются в него и ходят в нем, то богоносная душа его удаляется от всякого желания присутствовать в тварных церквях, участвовать в зримых жертвах, вещественных собраниях и праздниках человеческих; она уже не желает поклоняться Богу ни на горе сей, ни в Иерусалиме (Ин.14:21). Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына - Архиерея, внутри имеет Духа - истинного Огня, внутри имеет истинную жертву - дух сокрушен (Пс. 50:19), внутри имеет жертвенник - чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления - духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим - радующуюся душу. Наконец он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо Бог есть Дух , и поклоняющиеся Ему должны полконяться в духе и истине (Ин. 4:24).
Ведь, как научает апостол Павел, видимое временное, будь то жертвы и приношения, а невидимое вечно (2Кор. 4:18); это же невидимо есть то, что в сердце происходит в духе и истине, что не видел глаз, что не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог (1Кор. 2:9) нам через Духа Своего, обитающего в нас".
прп. Анастасий Синаит, "Вопросы и ответы", вопрос 6
Эти слова в наше интересное время могут показаться соблазнительными, но вспомним ставшую храмом Божиим прп. Марию Египетскую, и только перед кончиной причастившуюся принесенных прп. Зосимой Св. Таин, и как бы исполнившую Закон (прежде всего речь о заповеданном Христом Причащении Его Тела и Крови), и не прервавшую в результате строгого подвижничества общения с Церковью.