Многим из нас знакомо проникновенное творение Высоцкого «Баллада о борьбе».
Click to view
Есть в нем некое мобилизующее действие, захватывающее слушателя с первых строк и не отпускающее до последнего аккорда. Силе этих стихов одинаково подвержены все возрасты и кажется, они не могут потерять актуальности, как все великое. Магия стиха, говорят некоторые. Но не казалось ли вам, что некоторые моменты «Баллады» не могут быть объяснены впрямую, как-будто в них содержится второй, более глубокий, прикровенный смысл?
Можно назвать этот смысл философским словом - метафизический, а можно и проще - духовный. Несмотря на то, что творчество Владимира Семеновича, если рассматривать его духовно, весьма противоречиво, нет никакого противоречия в том, что из-под его пера могло выйти духовное и даже душеполезное произведение. Дело в том, что поэты - люди очень восприимчивые, можно сказать, люди-радары, и не всегда понимают откуда приходит, или, точнее, кем навеян им тот или иной шедевр. Данный случай служит наглядной иллюстрацией этому. Высоцкий вполне возможно мог даже не сознавать тот второй, «подложенный» смысл, который в конкретном случае был внушен именно тем, кем надо.
На самом деле, значение этой баллады таково, что Высоцкий мог написать только ее и больше ничего. Как поэт, он уже выполнил бы свою миссию.
И если рассматривать «балладу о борьбе» в данной плоскости, то мы найдем ее содержащей в себе квинтэссенцию православного святоотеческого понимания жизни христианина. Или сказать проще, инструкцию к духовной жизни. Ни больше, ни меньше.
Итак…
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Речь в этом произведении идет о борьбе. Борьба является уделом человека и смыслом его земной жизни. Выходу на всякую борьбу предшествует подготовительный период, в данном смысле детские годы человека. В первой строфе подразумевается духовная начальная военная подготовка, начинающаяся с малой церкви - семьи. Фундамент дальнейших побед или поражений закладывается именно там. Сначала ребенок попадает в атмосферу молитвы, творимой возможно бабушкой у его колыбели, родителями вечером. О длительности молитвы красноречиво свидетельствует фраза «средь оплывших свечей». Затем человек впервые самостоятельно знакомится с самым грозным оружием на земле - молитвой, предстоя на ней вместе с родителями.
Средь военных трофеев и мирных костров,
Под «военными трофеями» имеются в виду победы над грехом и над диаволом, одержанные святыми, о которых человек узнает из чтения о их житиях. «Средь мирных костров» - в семейном кругу, то есть как это происходит в христианских семьях.
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Не знавшие духовных битв. Возможно, дети нецерковные, не знавшие Бога. Но дети, даже и верующие, не знают и не понимают до времени, кто их противник. Они могут слышать о его существовании, но осознать это полностью, то есть опытно, они не в состоянии.
И дрались мы до ссадин, до смертных обид
Тем не менее, их неспособность осознать сатану своим противником, конечно не мешает им получать от него удары. Это происходит с самого детства. Детские обиды, конфликты, нестроения происходят не только в силу нашей поврежденной грехом природы, но и как результат прямой диавольской деятельности.
И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Нам кажется, поэт здесь говорит о видимости борьбы, навязываемой нам миром, погружаясь в которую, и бывая связанными ею, мы не можем уже бороться с тем, кем должны.
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
«Тайна слова «приказ» - это тайна послушания. Далее речь ведется о заповедях, которые есть не что иное, как границы добра и зла.
Смысл атаки и лязг боевых колесниц
Атака - это безусловно молитва. Понимание ее смысла приходит человеку со временем. И так же ее значения как самого сильного средства духовной борьбы. Сильной молитвы трепещут бесы. Но только когда она подкреплена постом - «боевыми колесницами», носящими и продвигающими нас на поле духовного боя.
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
Нам приходило понимание предательства: дружбы, Родины, веры, Христа - как одного из основных пороков.
И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя
Здесь упоминается период юношества - наши первые попытки любви, но не к Богу. Притом важно, что мы только «обещали», но не могли по-настоящему любить. Попытки самостоятельно наказать зло, тоже без Бога. Также приписывание наших первых успехов себе, а не Богу, как первые опыты тщеславия.
Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий век у забав, столько боли вокруг.
Эти строки означают конец юношеского периода, бывшего не более чем грезами и борьбой с ветряными мельницами. Все это абсолютно устраивало («забавляло») бесов. Начинается вступление во взрослую жизнь. Столкнувшись с миром лоб-в-лоб, человек понимает, что попал в царство «боли».
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Под «мертвыми» можно понимать святых, но так же и тех, чья загробная участь неизвестна, но известно, что они не переставали бороться даже до смерти, до своего последнего дыхания. Об этом говорит фраза «из натруженных рук». Что это за «оружье», поэт объясняет ниже.
Испытай, завладев еще теплым мечом,
И доспехи надев, что почем, что почем!
«Теплый меч» - теплая, или называемая еще сердечной, молитва Иисусова, являющаяся мечом обоюдоострым, страшная для бесов и для человека, творящего ее невнимательно, с тщеславием или неподготовленным. О «доспехах» лучше всего сказано у апостола Павла: «И шлем веры примите и облекитесь в броню спасения…»
Разберись, кто ты - трус иль избранник судьбы,
«Трус», если кто уклонился по малодушию или боязни предстоящей брани. «Избранник судьбы» - соответственно тот, кто записан в Книге жизни, то есть претерпел брань до конца.
И попробуй на вкус настоящей борьбы.
Духовной. С бесами.
И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.
Это означает, когда ты достигнешь такой меры любви, что начнешь сострадать падениям других людей, как своим собственным и даже более того - сострадать, чувствуя внутри себя некую острейшую боль за другого человека.
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.
И когда ты достигнешь такой любви и увидишь (найдешь, отличишь, отыщешь), что в ней и заключается истина, последуют нападения по ярости бесовской. Вероятна и личная визуальная встреча с демонами, как сказано у Пророка Давида: «И на враги моя воззре око мое…»
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
«Отцовским» подразумевается Отца нашего Небеснаго. «Соленые слезы» - покаяние от всего сердца и сами слезы, являющиеся для нас заповедью.
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
В жарком бою с бесами. «Нужные книги» - прежде всего творения святых отцов, особо искушенных, или подробно пишущих о духовной брани, такие как: Творения преп. Симеона Нового Богослова, Лествица, отцов Добротолюбия и, конечно, Новый Завет и Псалтирь.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
Если человек не терпел сознательных лишений, не имел самоограничения, то есть «мяса с ножа не ел ни куска». Если человек не боролся с грехом, сидев сложа руки.
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
С сатаной.
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!
Не спасся.