Полет пермского трамвая

Jun 03, 2012 16:30

Наверное все уже знают, что в Перми 2 июня "улетел" трамвай. Точнее он без тормозов прокатился под уклон, столкнулся с автобусом и легковым автомобилем. Пострадал десяток человек, из них двое получили ранения средней тяжести. Слава богу, что это было утро субботы, иначе последствия были бы гораздо тяжелее. Вот видео, а под катом немного моих комментариев к этому делу...

image Click to view




Это трамвай модели 71-619КТ, вовсе не старый - 2006 года выпуска... Трамвайный вагон этой модели имеет три независимых системы торможения. Первая - штатный электродинамический тормоз. Именно им трамвай тормозит при работе на линии: при таком торможении электрические цепи двигателей переключаются, и двигатель включается в цепь, как генератор энергии. В результате вырабатываемая энергия гасится на реостатах. У трамвая две тележки, и четыре оси, которые вращают четыре двигателя. Цепи развязаны, то есть эти системы практически независимы. Одна тонкость - на переключение цепей требуется энергия.

Далее, трамвай оборудован штатными колодочными тормозами. Они обычно используются для дотормаживания вагона при остановке, со скорости до 5 км/час. При большей скорости колодки стираются и проскальзывают, так что не эффективны. Однако колодочные тормоза работают даже при отключенной электроэнергии, принцип такой: там механизм, держащий колодки, оттягивают от оси электро-механически двигатели. Как только напряжение на них исчезает, они разжимаются и прижимают колодки к осям тележек. Опять же эти тормоза независимы на четырех осях вагона. Правда их можно отключить - "растормозить тележки".

И, наконец, у трамвая есть авариный - рельсо-магнитный тормоз. Видели между колес висит такой "башмак"? Так вот это - мощный электромагнит, способный примагнитить вагон к рельсам. Такие магниты опять таки имеются в четырех экземплярах. Они подключены в цепь через аккумуляторные батареи вагона, чтобы сработать даже при исчезновении напряжения в сети.

Как же так получается, что авария произошла "из-за отказа тормозов"? Как сразу могут отказать три системы тормозов на четырех развязанных цепях торможения? На практике, почти никак. Очень сложно придумать ситуацию, в которой без вмешательства разума человека откажет сразу столько техники. А поэтому в таких авариях, как правило, причиной является чье-то разгильдяйство.

Что же мы видем в пермской ситуации (в подробностях, уверен, разберется следствие)? Трамвай был без пассажиров, так как двигался в депо. Он был не исправен, причем, вероятнее всего отказ был системе электроцепей аккумуляторных батарей. До этого вагон по этой причине был на ремонте, но ремонтники отписались (?), что все в порядке. В результате отключения питания от аккумуляторов колодки прижались к оси, их пришлось отключить - "растормозить тележки". В таком режиме вагон считается аварийным и может ехать только в депо в сопровождении аварийщиков. На остановке Динамо были высажены все пассажиры, вызвана машина сопровождения аварийной службы. Аварийщиками, покопавшимися в цепях было принято решение о самостоятельном движении вагона в депо Балатово, так как вроде бы удалось восстановить напряжение на аккумуляторах. Однако, при движении цепь снова развалилась и заряд исчез. Системы торможения оказались обесточены. Колодки отключены вручную.

На перекрестке перекрестка Борчанинова/Пушкина вагону не хватило энергии на подачу сигнала перевода стрелки. В результате, вместо поворота на Барчанинова к депо, вагон прошел стрелку прямо и вышел на большой уклон. С расторможенными тележками (то есть отключенными в ручную системами тормозов) и сломанными цепями АКБ аварийный вагон под уклон разогнался так, что аварийная машина не успела его догнать (!) Водитель вагона до последнего оставалась в кабине, пытаясь остановить вагон - в салоне были аварийщики, но из вагона сделать ничего было нельзя. Водитель трамвая потеряла сознание при столкновении с автобусом, она сильно пострадала, ее вынули из-за пульта аварийщики находившиеся в салоне.

То есть, не вдаваясь в глубину вопроса, и не пытаясь подменить собой следствие, уже видно по сведениям из Перми, что вагон до этого чинился по проблемам с АКБ, но эти проблемы появились снова. Аварийная бригада пошла на авантюру, приняв решение о движении вагона в депо не на буксире, а своим ходом.

То есть мысль, о том, что инструкции по технике безопасности написаны чьей-то кровью, к сожалению, не нашла отклика в головах ремонтной бригады. :(

Пермь, авария, жизнь, трамвай

Up