(Фото
из блога М.Якимова)
Побывал в Перми в -25 градусов. Хотя такие температуры сейчас и в Москве найти можно без проблем. А вот всего остального - ради чего и ездили - в Москве не найти. В Перми проходил семинар по транспортному моделированию, в рамках которого была представлена создаваемая транспортная модель города Самары. О том, что это за модель, зачем нужна и как создается я писал
здесь ранее. Хотя я был от Москвы, относился все же скорее к самарской делегации, которую возглавлял глава Дептранса Д.Полулях. Кроме Дмитрия Николаевича были еще его заместитель по пассажирским перевозкам, и директор МП "Пассажиртранссервис". Кроме того из Самары прилетел А.Чернов, который представил разработанный сайт транспортной системы Самары.
Кроме самарцев был человек из Екатеринбурга, представитель из Нижнего Тагила, а также сотрудник питерского института "СтройПроект", который делает множество работ в Самаре (и Фрунзенский мост, и реконструкцию Ново-Садовой - к примеру). И, конечно, большое количество местных специалистов-транспортников и из администрации и из МУПов и даже просто коммерческих перевозчиков.
Прием в Перми был очень теплый, за что огромное спасибо нашим коллегам из Центра дорожной информации и Департамента дорог и транспорта Администрации Перми. Пермь оправдала звание культурной столицы Европы, так как нас практически по прибытию тут же отправили в театр. Оказалось, что у местной Администрации на счет пребывающих официальных делегаций есть традиция, по их окультуриванию. Так что я в первый же вечер стал гораздо культурней, посмотрев спектакль местного ТЮЗа "Солдат Чонкин". Отличная постановка.
В первый день работы начали рассматривать транспортные модели Перми и Самары, в сравнении. Было ясно, что самарская модель еще не доделана до конца (сдача работ только летом), но она уже дает посмотреть определенные сценарии. В частности было показано как изменятся потоки при закрытии участка Московского шоссе (например на ремонт). Смоделировали строительство улицы Луначарского и увидели, как разгрузится проспект Масленникова. Были показаны изменения маршрутов общественного транспорта. На макромодели города было очень четко видно, почему нельзя применять микромодели в отрыве от макромодели.
(Фото
из блога М.Якимова)
Изменение, даже самое минимальное, в одном месте изменяет распределение потоков по всему городу. Поэтому моделирование в PTV Visim отдельного перекрестка, без обмена данными с макромоделью теряет всякий смысл. Совершенно недопустимо пытаться определять целесооборазность строительства кольцевой развязки/регулируемого перекрестка/не регулируемого перекрестка используя только микромоделирование.
От Самары с докладами выступил я (рассказал про Стратегию развития транспортного комплекса г.о. Самара на 2011-2020 годы) и выступил А.Чернов (показал сайт Транспортного оператора Самары). А вот на вопросы по докладам отвечала уже вся самарская делегация. Многие моменты планах развития транспорта Самары и Перми сходятся. Например в обоих городах дается приоритет предварительному моделированию изменений сети, развитию трамвая, велодорожек, организации парковочной емкости. Есть и различия - например функции ОДД в Перми уже давно находятся в ведении местного Департамента дорог и транспорта. В Самаре пока эти функции оторваны и отнесены к благоустройству, что создает множество проблем при практической работе. Например при организации выделенных полос общественного транспорта.
(Фото
из блога М.Якимова)
На самарскую делегацию произвело большое впечатление выделение для общественного транспорта по трамвайной линии на центральной улице Перми. Исторически она была на совмещенном полотне, но затем линия была отгорожена небольшими бордюрами, а остановки перенесены на проезжую часть, отгорожены, с организацией посадочных площадок и павильонов ожидания. Д.Полулях отметил, что этот опыт может очень пригодиться в центре Самары, в том числе на Галактионовской улице в процессе реализации проекта скоростного трамвая.
Во второй части работы был представлен сайт Транспортного оператора Самары. Ресурс произвел большое впечатление на собравшихся, и тема его функциональности потом не раз поднималась в обсуждениях. Пермяки показали свои ресурсы, в частности веб-приложение сделанное на базе транспортной модели Перми, позволяющее проложить свой маршрут и оценить его рентабельность прямо на сайте.
Кроме того делегация Самары посетила центральную диспетчерскую службу, автобусное пассажирское предприятие (коммерческое - в Перми нет муниципальных автобусов), трамвайное депо. Были продемонстрированы возможности Центра управления дорожным движением.
Встреча прошла очень плодотворно, стало ясно, что такие мероприятия по обмену опытом между муниципалитетами крайне необходимы, а площадок для такого обмена идеями на сегодняшний день очень мало. Я дал небольшое интервью, в котором искренне похвалил Пермь за крайне ответственное и взвешенное отношение к развитию транспорта, базирующееся на научном анализе транспортной системы.