Вокруг черного квадрата

Jul 31, 2020 11:05


Постов о черном квадрате уже много. Но я не могла закончить историю К.Малевича без этого поста. Поэтому постараюсь написать максимально четко и по фактам.

Мы острою гранью делим время и ставим на первой странице плоскость в виде квадрата, чёрного как тайна, плоскость глядит на нас тёмным, как бы скрывая в себе новые страницы будущего. Она будет печатью нашего времени: куда и где бы не повесили ее, она не затеряет лицо своего.
К.Малевич.


История и описание

Был ли черный квадрат плагиатом? Предыстория.

У черного квадрата визуально было много предшественников. Все эти картины представляют собой черные квадраты или прямоугольники.

Наиболее известные:

  • 1617 г. Великая тьма. Р.Фладд
  • 1843 г. Под покровом ночи. Берталь (и у него же Вид на Ла-Хог (ночной эффект).
  • 1854 г. Сумеречная история России. Г.Доре
  • 1882 г. Ночная драка негров в подвале. П.Билхолд.
  • 1882 г. Битва негров в пещере глубокой ночью. А.Алле (У него же «Философы ловят черную кошку в темной комнате» . У Алле была целая серия закрашенных фонов в рамах, он скорее был автор перформансов, чем художник. Он был писатель, журналист и юморист).

Мне наиболее близкой  к черному квадрату Малевича визуально кажется «Великая тьма». Но это была книжная иллюстрация.



Великая тьма. Р. Фладд. источник. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Robert_Fludd_1617.jpg

Однако,  обычно, когда хотят изобразить «сенсацию» про плагиат Малевича ссылаются на картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Дело в том, что при исследовании «Черного квадрата» Малевича 1915 г.  приближенное название этой картины обнаружили под слоем краски!



Картина А.Алле. источник. https://fishki.net/2413340-shedevry-alyfonsa-alle.html

Но у черного квадрата Малевича при визуальном сходстве есть принципиальное отличие по идее. Все черные картины до Малевича изображают нечто, что мы не видим, но легко можем представить. И только на черном квадрате изображен сам черный квадрат! Малевич вывел беспредметность как ключевую идею творчества. Он считал, что настоящий творец не должен отталкиваться от того, что он знает и видит, не должен «воровать» у природы.

Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой. (К.Малевич).

Не черный. Не квадрат. Не исходная картина.

Теперь, когда мы выяснили, что картина Малевича - не плагиат, т.к. в ней важнее идея, чем форма. Посмотрим на черный квадрат (№1 за 1915 г.) внимательнее.

Это не квадрат, а прямоугольник. И он не черный, т.к Малевич смешивал все краски, добившись черного оттенка. Более того, как я упоминала выше, под черным квадратом обнаружили надпись и другие картины в стиле супрематизма. Самая очевидная версия, что холсты были очень дороги и Малевич использовал их повторно. Почему Малевич специально указал название похожей картины под своей - загадка... Сам он (будучи рациональным и уравновешенным человеком) говорил, что писал эту картину в состоянии измененного сознания. Возможно, он непроизвольно записал  «отсылку» к похожему изображению. Но правду теперь не узнать.

Я не мог ни спать, ни есть и пытался понять, что же я сделал, но не мог. К. Малевич.

Почему черный квадрат называют «антииконой» и «антиискусством».

Черный квадрат на выставке 1915 г. К.Малевич повесил в красном углу. Это традиционное место для расположения православных икон. Черный квадрат противоположен миру природы.  Т.к. в мире природы мало черного цвета и  квадратной формы.  Черный квадрат - антагонист и миру природы с его многообразием форм и цветностью, и иконе с ее изображением ликов. Супрематизм стал для Малевича новой религией с  обрядностью и ритуалами. Малевич был похоронен по собственному супрематическому обряду, в котором активно участвовал черный квадрат.

Черный квадрат стал символом нигилистического отрицания культурного достояния - бремени, нажитого человечеством.  К.Малевич.

Не «квадрат», а «квадраты»... Все черные квадраты Малевича

Теперь пройдемся коротко по версиям квадрата от К.Малевича.

№ 0

Про-черный квадрат,  написанный до супрематизма. В 1913 г. К.Малевич участвовал как декоратор к футуристической опере «Победа над солнцем». Декор с черным квадратом, собственно, и заменял солнце. Это стало толчком и основой  для создания супрематизма. Поэтому на знаменитом квадрате 1915 г. он указал и 1913 г. как дату рождения идеи. Информации, куда делась эта декорация, я не нашла.



современная постановка оперы. Источник: https://posta-magazine.ru/article/victory-over-the-sun-stas-namin/

№ 1

В 1915 г. К.Малевич создает серию работ в стиле супрематизм для футуристической выставки «0,10». Но чувствует настоящую завершенность серии после создания «Черного квадрата».  Именно после его написания Малевич ощущал себя странно, не мог спать и есть. Это самый главный, исходный квадрат выставлен в Третьяковской галерее, зал №6 на Крымском валу (если ничего не поменялось). Именно его исследовали на предмет надписей и скрытых изображений.



Черный квадрат 1915 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82

№ 2

Этот квадрат был написал в 1923 г. для Венецианской биеннале 1924 г. Под руководством К.Малевича его ученики повторили триптих: круг, крест, квадрат в черном цвете. Работа считается совместной. Но, возможно, Малевич только подпись поставил. Эта работа сейчас выставлена в Русском музее.



«Чёрный квадрат». Около 1923. Работа выполнена совместно с А. Лепорской, К. Рождественским, Н.Суетиным. Государственный Русский музей. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82

№ 3

В 1929 году Малевич экстренно переписывал работы для персональной выставки в Третьяковской галерее, т.к. большинство его работ осталось в Германии. Об этой истории можно прочитать в моем посту о биографии Малевича. Есть версия, что черный квадрат он переписал прямо в залах галереи, т.к. первый к тому времени уже пошел трещинами и потерял экспозиционный вид. Этот квадрат максимально приближен к квадрату №1 по виду, но незначительно изменен в пропорциях. Хранится в Третьяковской галерее, в запасниках.



19129 г. Черный квадрат. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82#cite_note-%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0-19

№ 4

История создания четвертого квадрата остается загадкой. Предполагается, что эта картина хранилась дома у К.Малевича. И была написана к  юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». Как мы видим, Малевич легко переписывал свои работы по необходимости. Этот квадрат меньше по размеру, чем исходный.

История его находки интересна. В  1993 г. некто, пожелавший остаться неизвестным,  принес картину в Инкомбанк как залог за кредит.  Картина так и осталась в банке. В 1998 г. банк разорился. Картина должна была выйти на аукцион, но по договоренности с правительством России была снята с торгов. Ее купил миллиардер В.Потанин и подарил Эрмитажу. Он является председателем попечительского совета Эрмитажа и основал собственный благотворительный фонд, который активно помогает искусству. Так что четвертый и последний квадрат Малевича выставлен в Главном Штабе на постоянной экспозиции «Живопись XX века».



«Чёрный квадрат». Рубеж 1920-х - 1930-х гг. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82

№5?

Я видела упоминания, что всего квадратов пять. Но нигде не нашла упоминаний про пятый.

Три из четырех известных черных квадратов можно посмотреть в музеях России (один в Москве и два в Санкт-Петербурге). Квадрат из запасников тоже есть шанс увидеть в Третьяковке.

Другие квадраты...

Кроме черного квадрата известен Красный и белый квадраты Малевича. Они являлись важной частью супрематической концепции,  где было три главных цвета - белый, красный, черный. Нашивки с черным квадратом носили ученики и последователи Малевича из группы УНОВИС’а (Утвердители Нового искусства), созданной в 1920 г. На поздних работах К.Малевич подписывался черным квадратом. Черный квадрат был ключевым элементом в его похоронах (изображен на гробе, висел над смертным одром при прощании, был изображен на могильном памятнике). Черный квадрат стал ключевой картиной для К.Малевича, к которой он возвращался снова и снова в своих теоретических произведениях.

Со временем Черный квадрат оброс многочисленными мифами и легендами. И до сих пор не оставляет людей равнодушными.

На этом я посты, посвященные К.Малевичу, заканчиваю. Для тех, кто пропустил: первая  часть  и вторая часть биографии К.Малевича.

#92днялета №61



Черный квадрат 1915 г и работы на выставке 0,10. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82

Минимализм и простая жизнь в истории, искусство, #92днялета

Previous post Next post
Up