Казимир Малевич. После черного квадрата.

Jul 26, 2020 08:00


Начала истории К.Малевича здесь.

С 1924 г. по 1926 г. Малевич занял должность директора Ленинградского государственного института художественной культуры (ГИНХУК). В это время он много занимался исследовательской работой.

Так, в 1923-1927 г. он занялся архитектонами. Архитектон - это  объект пространственного супрематизма. Основа будущей архитектуры земли и космических станций. Малевич также создавал модели домов будущего, их он назвал «планитами».





Архитектон "Гота". К.Малевич. 1923 (?) https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/20/malevich_ks_arhitekton_gota_1923__sk_2088/index.php

Малевич создавал свою систему, свою вселенную. Использовал новые термины: «землянит», «архитектон», «планиты», «Госваал» и т.д. Землянит - это человек будущего, не привязанный к земле, обитающий в «воздушных планитах». Он освободился от старых пережитков, вроде религии и национальности.  Госваал - это государство, требующее жертв от деятелей искусства.



1926 г. К.Малевич - директор ГИНХУКА. Источник: https://artchive.ru/publications/2145~Malevich_so_slovarem_Zemljanit_arkhitekton_vsezver'_i_drugie_slova_imevshie_ves_vo_vselennoj_Malevicha

1927 г. стал для Малевича как годом триумфа, так и годом больших неприятностей. В 1926 отношения Малевича и Советстской власти стали напряженными. ГИНХУК был закрыт, а Малевич стал думать об эмиграции. В 1927 г. состоялась его персональная выставка в Берлине, имевшая большой успех.

“Немцы меня встретили лучше не придумаешь... Я страшно хотел бы, чтобы вы посмотрели все, какое ко мне отношение уже в другом государстве. Я думаю, что еще ни одному художнику не было оказано такого гостеприимства. С мнением моим считаются как с аксиомой. Одним словом, слава льется, как дворником улица метется” (Из письма К. Малевича Льву Юдину).

Малевич планировал после Берлина ехать в Париж, но получил секретное письмо. Ему было приказано в срочном порядке вернуться в СССР, а все его работы остались в Берлине... После возвращения Малевич провел несколько недель в заключении. Но помогла помощь влиятельного друга.



Три женские фигуры. К.Малевич (1927-1932 гг) https://gallerix.ru/storeroom/334728896/N/172575666/

В это время Малевич снова вернулся к живописи, уже в жанре постсупрематизм. Его искусство перестало быть беспредметным. Но образы остались универсальными, безличными.  Он рассказывает на своих картинах  о советском крестьянстве через пустые лица и драматические сочетания цветов.



Девушки в поле. К.Малевич. 1928-1932 гг. https://gallerix.ru/storeroom/334728896/N/24476565/

В 1929 Малевичу  устроили персональную выставку в Третьяковской галерее.  Но на руках у него не было работ! Основной массив остался в Германии. Он уединился на три месяца на даче в Немчиновке и все перерисовал по новой, включая ранние работы.  Так заново появился очередной Черный квадрат и многое другое... Даты на работах Малевич ставил по утерянным картинам, чем создал большую путаницу для искусствоведов.



К.Малевич за работой в поздний период творчества. https://24smi.org/celebrity/5079-kazimir-malevich.html

Последние годы жизни художника были также неоднозначными. Были и гонения (включая повторный арест),  и выставки,  поиск работы и новые назначения. Но, в целом, его звезда закатилась. Он не укладывался в советский формат.  Одной из самый известных работ этого времени стала «Красная конница». Эту единственную работу признала и одобрила советская власть за тематику.



Скачет красная конница. К.Малевич. 1930 г. https://gallerix.ru/storeroom/334728896/N/1684436972/



Казимир Малевич оформляет свою персональную экспозицию на выставке «Художники РСФСР за XV лет», 1932 г. Источник: https://artchive.ru/news/1999~Malevich_Shagal_Kandinskij_Korolevskaja_akademija_v_Londone_protsitiruet_legendarnuju_vystavku

В 1932 начался последний этап творчества художника. Он вернулся к реалистичной манере и портретам в стиле нео-классики. Это очень неожиданно, ведь в молодости он сравнивал  классическое искусство со «старым халатом», «бабушкиным ливчиком», «лавкой старьевщика» и еще чем похуже! Сам художник называл свой новый стиль «супранатурализм».



Портрет жены художника. К.Малевич. https://gallerix.ru/storeroom/334728896/N/349676549/

Самая известная картина в этой серии - автопортрет К.Малевича (см. последнее фото к посту). Где он сравнивает себя с великими деятелями возрождения! Пройдя через ноль и отрицание в конце жизни он вернулся к истокам...

В 1933 г. Малевичу поставили страшный диагноз - рак. Он скончался в 1935 г. в возрасте 56 лет.  Перед смертью он подробно и обстоятельно изложил свои супрематические похороны... Уйти он хотел красиво. Наследства он никакого не оставил и умер в бедности. Похоронные задумки Малевича слегка сократили, но постарались изобразить...



К.Малевич на смертном одре. https://vk.com/@othersoviet-pohorony-kazimira-malevicha

Гроб в стиле супрематизма медленно ехал по Невскому проспекту.



Супрематический гроб. Дизайн Малевича немного изменили, сделали более реалистичным. https://musei-smerti.ru/pohoronyi-kazimira-malevicha/

Похоронная машина была тоже расписана в стиле супрематизма. Гроб внесли в комнату, где были развешаны картины художника и был концерт. На следующий день гроб отнесли в Союз художников, где он стоял 3 дня. Даниил Хармс читал стихи...

Памяти разорвав струю,
Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив лицо.
Имя тебе Казимир.
Ты глядишь, как меркнет солнце спасения твоего.
От красоты якобы растерзаны горы земли твоей.
Нет площади поддержать фигуру твою.
Дай мне глаза твои! Растворю окно на своей башке!

(Целиком здесь).

Малевича похоронили под дубом в селе Немчиновка под Москвой. Похоронные венки развесили на дубе, и позже хотели сделать там памятник. В годы войны могила была разрушена и исчезла.   Точное место захронения Малевича нашли в 2014 г. в паре метрах от элитного жилья. Но кроме земли ничего не осталось... Попытки найти личные предметы К.Малевича, чтобы сделать его музей, также провалились. Осталось только его искусство. А сам он ушел в  беспредметное...



Могила К.Малевича в Немчиновке. https://musei-smerti.ru/pohoronyi-kazimira-malevicha/



Памятный знак, поставленный в советское время в 2 км. от реальной могилы

В заключение я решила дать несколько ссылок на ю-тюб видео о Малевиче, которые мне особенно понравились:


...Еще будет пост про Черный Квадрат. Он начал жить отдельной жизнью, как Нос в рассказе Гоголя. Так что и пост под него нужен отдельный.



Автопортрет. К.Малевич. 1933 г. https://gallerix.ru/storeroom/334728896/N/800424600/https://ufa-fit.ru/krasnaya-konnica-skachet-krasnaya-konnica-kazimir-malevich/

Минимализм и простая жизнь в истории, искусство, архитектура

Previous post Next post
Up