![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2144440/2144440_original.jpg)
С чего-то надо начать, начну издалека. Как будет протекать мой рассказ-рассуждение и всякие там впечатления, ещё не знаю, знаю лишь, что одной частью дело не обойдётся.
Много и часто ли мне приходилось сталкиваться с творчеством Льва Николаевича Толстого? Да, нет, пожалуй. Читала в детстве коротенькие рассказы для самостоятельного чтения «Косточка», «Корова», «Филипок»... Мы ещё вернёмся к этим рассказам, когда речь пойдёт об авторских правах и завещании Льва Николаевича. А я любила по-моему книгу больше за чудные иллюстрации А.Ф. Пахомова, до сих пор перед глазами. Странные и жадные родители в рассказах меня скорее удивляли. Папа, пересчитывающий сливы перед обедом, как бы кто лишнее не утяну... В то же время читать эти короткие и простые рассказы очень удобно, сын мой начинал с них же ещё будучи дошкольником. Потом читала, а позже перечитывала с сыном «Детство. Отрочество. Юность». Небольшие рассказы и притчи иногда перечитываю. «Чем люди живы» по сердцу мне. «Поликушка», «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича» - это прям моё - расковырять, раскровянить себе рану где-то в глубине души и упиваться этим. «Войну и мир» пришлось читать дважды, но именно пришлось. Первый раз - для собственного образования, второй раз - сыну. Ребёнок наотрез отказался читать роман в школе, он к тому времени перешёл уже из языковой гуманитарной школы в математическую, и давай фортели выкидывать. Не могла же я ему позволить оставлять такой пробел, вот и читала вслух, закладки для уроков делала, пометки на полях и т.д.
К чему все эти рассуждения, наверное, ещё что-то читала, и прочитанное будет всплывать по ходу моего письма, но я не совсем про это хотела поговорить, а как раз про то, что не сильно сведущая в творчестве Толстого, всегда была загипнотизирована этим каноническим образом классика русской литературы. Для меня он фигура почти эпическая, обросшая мифами и легендами. Тем больше вопросов всегда возникает. К примеру, как жилось его многочисленным родственникам (жене, детям) в тени славы писателя.
Не один раз была я в Ясной Поляне. Впервые посещала в 15 лет. Ездили зимой, и добирались как-то очень трудно.
Теперь до Козловой Засеки ходит скоростной поезд, до станции, что в пяти верстах от Ясной Поляны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2140463/2140463_original.jpg)
Очень красиво и оригинально оформлена станция и привокзальная площадь.
Сразу окунаешься в атмосферу позапрошлого века.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2140924/2140924_original.jpg)
Сына возили, когда ему исполнилось одиннадцать. К тому времени (разрыв между посещениями 19 лет) мне казалось, что я совершенно забыла свою первую экскурсию по яснополянским местам, но чудо, ступив на родную землю писателя, словно открыла знакомую книгу.
Большой пруд в усадьбе и баня на берегу
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2140965/2140965_original.jpg)
Центральная усадьба, дом-музей Л.Н. Толстого
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2141301/2141301_original.jpg)
Мемориальный дом Л. Н. Толстого представляет собой один из двух флигелей большого яснополянского ансамбля, построенных в первой четверти XIX века дедом Толстого Н. С. Волконским. После возвращения в 1856 году из Петербурга в Ясную Поляну Л.Н. Толстой поселился в северо-восточном флигеле. Большого дома, в котором родился и провёл свои детские годы писатель, уже не было, так как он был продан и разобран в 1854 году. По мере увеличения семьи Толстого в разное время (1866, 1871, 1893 годы) к флигелю делались пристройки. Известная по многим фотографиям крытая большая терраса с юго-западной стороны дома построена в 1892 году. Так постепенно флигель превратился в дом, именовавшийся в семье Толстых «большим».
Терраса дома с резными фрагментами. Терраса - любимое место хозяев и гостей летом.
Помню, рассказывали, что резьбу собственноручно делал Толстой (здесь я могу ошибаться).
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2142501/2142501_original.jpg)
И по-моему, делалась резьба по подобию бумажных гирлянд, флажков и снежинок. Знаете, да? Когда бумага складывается в несколько раз, ножницами делаются насечки и вырезы, а когда бумагу раскрывают, там целая гармошка симметричных фигурок. Узор террасы по эффекту очень похож на описанное мной детское развлечение.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2144048/2144048_original.jpg)
Кстати, терраса очень знаменита. Мало того, что на ней перебывало ужас сколько известных людей, приезжавших в гости к Толстому, так она ещё часто попадает на фотографии тех лет, и вы её могли видеть на снимках. А фотографий сохранилось не мало. Не только приезжающие в усадьбу именитые фотографы оставили для потомков свои снимки, фотографией также увлекалась одна из дочерей Льва Николаевича.
Ой, как мне нравится эта старинная фотография, на которой Лев Толстой изображён с крестьянкой.
Какой колорит!
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2143622/2143622_original.jpg)
В доме для меня тоже оказалось всё знакомо. Словно в Ясной Поляне память проясняется... Вот диван, на котором Софья Андреевна родила всех своих детей, вот кабинет писателя со столом, втиснутым между томами книг, вот портретная галерея в столовой, среди картин и портрет Льва Николаевича. Как только экскурсовод спросила, не кажется ли нам портрет чем-то странный, тут же вспомнила историю его написания. «Из опасения, что продолжительные сеансы могут утомить писателя, художник Иван Крамской не злоупотреблял любезностью хозяина, а всячески старался сократить сеансы. Для ускорения же дела устроил манекен и писал все, кроме лица, без натуры». Для этого у писателя была одолжена рубашка, Крамской набивал её соломой, чтобы придать одежде объём и форму человеческого тела, и так рисовал с натуры без самой натуры. Если честно, тело на картине, действительно, напоминает тюфячок.
На самом деле история намного интереснее и начало берёт издалека. А в результате, в Ясной Поляне в 1873 году Иван Крамской одновременно написал два портрета Льва Николаевича.
Для толстоведов бо́льший интерес, конечно, представляет эта фотография, чем с крестьянкой.
Здесь Лев Толстой с сестрой Марией. Ясная Поляна, 1908. Фото Карла Буллы
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2143924/2143924_original.jpg)
О картине в столовой. Дело было так. Известный московский меценат Павел Третьяков неоднократно выражал желание иметь в своей галерее коллекцию портретов знаменитых писателей своего времени. В ней уже были представлены портреты Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина. Не хватало портрета Льва Толстого. Однако писатель категорически был против и никак не соглашался позировать. Очутившись летом 1873 года невдалеке от Ясной Поляны, Крамской решил сделать все усилия с своей стороны, чтобы написать портрет Толстого. Художнику было известно, что это не так-то легко сделать. В тот период времени Толстой решительно уклонялся не только от сеансов перед художниками, но даже и от фотографирования своих портретов.
Далее из воспоминаний П.А. Сергеенко. Крамской пробовал осторожно подходить к вопросу то с одной стороны, то с другой, но всюду натыкался на решительный отказ. Истощив все доводы, Крамской взял с грустью последний аккорд:
- Я не буду больше настаивать. И, разумеется, должен отказаться от всякой надежды написать ваш портрет. Но портрет ваш должен быть в Третьяковской галерее. И он будет написан.
- А каким образом? - спросил Толстой, устремив испытующе сверлящий взгляд на Крамского.
- Очень просто. Я, разумеется, не напишу вашего портрета. И никто из современных художников не напишет его. Но ваш портрет напишут для Третьяковской галереи лет через 30-40 заглазно. И человечеству останется только пожалеть, что портрет ваш не был правдиво написан с натуры вашим современником.
Толстой ничего на это не возразил и задумался. Крамской почувствовала что стена начинает двигаться, и повел атаку с новой силой.
- Я, наконец, согласен, - сказал он, - написать ваш портрет на таких условиях: если почему-нибудь вы найдете его не удовлетворяющим вас, то он будет немедленно уничтожен. Затем: хотя написанный мною портрет и будет считаться собственностью Третьякова, но может храниться в Ясной Поляне. И поступление портрета в Третьяковскую галерею будет всецело зависеть от вашего желания.
Эти доводы Крамского так подействовали на Толстого, что он даже как бы сконфузился и начал спускать натянутую струну. Он уже не говорил принципиально против писания его портрета. Его только смущало одно интимное обстоятельство.
- Если мой портрет будет у Третьякова, то, вероятно, и моя семья захочет иметь мой портрет... Значит, придется делать копию. А как это устроить? Гм...
Крамской воспользовался благоприятной минутой:
- О точной копии портрета нечего и думать, разумеется. Но можно сделать так. Я напишу самостоятельно два портрета с натуры. И какой вам больше понравится, тот вы и оставите для семьи.
Этот аргумент совершенно обезоружил Толстого. И писатель покорно сдался художнику.
Портрет Льва Толстого в музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2139706/2139706_original.jpg)
Ещё из воспоминаний П.А. Сергеенко: «Крамской внимательно занимался портретом Толстого даже и тогда, когда другие думали, что он занят иными интересами. А он и за чайным столом в Ясной Поляне, и среди бесед, и во время прогулок был сосредоточен на одной напряженной мысли: найти в лице Толстого то, нечто особенное толстовское, самое главное и характерное в нем, только одному ему присущее и отделяющее его, как огненной чертой, от миллионов других людей».
Портрет Льва Толстого в Государственной Третьяковской галерее
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2139974/2139974_original.jpg)
На момент написания портретов Толстой начинал работу над своим «романом из современной жизни», как он называл «Анну Каренину». Всецело поглощённый мыслями о новом своём детище, писатель не забывал, держа слово, регулярно посещать сеансы живописи. На этих сеансах писатель с художником сблизились в общении. Крамской понравился Толстому своим тактом, своей содержательностью и взыскательным отношением к своей работе. «Художник почуял художника». В перерывах между сеансами, а иногда и во время сеансов, Толстой и Крамской беседовали об искусстве, о литературе, о религии. Некоторые из этих разговоров потом нашли своё отражение на страницах романа «Анна Каренина», а сам Крамской там показан под именем художника Михайлова. Тем временем работа над портретом продвигалась, а родным писателя нравился то один портрет Толстого, то другой, смотря над каким полотном в тот момент работал художник. Крамской же одинаково честно подходил к работе над обоими. Из его слов: «Надо оба портрета так сделать, чтоб выбор был затруднительным». В результате, «из двух портретов Толстого, сделанных в 1873 г. Крамским в Ясной Поляне, Толстые из чувства деликатности выбрали наименее законченный и именно тот, какой и Крамской считал наиболее слабым».
В то же время близкие говорили о том, как похож, до иллюзии, портрет: «Смотреть страшно даже» (по словам жены Толстого). И о глазах на портрете, впервые эти глаза для России написал И.Н.Крамской, но сколько о них потом говорили. Вот лучший по моему мнению отзыв. В.И.Немирович-Данченко, вспоминая о первой встрече с Толстым, напишет: «Ну, конечно, впереди всего эти знаменитые орлиные глаза - глаза мудрого и доброго хищника. Самое удивительное в его внешности. Глаза, всякому внушающие мысль, что от них, как ни виртуозничай во лжи, все равно ничего не скроешь. Они проникают в самую глубь души. В то же время в самой их устремленности и остроте - ничем не сдерживаемая непосредственность. Это не зоркость умного расчета, а наоборот - простодушность в самом прекрасном смысле этого слова».
Прекрасные здесь места, которые я, к сожалению, не могу показать сейчас во всей красе. Все фотографии, которые теперь выкладываю, были сделаны ещё в доцифровую эпоху, на плёнку, и минуло им уже 16 лет.
Скамья Л.Н. Толстого
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2141879/2141879_original.jpg)
По просьбе писателя в «Ёлочках» была поставлена деревянная скамья. Здесь он любил размышлять в тишине молодого елового леса, отдыхать после долгих пеших прогулок по усадьбе и окрестностям.
Ненадолго нарушили с сыном это спокойствие, чтобы через мгновение опять всё оставить в умиротворённой тиши
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2142129/2142129_original.jpg)
Перед этим Владу рассказывала, что Толстой любил брать в дорогу свою трость с хитроумной ручкой, которая (ручка) при необходимости раскладывалась на две части в виде сидушки, а сама трость втыкалась в землю, получался незатейливый табурет, на котором можно было отдохнуть. Но у сына на тот момент было своё представление о посохе, с которым он и бродил по ельнику.
Майские поля
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2142321/2142321_original.jpg)
Хозяйственный двор с конюшней и каретным сараем
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2143058/2143058_original.jpg)
«...бричка начинает подпрыгивать по неровной дороге, и березы большой аллеи одна за другой бегут мимо нас. Мне нисколько не грустно: умственный взор мой обращен не на то, что я оставляю, а на то, что ожидает меня». («Отрочество»)
Маленький коник
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2142850/2142850_original.jpg)
«Скоро нас выпустили на траву. С этой поры я узнал новые радости, которые мне заменили потерю любви моей матери. У меня были подруги и товарищи, мы вместе учились есть траву, ржать так же, как и большие, и, подняв хвосты, скакать кругами вокруг своих матерей. Это было счастливое время. Мне все прощалось, все меня любили, любовались мною и снисходительно смотрели на все, что бы я ни сделал. Это продолжалось недолго». («Холстомер»)
Так вот, на что не глянешь, проявляется Толстой.
Русский дуб-богатырь и красавица берёза рядом, вместе, словно обнявшись, что-то шепчут друг другу
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2143325/2143325_original.jpg)
Это был живой символ Ясной Поляны - Дерево любви - и стоял он у развилки дорог. Купальная дорога уходит чуть левее, к Старому Заказу, и далее тянется к реке Воронке, к которой так любил прогуливаться Лев Николаевич. А другая из оставшихся двух ведёт на Калинов луг, воспетый Толстым в романе о любви «Анна Каренина». Так уж совпало, что после своего физического ухода из Ясной Поляны Лев Николаевич вернулся именно сюда, «пройдя» развилку трёх дорог. Он завещал похоронить себя на поляне у крутого оврага Старого Заказа - такого родного и любимого, где он вместе с братьями искал в детстве «зелёную палочку», на которой будто бы начертан секрет вечного людского счастья.
К сожалению, узнала, что нет больше в Ясной Поляне символа любви. Рухнул от урагана 2015 года. Всё когда-нибудь умирает. Остаются легенды, недосказанность и вопросы, на которые некому уже будет ответить.
Могила Л.Н. Толстого
![](https://ic.pics.livejournal.com/mycruises/19406858/2141498/2141498_original.jpg)
Один из вопросов состоит в том, каково было жить семье Толстого в тени славы гения. Но пока я собиралась с мыслями, мой трафик истёк, так что продолжать разговор, который даже не успел начаться, будем в следующий раз.