СПб, первый вокзал в России

Dec 25, 2020 18:12




Витебский - старейший, а вернее самый первый вокзал в России. За время своего существования сменил немало имён. После открытия назывался Санкт-Петербургский, с 1900 года стал называться «Царскосельский вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». В 1918 году был переименован в «Детскосельский», одновременно с переименованием Царского Села в Детское Село. С 1935 года вокзал получил название «Витебский».
Первая в России ветка железной дороги, связавшая Петербург и Царское Село (нынешний город Пушкин), была торжественно открыта в 1837 году. Из слухов и легенд: Царскосельская дорога (ветка от Петербурга до города Пушкина) на карте имеет вид идеально ровной прямой с небольшим изгибом в центре. Говорят, что произошло это по вине императора; ему дали самолично провести линию, по которой пройдет первая ветка российской железной дороги, но карандаш случайно соскочил с линейки и обвел один из пальцев государя.
То здание, которое мы можем видеть сегодня - это уже третье здание вокзала. К сожалению, с началом движения по железной дороге общего бюджета на возведение планируемого парадного здания вокзала не хватило, и пришлось ограничиться временной деревянной станцией. Находилась она чуть поодаль от нынешнего вокзала. Теперь там возвышается наземный вестибюль станции метро «Пушкинская». Первая железнодорожная станция была до того скромная, что едва вмещала зевак, приходивших посмотреть на чудо того времени - прибытие поезда. От сигнального свиста толпа шарахалась, и, чтобы не нервировать публику, резкий звуковой сигнал заменили на благозвучный звук органной музыки.
В первый рейс до Царского Села отправился паровоз «Проворный» с восемью вагонами. Им управлял инженер и руководитель строительства Франц Герстнер. В числе пассажиров был император Николай I. Постепенно железная дорога вошла в моду, и деревянный вокзал перестал справляться с потоком. Его заменили в 1849-1851 годах двухэтажным каменным, построенным известным архитектором Константином Тоном. Новый вокзал просуществовал до начала XX века, когда стало очевидно, что и он нуждается в расширении и реконструкции.
Поскольку государь, часто пользовавшийся услугами Царскосельской железной дороги, не мог долго ждать окончания строительства, для членов императорской семьи был возведен Царский павильон. Станция императорских поездов, созданная по проекту С.А. Бржозовского, открылась в 1901 году. Тогда же началось строительство главного корпуса вокзала.

Вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг.




Это первая общественная постройка в Санкт-Петербурге в стиле модерн. Фасад украшают кованые элементы с изображением лир; художественной ковкой декорированы фонари, козырьки над входными дверями и воротами, балконы. Большой купол, часовая башня, арки дебаркадера, обилие стекла и металла вызвали восторг современников. Его называли «бесспорно, самый интересный среди вокзалов нашей столицы».

Парадный зал




Парадный зал с 20-метровым потолком и парадная лестница с мраморными перилами.
И как главный акцент - бюст Николая I, по указу которого строились железные дороги в стране.




Полы вокзала были выложены плиткой Villeroy & Boch, нам она известна как «метлахская плитка», то есть плитка, изготовлявшаяся в городе Метлах местности Саар. Не в затоптанных людским потоком уголках зала можно ощутить ногами шероховатость и ребристость текстуры. В местах массового прохода пассажиров плитка уже вся вытерлась и стала гладкая.

Плитке более ста лет (фотография Александра Попова https://zen.yandex.ru/russos)




Стены украшают женские головки, декорированные растительным орнаментом




Витебский вокзал блистал техническими новинками: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, электрическое освещение и рельсы, расположенные на уровне второго этажа. Когда укладывали пути, насыпь подняли почти на 5 метров. Третий железнодорожный путь предназначался исключительно для императорской семьи.

Зал ожидания для пассажиров III класса




Как для царской семьи был предусмотрен отдельный зал ожидания, так и пассажиры I, II классов не пересекались с пассажирами III класса, для них был устроен отдельный вход в здание вокзала и отдельный зал ожидания. Помещение решено в стиле «фахверк», свойственном крестьянским и бюргерским домам на севере Европы.

Зал ожидания для пассажиров первого и второго класса (Картинный зал)




О богатстве и роскоши свидетельствуют многочисленные фрески и панно, богатая лепнина с растительным орнаментом, изображения Меркурия - бога торговли и путешествий. Именно из-за красочных панно этот зал назвали Картинный. Здесь можно рассмотреть виды из истории Царскосельской железной дороги.













Скамейки этого зала ожидания не принадлежат к стилю модерн.
Скорее всего, эти скамьи - наследие предыдущего здания вокзала, который был построен в стиле эклектика.




Потолок отделан кессонами с живописным растительным и геометрическим орнаментом.
В декоре опять же присутствуют женские головки




Благодаря стеклянным перекрытиям, высоким окнам, световым фонарям все внутреннее убранство вокзала наполнено светом и воздухом, пронизано солнечными лучами.




В то же время свет в здании комбинированный. В тёмное время суток не обойтись без электричества. И на вокзале, можно сказать, оно впервые широко использовалось: освещение, лифты, подъёмники, транспортировочные ленты для багажа. Журнал «Зодчий», специализирующийся на архитектуре, не мог этим не восхититься, и в начале прошлого века описывал, что на электричестве здесь работают даже вертела для цыплят на ресторанной кухне.
Возникает технический вопрос: как поменять лампочку в люстре, висящей на высоте в 20 метров? Вызывать верхолазов? И тут в начале XX века всё было предусмотрено.

На стенах зала сохранились устройства для спуска люстр с потолка.




Вставлялся ключик, механизм поворачивался, люстра на длинном тросе опускалась на нужную высоту.
Механизм остался, но надо признаться, что в наш XXI век он не работает.

А эта великолепная арка всё в том же стиле модерн ведёт в соседний зал «императорский» ресторан.




«Императорский» ресторан




Уникальная барная стойка 1904 года, которая, по легенде, сделана в одной мастерской с буфетом, находящимся в известном ресторане «Максим» в Париже. Кухня ресторана находилась на третьем этаже, над самим рестораном. И еду доставляли из кухни в зал на лифте, а потом выносили через боковую дверь в зал.

Световой двор вокзала




Двор соединяет зал ожидания с перронами. Его оригинальность заключается в невесомых арочных и стеклянных конструкциях купола. Световой зал Витебского вокзала - яркий пример игры света и пространства в модерне: световой фонарь работает не только на второй этаж, но и на часть багажного отделения первого этажа, в которое перетекает пространство сверху.




Историк архитектуры Борис Кириков назвал световой зал аллегорией петербургской набережной, где первый этаж - река, винтовая лестница со второго этажа на первый - спуск к воде, а переходы из светового зала в залы ожидания - мосты.

Оригинальная винтовая лестница




Памятник Ф. А. Герстнеру - австрийскому инженеру, строителю первой железной дороги в России.




Выходим на перрон. Дебаркадер над платформами.




Металлические дебаркадеры с многочисленными заклепками, несущие на своих «плечах» стеклянные перекрытия, тянутся вдоль перронов, частично прикрывая их точеными навесами. Они вместе с боковыми высокими перекрытиями окон создают волшебную игру света и тени.




Розочки из металла и столетние заклёпки







Роскошь в стиле модерн послужила декорацией ко многим фильмам, в том числе на Витебском вокзале сняты сцены к к/ф Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе. Витебский «исполнил роль» сразу двух лондонских вокзалов: Виктории в серии «Смертельная схватка» и Паддингтона в картине «ХХ век начинается». На Витебском вокзале также сняты сцены к фильмам «Вокзал для двоих», «Статский советник», «Исаев», «Идиот».




зал ожидания, реставрация, Витебский вокзал, Герстнер, Николай I, железная дорога, Царскосельская железная дорога, вокзал, дебаркадеры, Санкт-Петербург, пути

Previous post Next post
Up