Мы приехали в сказочное место, пусть и рассказ мой начинается, как сказка.
Ехал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю князь, вёз икону Божией Матери. В 10 км от Владимира лошади встали, и никакие силы не могли заставить их идти дальше. Пришлось путникам тут и заночевать. Ночью молящемуся князю было явление Пресвятой Богородицы. На том месте была основана загородная резиденция - «град камен», в котором также воздвигли храм в честь Рождества Богородицы. Князя того звали Андрей Юрьевич Боголюбский, а случилась описанная история в 1158 году.
Загородная резиденция Владимиро-суздальского князя и возникший рядом городок получили название Боголюбый, ныне Боголюбово.
Главными элементами ансамбля княжеской резиденции были двухэтажный каменный дворец и храм Рождества Богородицы, соединённые между собой по второму этажу переходом. В среднюю часть перехода включена лестничная башня.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбове был украшен золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Божией Матери, украшены были драгоценными камнями и жемчугом. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжавшие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом.
Снаружи храм был украшен князем Андреем не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены камнями. Стены были покрыты белокаменной резьбой, - резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены.
На вымощенной каменными плитами площади перед собором стоял киворий. В ансамбль входил ещё один храм - Леонтьевский. Весь комплекс княжеской резиденции был ограждён каменными стенами, что в то время было редкостью на Руси. Прямоугольность стен при отсутствии угловых башен указывает на то, что укрепления имели не столько оборонительный, сколько художественно-декоративный характер, служа продолжением замка.
Реконструкция замка Андрея Боголюбского. (Сергей Заграевский)
«Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», - констатирует Сергей Заграевский.
Замок до 1950-х годов считался утраченным, но обо всём по порядку.
Начатое Андреем Боголюбским активное и монументальное строительство во Владимире должно было отражать силу и политическое значение его княжества, также это относилось к его новооснованной загородной резиденции.
Андрей Боголюбский прожил в своём новом городе не долго. Злые завистники не простили ему отречения от Киева и убили. Заговорщики поднялись в палаты, в которых спал князь, и жестоко избили. Князь не мог защищаться, так как его слуга Авон перед нападением преступников вытащил меч из-под княжьей подушки. Когда бояре-заговорщики ушли, князь всё-таки попытался спуститься по лестнице, но тут был добит своим слугой и брошен в бурьян.
Вероятно, во искупление этого злодеяния в начале XIII века в Боголюбове был основан монастырь.
Если при князе Андрее Боголюбово был городом с постоянным населением, самоуправлением, торговлей, ремёслами, ополчением, посадом, то есть фактической столицей Северо-Восточной Руси, то после его смерти рост города прекратился. В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, после нашествия монголо-татар город окончательно потерял былое значение. Только в центральной части города в XVII-XIX веках велось значительное монастырское строительство.
Дворцовый собор Рождества Богородицы существовал до конца XVII века, когда были выломаны его хоры и растёсаны окна, после чего здание стало быстро разрушаться и в 1722 году рухнуло. В 1751-1758 годах на месте уничтоженного собора была построена новая церковь. Тогда же над лестничной башней дворцового комплекса была надстроена шатровая колокольня.
На месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 году, была построена Благовещенская трапезная церковь (1683 г.), которую в 1804 году перестраивали, отчего она утратила свой первоначальный вид.
Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного была разобрана в конце XVIII века, а на ее месте в 1842 году построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором - храм Успения Божией Матери, а в третьем - звонница с колоколами.
В 1855 году исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери князю Андрею Боголюбскому. В память об этом событии в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Строительство собора завершилось в 1866 году.
После таких перестроек можно считать чудом, что в 1954 году археологу Николаю Воронину посчастливилось обнаружить в Боголюбском монастыре лестничную башню и арочный переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы - свидетельство ранее существовавшей здесь резиденции.
Мы приехали в Боголюбово уже ближе к закату после дневного странствия. Сначала мне показалось, что вокруг никого нет, только река, только сказочный град на холме, только тихий вечер. Но в какой-то момент я услышала спокойный и чёткий разговор двух мужских голосов, огляделась и никого не увидела. Прошла ещё немного вперёд вдоль реки и опять услышала голоса совсем рядом. Остановилась и стала приглядываться. На другом берегу сидели два рыбака, практически я видела две невнятные точки, но их тихие спокойные голоса в вечернем воздухе плыли над рекой открыто и не таясь. Я, может быть, впервые в жизни услышала, как чётко распространяется звук в вечернем воздухе. Человек, знакомый с физикой, скажет, что в этом нет ничего особенного; но бывают минуты, когда тебе хочется быть просто доисторическим ископаемым, забыть про плотность воздуха, колебания, звуковые волны и просто удивляться всему, ведь всё достойно поклонения и удивления на Земле...
Стоило только приглядеться и тот берег оказался не такой уж и пустынный.
В сам монастырь в этот раз мы не заходили, мы пошли совсем в другую сторону.
Приблизительно в 1 км от Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму, в 1166 году была построена церковь Покрова. Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции и церковь служила своего рода выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным предвратным монументом.
Церковь Трех Святителей Вселенских Учителей (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст)
Покров на Нерли - четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый храм, построенный из белого камня высочайшего качества (кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка, - словом, такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов). Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).
Разрез и план церкви Покрова на Нерли с фундаментами храма и гипотетических открытых галерей.
Реконструкция Н.Н.Воронина.
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объем. Первоначально церковь была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной стене) на хоры. Древняя глава имела полусферическую форму (луковичная глава устроена в XVII в.). По реконструкции Н. Н. Воронина, вход на галерею был внутри башни у юго- западного угла (галереи и башня разобраны в XVIII в.).
С этого ракурса храм похож на витязя в плаще и шлеме, взирающего на Свято-Боголюбский монастырь вдали.
Лопатки с полуколонками делят каждый фасад на три части и переходят в закомары. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы.
Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид на троне в окружении парных скульптур голубей и львов. Царь-псалмопевец представлен с псалтирью - струнным музыкальным инструментом. Однако он не музицирует, а лишь держит его как свой непременный атрибут. Правая рука псалмопевца сложена в характерном благословляющем жесте. В боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов. Символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду.
Над окнами проходит пояс из 21 женской маски, что символизирует посвящение храма Деве Марии.
В консолях аркатурного фриза наряду с зооморфными мотивами выступают женские головы, что вместе, вероятно, символизирует борьбу доброго и злого начала. Женские головы в функции консолей выполнены более трехмерно, чем женские маски, и представляют почти круглую скульптуру.
Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестовокупольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов - символ злых сил, которым нет входа на небо(своды). Всего в интерьере храма около 20 таких капителей - целая «львиная сюита».
Аркатурный фриз и фрагмент арочного перспективного портала
Консоли аркатурного фриза
Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне - внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по- видимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к воде. (из справочника-путеводителя «Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города » Г.К. Вагнера).
В то время, как многие храмы на суздальской земле пострадали по той или иной причине, были разграблены, разрушены, разобраны на строительный материал, церковь Покрова на Нерли вот уж без малого девять веков сверкает белой свечой над заливными лугами. Были и на неё покушения, но древний хитрый раствор, который использовался для кладки стен, оказался настолько крепок, что соединил строительный камень намертво, превратив церковные стены в единый монолит. (Из частной экскурсии. Подслушали)
Ну и конечно, куда же мы без кино?!
Эпизод фильма «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, сцена полёта на воздушном шаре была снята у церкви Покрова на Нерли. По задумке, шар должен был подняться над церковью, и лететь над рекой, заливным лугом в сторону Свято-Боголюбского монастыря. Но, перестроенный в XVII-XIX веках монастырь, не соответствовал временным рамкам фильма, выглядел чуть ли не современной поделкой, так что пришлось полёт склеивать при монтаже из разных панорам. Взлёт у церкви Покрова на Нерли - ножницы - луга (вид сверху) - ножницы - план с летящим соловецким монахом Николой - ножницы - полёт над монастырём (вид сверху). Но это не Свято-Боголюбский монастырь, а Покровский монастырь в Суздале.
Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Пролог фильма Андрей Рублев Кстати, кому будет интересно, сценарий А. Тарковского - переработанный материал книги В. Прибыткова «Рублёв». Ни в сценарии, ни в титрах это не указано. Оставляю здесь pdf файлы, любезно предоставленные Катей Диденко.
А.Тарковский,А.Кончаловский_Страсти_по_Андрею.pdf Андрей Рублев (Владимир Прибытков) - 1960.pdf