- Дайте мне, пожалуйста, какую-нибудь игрушку для ребёнка.
- ...
- Гражданка, я, кажется, к вам обращаюсь! Игрушку для ребёнка.
- Вот, могу вам предложить: «Ходи влево», «Летающие червячки» и вот ещё нам вчера новую игру привезли, э-э-э.., «Стимулируй сам». Очень интересно.
- А как в неё играть?
- Там всё написано в объяснении.
«Трое играющих берут четыре фишки, причём пятый игрок всё время выкидывает... После того как лиса оказывается съеденной, она делает четыре хода назад... »
- Да, понятно, только это мне не подходит.
- Дайте что-нибудь музыкальное. Вот свисток у Вас! Дайте, пожалуйста!
- 1 рубль 30 копеек.
- А ещё что! Вот, дудочка, дудочка! Дайте дудочку!
- 2 рубля 54 копейки.
- Нет. Мне мотив не нравиться. А вот, ещё у Вас есть труба.
- Гражданка! Это же Вам не подходит!
- Я сама знаю, что мне подходит! Вот это именно то, что мне надо!
Ну, конечно, это к/ф «Подкидыш» по сценарию актрисы Рины Зелёной и писательницы Агнии Барто. И все прекрасно помнят упомянутую сцену с великолепной Фаиной Раневской. Я не случайно выбрала этот монолог, как завязку для сегодняшнего поста, т.к. речь пойдёт именно об игрушках и книжках нашего детства, нашего советского детства.
Писать буду только о тех игрушках, которые были у меня, даже если обладать ими мне пришлось не более половины дня. А есть и такие, что сохранились по сей день. Специально для этой записи все они были сняты с антресолей, распакованы, выставлены на «подиум», для каждой была придумана сценка, которую они на совесть отыграли, а я эту игру зафиксировала.
Для начала предлагаю познакомиться с хозяевами игрушек.
На фото моя старшая сестра Лена и я - в полный рост.
Мои первые игрушки, которые я уже хорошо помню.
Да, да, не удивляйтесь, наравне с куклами у меня были и машинки, только мало.
В грузовике, по всей нашей обширной коммунальной квартире разъезжал жёлтый каркасный медведь, тяжёлый, набитый опилками.
Для удобства повествования отобрала несколько старых фотографий из личного архива (домашнего альбома), где я или сестра изображены с игрушками. Я буду показывать свои, а вы, надеюсь, будете узнавать в них свои игрушки.
Вот летняя дача. Помните, раньше все городские детские сады вывозили на летнюю дачу за город.
Моя сестра по центру с игрушкой-перчаткой для кукольных спектаклей.
До шестилетнего возраста Лена была единственной владелицей всего, чем её одаривали.
Мне повезло больше, я родилась уже среди всех этих несметных сокровищ, стоило только протянуть руку и взять. С моим появлением несметные сокровища пополнялись день ото дня, стоило только намекнуть.
Часто нам покупали игрушки в двойном экземпляре.
Помню, как папа подарил нам мячи и повёл на улицу. Снимок сделан возле самого нашего дома. После съёмки папа стал учить меня ловить мяч, ничего не получалось. Сестра подбрасывала свой, ловила и повторяла: «Смотри, как просто!»
Ловить мяч, как оказалось позже, и впрямь просто. А вот делить что-либо, даже если это что-либо в двойном экземпляре, было совсем не просто.
Скажем, придёт бабушка, принесёт нам по шоколадке, а шоколад я и теперь люблю, особенно люблю кусать от целой плитки и чтобы она хрустела и щёлкала, когда ломается. Один недостаток - таким образом шоколадная плитка уменьшается очень быстро и незаметно. Лена свой гостинец всегда ела долго, отламывая по маленькому кусочку. Только я этого не замечала, занятая своим лакомством. Но сестра вдруг отвлекала меня от дела требованием: «Дай на минутку свою шоколадку!» После того, как я отдавала ей свой остаточек - обмусоленный огрызочек, сестра прятала обе шоколадки, мою и свою, за спиной и говорила: «Отгадаешь в какой руке, отдам!» Я угадывала, она отдавала мне мою обмусоленную фольгу, но тут у меня закрадывались сомнения, что не всё так просто, как кажется. Тогда я уже в свою очередь требовала, чтобы Лена показала, что у неё там за спиной. Увидев, что у неё в руке большущий кусок шоколадки, я чувствовала себя обманутой. Начинались споры, разрешались которые, как в рассказах М. Зощенко про Лёлю и Миньку, кто младше - тот и прав.
Сразу расскажу ещё одну историю, чтобы у Вас не сложилось ошибочное мнение об отношениях двух сестёр.
Когда это произошло, я сравнила произошедшее с волшебством.
Накануне моего дня рождения (мне исполнялось шесть лет) мы всей семьёй отправились в Центральный Детский Мир. Ходили-бродили, всё рассматривали - это была не меньшая радость, чем что-то приобрести. Не помню, купили мы что-то на тот момент или нет, но перед тем, как уходить, остановились около очередной витрины и ждали, пока родители посовещаются и поведут нас домой.
И тут в витрине я увидела маленькую, высотой сантиметров десять, кухонную плиту, а к ней набор ковшиков и сковородку. Ах, я глаз оторвать от неё не могла. Дома у нас был кукольный набор мебели, и эта плита по размерам как нельзя лучше туда вписывалась. Когда я очухалась, то обнаружила, что родители стоят рядом, а Лена куда-то запропастилась. Я заволновалась, но родители начали меня отвлекать разными вопросами вроде тех: что мне здесь понравилось, и что бы я хотела больше всего получить на День рождения? Я тайком ещё раз посмотрела на плиту, подумала почему-то, что её-то мне всё равно ни за что не купят, ведь не может такое сокровище мало стоить, а другого мне ничего не надо теперь.
Потом вернулась сестра, и мы пошли домой.
Утром сижу на кухне, ем кашу, заходят по очереди все наши соседи по коммуналке, поздравляют меня, дарят подарки, и тут появляется моя Лена, а в руках у неё та самая жестяная плита.
О, чудо! Восторгу моему не было предела. Это всё равно, как Дед Мороз на Новый год.
Когда я была уже старше, спросила у сестры, как же это произошло, как она могла угадать с подарком. Она сказала, что в магазине всё время следила за моей реакцией, а когда я сумасшедшими глазами уставилась на витрину, просто перехватила мой взгляд и всё поняла.
Дело осталось за малым. Она попросила у родителей нужную сумму, и также попросила их отвлекать меня, чтобы я ничего не заметила раньше времени.
Получилось настоящее волшебство.
Поговорим о куклах. Куклы, как я помню, были трёх видов. Картонные, с набором одежды. Одежда чаще всего цеплялась на куклу с помощью бумажных петелек. У меня был вот такой набор, где одежда примагничивалась к кукле.
А хотите узнать историю картонной куклы?
Еще в средине XVII века получили распространение красочные листы с напечатанным на них богатым гардеробом светской дамы. Так распространялась информация о моде задолго до появления первых журналов мод. Сто лет спустя, когда стали популярными игрушки из бумаги, об этих листах вспомнили. С 1790 года появляется в продаже и сразу становится чрезвычайно популярной плоская картонная кукла с гардеробом из бумаги. Ее надо было вырезать ножницами.
Вот как о ней писал «Journal der Modern»: «Новое, очень симпатичное изобретение - так называемые английские куклы, которые недавно получены из Лондона. Собственно, это детская игрушка для девочек, но такая привлекательная и забавная, что матери и взрослые женщины будут охотно играть ею, тем более, что здесь можно проявить свой хороший или дурной вкус в одежде или прическе, и, что существенно, - учиться. Кукла представляет собой фигуру молодой женщины, вырезанную из твердого картона, высотой около 8 дюймов (приблизительно 20 см), с просто уложенными волосами, в нижней юбке и корсете. К ней приложены 6 полных комплектов со вкусом нарисованной одежды, которая вырезается из бумаги. Это летняя и зимняя одежда, неглиже, манишка, меха, чепцы и шляпы, шубы и платья и т. п.»
Вскоре бумажная кукла-манекен стала изображать различных популярных в ту пору личностей, исторических персонажей, знаменитых актрис. Первой знаменитостью, которую изобразили в виде бумажной куклы в 1830 году - балерина Мария Тальони.
Серийно бумажные куклы выпускаются с 1900г.
В годы войны бумажными куклами никто не занимался. Зато, как нельзя, кстати, они пришлись в послевоенное время, когда не было денег на настоящие игрушки.
В советскую бытность, бумажные куклы были настоящим сокровищем каждой девочки. Тогда бумажные куклы периодически печатались в журналах. Прежде всего детских («Веселые картинки»), а также взрослых («Работница», «Крестьянка»). Позже бумажные куклы стали продаваться в виде книг, из которых нужно было по контурам вырезать и саму куклу, и ее наряды. Но коллекцию кукол составляли не только вырезки из журналов. Родители вместе с детьми сами рисовали кукол, а к ним - огромный и разнообразный гардероб нарядов.
Также у каждой девочки была своя коллекция пластмассовых кукол: от маленьких пупсов, до великого счастья в полный человеческий рост - как на фотографии ниже.
Куклы различались по сложности конструкции: могли быть полностью пластмассовыми вплоть до волос или с синтетическими волосами; с нарисованными глазами, глазами открывающимися-закрывающимися, глазами флиртующими; комбинированные куклы с мягконабивным туловищем, пластмассовой головой и конечностями; ходячие, разговаривающие.
На фотографии ниже у сестры в руках кукла, про которую я тоже могу рассказать одну историю.
Эту куклу родители подарили Лене, когда она находилась в лечебном санатории-профилактории, чтобы ей было не так скучно и грустно. Когда мне было года три, я тоже получила в подарок такую же куклу. Так что у нас было их уже две, а это в два раза лучше. А когда я училась уже в школе во втором или третьем классе, на 8 марта для девочек устроили сюрприз: на середину класса вынесли большой мешок с подарками, перед мешком, спиной к нему встал один мальчик, учительница из мешка доставала подарок, и все кричали: «Кому?» Мальчик, не зная, что выудили из мешка, просто называл любое имя одноклассницы, и она получала подарок. И так, пока все не получат подарок. А подарки были трёх видов: расчёска-гребешок, кукла, та самая, которых у нас с сестрой было уже две, и настольная игра. Мне досталась кукла, я была так рада, теперь можно было играть в целый детский сад, а вот моей подруге достался гребешок, и она очень плакала. Мне стало её жалко. Я рассудила, что вполне обойдусь двумя одинаковыми куклами, которые ждут меня дома, а вот если у меня будет гребешок, то я смогу подарить его сестре на 8 марта, и это будет здорово.
Так что я обменялась с подругой подарками, и отдала гребешок сестре.
Всё сложилось, как нельзя лучше, и все были счастливы.
Третий вид кукол - куклы-звери. Пришлось покопаться в интернете, чтобы найти своего мишку.
Человека на фотографии зовут Сергей Романов, и в руках у него «мой» медведь, (фотография Алексея Витвицкого).
Кстати, интереснейший человек. В Московском дворце пионеров на Воробьевых горах есть небольшая комната, в которой размещается уникальная коллекция Сергея Романова. Девять тысяч старинных игрушек и кукол и три тысячи антикварных и винтажных елочных украшений, собранные им в течение многих лет.
Одежду для наших кукол в основном шила мама на своей профессиональной машинке, если маме было некогда, мы с сестрой шили в ручную. Позже нам купили ГДР-овскую швейную машину, которая делала настоящий тамбурный стежок.
Фотография игрушек из личной коллекции (мои антресоли).
Игрушки сборные-разборные. Вы какие помните?
Из моих, во-первых, конструктор металлический (мои антресоли).
С этим конструктором я не особо дружила, видимо с пространственным воображением у меня не очень, нарисованные в инструкции схемы у меня в голове не укладывались.
Да и теперь, перед тем, как сфотографировать винтики-шпунтики, долго соображала, что бы такое собрать попроще. Дело было на работе. Я ведь говорила, что игрушки мне пришлось носить на работу для съёмки? Дома у меня нет софитов, а без них осенью свет очень тусклый. На работе меня спас наш художник-оформитель - любитель до разных макетов. Собрал мне одну из самых заковыристых моделей, какие были в инструкции.
Другой конструктор - деревянный разборный домик.
Здесь я была на высоте. Домики собирались на любой вкус и любой планировки.
Также у меня были пластмассовые кубики, точь-в-точь современный LEGO-конструктор. Из них можно было тоже собрать домик. Мы с сестрой собирали школу, вернее учебную комнату с партами, доской, учительским столом.
Мелких фигурок для игры в школьный класс тоже хватало. Кое-что сохранилось (мои антресоли).
Из этой мелочи самые любимые - лиса и медведь.
Они остались от сказочного набора «Рукавичка».
Из всех фигурок, что входили в набор, я помню ещё лягушку. Остальные, видимо, были утеряны до моего рождения. А вот с лягушкой произошла трагическая история уже при мне, вернее, я была её участницей.
Как-то раз мы с мамой пошли в Дом Пионеров, чтобы забрать оттуда сестру, которая занималась в кружке лепки из глины. Преподавательница попросила нас подождать, а чтобы я не скучала, дала мне лист бумаги и предложила что-нибудь нарисовать. А надо сказать, что как раз в тот день в детском саду нас учили рисовать Буратино на табурете, причём воспитательница очень ругалась, что у нас у всех табуретка получилась плоская, с двумя ножками.
Надо отдать должное воспитательнице, билась она с нами не зря, вечером на кружке, повторив по памяти детсадовский рисунок, я-таки нарисовала объёмную табуретку. Это так поразило преподавательницу из Дома Пионеров, что она записала меня в кружок, хотя я по возрасту не подходила.
И вот я стала ходить с сестрой на лепку. А однажды наша преподавательница попросила каждого к следующему занятию принести любимую игрушку, мы должны были лепить с натуры. Я взяла свою лягушечку, положила в варежку - на дворе была зима - и мама повела меня на кружок. Возле самого Дома Пионеров я решила проверить, как там поживает моя зелёная красавица, не холодно ли ей в рукавице, но её там не оказалось. Как же я плакала, мы с мамой все сугробы облазили, куда там (!), пропала моя пучеглазая принцесса, больше я её не видела.
Игрушечную школу, которую мы собирали из пластмассовых кубиков, посещали не только зверики, но и оловянные солдаты, если им только не надо было идти на войну в соседнюю комнату нашей коммуналки. В соседней комнате жил наш двоюродный брат с целой армией оловянных солдатиков, и армия эта непрестанно пополнялась. Брат отливал новых воинов самостоятельно из свинца.
Вот остатки былой роскоши (мои антресоли).
Дома у нас игрушек было пруд пруди и всё ж таки были на свете такие, о которых я только мечтала, но мне их из принципа не покупали.
Жестяной мотоцикл с коляской.
Родители считали, что эта игрушка подходит только для мальчиков. Видеть я её могла только в детском саду, но и там воспитатели строго следили, чтобы девочки играли с девчачьими наборами игрушек, а мальчики с «мальчуковыми».
А я хотела в мотоциклетную коляску посадить пупса и катать. В одной из серий «Ну, Погоди!» волк падал с высоты в милицейскую мотоколяску, и она увозила его далеко, вот и я так хотела играть.
Всё по тем же причинам, мол игрушка для мальчиков, мне не покупали ещё одну мечту - вот такую жестяную машинку.
Главная ценность игрушки - у неё открывалась и закрывалась на замочек задняя дверка. Я в ней видела не машинку, а шкатулку для секретиков.
Машинка была нарасхват у мальчишек в саду, но я всё-таки дождалась, когда она окажется у самого худенького и сопливого одногруппника, подошла, размахнулась и машинка очутилась у меня в руке. Не знаю, соизмерил ли противник силы, только отнимать трофей он не решился, а лишь ходил за мной и ныл. Я поняла, что поиграть спокойно не удастся, пошла в раздевалку и положила машинку в свой шкафчик до лучших времён. Шкафчик не запирался ни на задвижку, ни на замок, но и тут мой противник игрушку не забрал, а только ходил за мной по пятам и надоедал мне.
Вечером за мной пришёл папа, увидел в шкафу постороннюю вещь, сунул мне её в руки и сказал: «Положи туда, откуда взяла».
Больше я в эту машинку играть не хотела.
Из той же серии игрушек. Троллейбус. Увидела его в фильме «Первый троллейбус». Уже и не просила купить. Перед сном только мечтала, как бы я с ним играла. У него и рожки поднимались, и двери открывались, и в салон можно было сажать мелких пассажиров.
И всё же кое-какой транспорт в доме имелся - мечта многих девчонок и мальчишек даже сегодня. ГДР-овская железная дорога (мои антресоли).
Панда с букетом из современного Киндер Сюрприза встречает Олимпийского Мишку из 80-ых. Вполне символично.
Вот ещё настольные игры и головоломки - хороши в любом возрасте (мои антресоли).
Из настольных любимых был ещё хоккей, но так как он не сохранился, сыну мы покупали уже другой, с более реалистичными фигурками.
А вот чего у нас было не так много - это телепередач.
Что мы смотрели? Какие детские передачи в вашей памяти вызывают тёплые чувства? И что заменяло нам все эти современные смешарики, телепузики, гаррипоттеры, покемоны?
Книги, стереоскопы, фильмоскопы (мои антресоли).
Показать книги во всём объёме, к сожалению, не возможно. Начала их сканировать, на моём компе они заняли более 3 Гб памяти.
Пришлось поломать голову, как показать хотя бы часть из самых-самых.
Коллаж (мои антресоли).
Надеюсь, вам удастся повнимательнее рассмотреть обложки.
Маму в детстве часто просила почитать баллады, былины А. К. Толстого. Особенно мне нравился «Слепой». Мама отказывалась, зная мою реакцию на чтение. Я обещала не плакать, но как только доходили до:
«Сидишь одинок ты, обманутый дед...» Начинался рёв.
Эту книжку Ершова «Конёк-Горбунок» подарил нам сосед, о котором я не раз уже писала.
Уникальная книжка, не могу не показать её во всей красе.
Правда формат её таков, что она не умещалась у меня на стекло скана, обложку пришлось собирать из двух отсканированных частей.
А сказки из этой книжки мне казались очень страшными.
Покажу все иллюстрации-вкладыши из сборника.
Книга редкая. Во всяком случае ни у кого из моих знакомых такой не было.
Ну, и какое же детство без Н. Носова.
Зашла я как-то в гости к своей любимой тётушке, запросто, по-соседски. Я уже говорила, что она со своей семьёй жила в соседней комнате нашей коммунальной квартиры.
После посиделок, когда я собралась уходить восвояси, тётя мне и говорит: «Подойди к книжной полке и выбери себе любой подарок». Я ещё читать не умела, и не знала, что на корешках книг написано. Эта книга просто выделялась больше других своим внешним видом, на ней была суперобложка, сине-белая, а из-под суперобложки выглядывало красное нутро. Очень меня это заворожило. Я потянула за корешок... Тётушка засмеялась со словами: «Выбрала - забирай».
Смутно помню, что папа ходил к тёте (это его родная сестра) разбираться в произошедшем. Что у них состоялся за разговор - не знаю, но книга осталась у меня.
Как я её люблю! И иллюстрации обожаю. Тётушки уже нет в живых, так что книгу я теперь берегу и как память.
Книга очень объёмная, всех картинок не перелистать в этом посте, но без них пост - не пост. Пусть будет хоть самую малость.
И не могу не похвастаться своей новинкой. Зашла летом в книжный на Новом Арбате, в детский отдел. Не удивляйтесь, я иногда просматриваю, что читают современные дети. Увидела книгу Алексина, сразу в неё влюбилась, но не купила. Дома есть трёхтомник, брала много лет назад в букинистическом для сына. Ушла из магазина с пустыми руками, но из головы книжка не выходила. Маялась, маялась, поняла, что потом буду жалеть, если не куплю, поехала и купила. Сижу теперь довольная, как слон.