Кострома. II часть

Jun 04, 2008 20:30





По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву - для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите - Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.




Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше - в середине или конце XIII века - новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге.




Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.




В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери - вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской - один из древнейших списков «Повести временных лет».

Троицкий соборный храм




Вид на церковь Рождества Пресвятой Богородицы и звонницу от корпуса свечного завода (восстановленная церковь)




Так церковь Рождества Пресвятой Богородицы выглядела до 1934 года (автор фото С. М. Прокудин-Горский, 1910 год). В 1934 году во время массового уничтожения костромских храмов церковь была разрушена.




На этом же фото Прокудина-Горского справа виден фрагмент звонницы с восхитительной росписью. На фото внизу современный вид колокольни.

С восточной стороны




С западной стороны




Ищем ракурс







В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

Время утренней службы




14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда - к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе - прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев.




После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии (фото внизу);




фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых» - фото внизу; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей - древнехранилище).




В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен.




В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.




В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса.

Вид на монастырь и музей деревянного зодчества (слева)







Слева на фото внизу видна часовня Казанской иконы Божией Матери из д. Большое Токарево.




Неизвестная часовня из д. Притыкино




Дом крестьянина Скобелкина (XVIII век) из д. Стрельниково Костромского района Костромской области.










Церковь Илии Пророка










Церковь Спаса Всемилостивого из с. Фоминское







Мельница-шатровка




Мельница-столбовка




Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм




Жемчужина собрания - церковь Собора Богородицы (само по себе уже интересное посвящение) из села Холм Галичского района (расположена вне основной территории музея, в Богословской слободе). Надпись на храме сообщает, что он возведен в 1552 году, 13-го октября. Именно в октябре 1552 года пала Казань. Не этому ли событию посвятили жители костромской деревни возведение храма, поскольку от казанцев многие в Костромской губернии изрядно настрадались? Есть и другая загадка. Надпись говорит, что храм возведен на память мучеников Карпа и Папилы. Но легенда, бытовавшая в деревне, уверяет, что Карп и Папила - это плотники, ставившие храм, и похороненные под алтарем церкви. Что тут правда, и кто такие эти Карп и Папила, которые удостоились столь высокой чести? В жизнеописании епископа Карпа и дьякона Папилы, пострадавших в 3-м веке по РХ во время гонений императора Деция, мы ответа не найдем. Эти люди отказались справлять языческие обряды, за что их и казнили. Таких историй ранняя церковь знает тысячи. Мы можем осторожно предположить, что под алтарем были похоронены герои похода на Казань. Их имена забылись, народная же память, опираясь на день, когда заложили церковь (память указанных мучеников), приписала им эти имена, «сделав» одновременно и плотниками. Версия, будто храм построили ветераны похода на Казань, отпадает - они не успели бы вернуться из Казани к 13-му октября, поскольку Казань пала 2-го.




После такой длительной прогулки впору набойки на туфлях менять.
А вот и мастерская с замечательной рекламной вывеской.




Источник: http://kostroma.ru/index.aspx
                http://sobory.ru/

Дебря, монастырь, храм, деревянный дом, Кострома, Волга, Сусанин, мельница, Ипатьевский, церковь, Золотое кольцо, Островский

Previous post Next post
Up