Странный был день. Собрались на свою обычную охоту за совами. Выглянула в окно, на небе ни облачка, сияло солнце. Спустились на первый этаж и вышли на улицу, где уже потихоньку накрапывал дождь, а небо было затянуто сплошными облаками. Щёлкнула пальцами при мысли: «Надо будет по возвращении домой перезагрузить окно, нет, не windows, окно в комнате. Не ту картинку показывает, видимо, какой-то баг в программе». А нарушения в программе так и преследовали весь день: то дождь, то солнце; то неожиданные звонки со столь же неожиданными новостями, когда у тебя все руки заняты и мысли тоже; то заборы и строительные работы в самых неподходящих местах развернутся. И от всего этого приходилось уворачиваться, огибать, перепрыгивать и при этом сохранять спокойствие. Но состояние было не просто спокойным, а прям на диво благодушным. Бывает же такое! Места что ли так действовали. Теперь посмотрим, куда нас совы завели.
Выходишь на Гиляровского, и этот дом в два корпуса с курдонёром сияет так, что никакого солнца не надо.
Дом дешёвых квартир имени Г. Г. Солодовникова для семейных 1907 г. постройки, архитектор И.И. Рерберг.
На самом деле на этой улице расположены сразу два огромных жилых комплекса имени Гавриила Гаврииловича Солодовникова. То есть в 1906-1908 гг. на 2-й Мещанской улице (ныне - улица Гиляровского) по проекту архитекторов И.И. Рерберга и М.М. Перетятковича возводятся «дома дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных». Реализацией проекта непосредственно занимался архитектор Т.Я. Бардт. В мае 1909 года почти одновременно были заселены два жилых комплекса, один для посемейного поселения, другой - для одиноких. Каждый комплекс получил собственное имя: «Красный ромб» и «Свободный гражданин». Сами можете догадаться, какой комплекс для кого предназначался.
«Свободный гражданин» нам не подошёл по тематике, я его не фотографировала. Он остался за кадром, за спиной.
Мы рассматриваем только комплекс «Красный ромб». Сразу поясняю, чтобы вы не запутались.
Функционально и стилистически постройки были тесно связаны между собой. В «домах дешевых квартир» предусматривалось наличие бани, библиотеки, прачечной, продуктовой лавки и столовой. В теплое время года функционировал бесплатный летний душ. Помимо общего для обоих комплексов набора «объектов соцкультбыта» в доме для семейных размещались также детский сад и ясли, на каждом этаже имелись четыре кухни, обеспеченные горячим и холодным водоснабжением. Каждой семье на кухне полагался отдельный стол и собственная секция в холодной кладовке. Электричество подавалось в оба здания до 23 часов.
Дома дешёвых квартир имеют весьма нескромные монументальные надписи на фасадах, указывающие, на чьи деньги устроена благотворительность.
Так что надо сказать несколько слов о завещании Солодовникова, хозяина многомиллионного состояния. «Вот умру - Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит». Согласно завещанию Г.Г. Солодовникова родственникам он завещал 815 тысяч рублей, а оставшиеся 20 162 700 рублей велел разбить на три равные части. Первую часть он велел потратить на «устройство земских женских училищ с платою не свыше пяти рублей в год» в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях; вторую часть - «на учреждение в районах земств Тверского, Вологодского, Вятского и Архангельского, а равно и в городе Серпухове мужских и женских профессиональных школ для выучки детей всех сословий, а в городе Серпухове и родильного приюта на пятьдесят человек»; третью часть - «на выстройку домов для дешевых квартир в городе Москве. Квартиры должны быть устроены с тем расчетом, чтобы комната в пять квадратных аршин обходилась не дороже трех рублей наемной платы в месяц». «Все вышеозначенные училища, прогимназии, гимназии, школы профессиональные, а равно дома дешевых квартир и приют должны быть имени Гавриила Гаврииловича Солодовникова». Распоряжения, указанные в завещании, должны быть выполнены в течение 20 лет.
Выполненные в стилистике модерна оба комплекса по замыслу И.И. Рерберга тяготеют к неоготическим формам. Стены увенчаны щипцами, наличествуют декоративные башенки, а оконные проемы имитируют машикули - «бойницы подошвенного боя».
Фасады зданий частично оставлены кирпичными, частично декорированы штукатуркой разной фактуры и выделены цветом. Но только в комплексе зданий «Красный ромб» входные группы, выходящих на красную линию корпусов, украшены барельефами сов.
А эта табличка «Крепи оборону СССР», тут и к гадалке ходить не надо, появилась после революции
Заканчивали со съёмкой деталей, собирались уходить, но начался дождь. Зонт доставать было неохота, спрятались под совами. Неожиданно выглянуло солнце. В это время успела перебежать на другую сторону улицы, снять один из корпусов «Красного ромба», освещённого солнечными лучами.
Следующий адрес отснят в тот же день, но посмотрите, какое небо. Погода премудрствовала. Что, скажете, нет такого слова? Странно, слова нет, а погода такая есть. Да, кстати, перед вами доходный дом 1902 года постройки.
Я бы сняла этот дом более общим планом, но у нас года, вернее, лета не прошло, чтобы по всему городу асфальт не взрыли, бордюры не переложили или плитку. Так что Малый Каретный и Лихов переулки, на угол которых выходит дом, не исключение. Зато дом с предложенного ракурса похож на надвигающийся прямо на нас морской фрегат, а женские головки под карнизом напоминают галеонные фигуры на носу корабля. На нашем «корабле» и крысы имеются, вернее, летучие мыши. А так как «корабль» тонуть не собирается, то и крысы все на месте, покидать судно тоже не собираются. Чуть ниже вы их увидите. Но в сторону мои лирические отступления.
Здание построено по проекту архитектора Вячеслава Францевича Жигардловича. Заказчиком была Ирина Васильевна Кондратьева. Но нам известен дом уже по последнему владельцу, как доходный дом К.Х. Каракаша, или попросту дом с летучими мышами. Кстати, вот и они.
Если обратиться к топонимам, то мы узнаем, что в XVII веке эта местность называлась Тележным рядом, так как тут жили мастера-тележники, которые изготавливали и торговали телегами и другими повозками. В XVIII веке производство усложнилось, началось изготовление карет, и Тележный ряд стал Каретным. Рядышком находится Лихов переулок. И есть предположение, что в этом переулке обитали «лихие люди», разбойники, которые грабили тех, кто шёл на каретные переулки покупать кареты или лошадей. Так вот любители выдумывать городские легенды предполагают, что всякая нечисть на доме появилась, чтобы отпугивать разбойников и грабителей. Но, вряд ли эти задорные подбоченившиеся мышки могли кого-нибудь напугать, скорее всего это дань моде, звериному модерну.
Фасад здания украшают также картуши, живописный фриз из листьев и коробочек каштана между третьим и четвертым этажами. Забавно, но коробочки каштана я приняла вначале за мухоморы. Есть на фасаде дома со стороны Малого Каретного переулка и филин с распростёртыми крыльями. Вот он.
А этот адрес мы отсняли днём ранее, субботним вечером. Дом начальника Лихоборского уч. Московской окр. ж/д
Старая фотография с pastvu.com. Без неё никак, так как сейчас это место с этой точки выглядит так
Дом начальника участка входит в комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С.Карейша. Небольшое одноэтажное здание в плане представляет собой сочетание нескольких прямоугольных объемов. Главный, юго-восточный фасад имеет наиболее выразительное композиционное решение.
Центральная часть асимметричного фасада увенчана щипцовым завершением, в тимпане которого располагается прямоугольное окно в наличнике с «ушами», над ним лепной рельеф растительного орнамента. В первом этаже располагается большое окно с лучковым венчающим элементом. От уровня пят наличника простирается лепной орнаментальный фриз. Левее располагается вход в здание. Слева от данного объема находится еще один, с пониженным уровнем кровли и криволинейным абрисом венчающей части. Переход к данной части оформлен портиком на невысоких кубышкообразных столбах, служащих одновременно обрамление оконного проема. Объем прорезан двумя небольшими окнами с подоконными полочками, объединенными филенкой с растительным орнаментом.
Между окон в нише располагается лепная фигура совы.
Как и в случае с совой в часовой башне Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, московская сова на доме начальника Лихоборского участка Московской окружной железной дороги стала покровительницей путешественников.