Когда решила писать об этой усадьбе, выяснилось, что не все фотографии меня устраивают. Основная часть материала была отснята в ноябре 2011 года. И было у нас в моде в то время свои навыки друг перед другом выставлять. В том числе была мода на панорамные снимки, когда делается несколько кадров, потом собираются и склеиваются вручную в редакторе. Автоматической склейки в ФотоШопе, по-моему, тогда и не было, или была, но ужасно не точная. А то, что при склейке перспективы разъезжались, выпячивались и выпучивались, на это особо никто и внимания не обращал. Несколько недель назад хотела переснять кое-что, да не тут-то было. Но всё по порядку.
Ноябрь. Пруд стянут первым льдом. Усадьба на противоположном берегу частично скрыта деревьями.
Но за 13 лет деревья вымахали так, что ракурс стал вообще недоступен.
Усадьба Свиблово построена на высоком берегу реки Яузы. Река осталась у нас за спиной. Но противоположный берег, действительно, высок, как видно по фото. Первое упоминание о селе Свиблово относится к 1432 году. Оно было вотчиной сподвижника Дмитрия Донского, боярина Фёдора Семеновича Свиблы. По его имени и названо место. В 1620 году хозяином этой земли стал воевода Лев Плещеев и до конца XVII века село принадлежало роду Плещеевых.
В 1700-х гг. усадьба принадлежала родственнику Петра I со стороны матери Московскому губернатору Кириллу Нарышкину. Он-то и построил здесь в 1704 году двухэтажный дом «петровского барокко» на каменном первом этаже. Так же по его приказу была выстроена каменная Троицкая церковь (1708-1709) и солодовый завод. Крепостной театр, открытый в усадьбе, славился своим оркестром роговой музыки.
Всё бы хорошо. С новым хозяином усадьба расцвела. Кирилл Алексеевич Нарышкин сделал усадьбу своей загородной резиденцией. Началось время преобразований для Свиблово. Сначала появился кирпичный завод, а с его появлением недостатка в строй. материалах не возникало. Далее, как я уже сказала, выросла новая церковь из белого камня и кирпича в стиле барокко. Чуть позже рядом была возведена колокольня в классическом стиле. Местных крепостных Нарышкин вывез в другие владения, а в Свиблово пригнал пленных шведов, прежде всего мастеровых людей. Господский дом был перестроен, появились оранжерея, людской дом. Постепенно в усадьбе Свиблово создавался красивый парк. В заводи Яузы был сделан насыпной остров округлой формы. На него вели четыре мостика, а в центре стояла беседка.
Но тёмная история заключается в том, как Кириллу Нарышкину досталась эта усадьба, ведь мы знаем, что до этого она принадлежала роду Плещеевых. В 1692 году владелицей имения ещё оставалась юная Мария Плещеева, её опекуном и был Кирилл Алексеевич Нарышкин, видный государственный деятель эпохи Петра I. Девушка умерла в 1704 году в возрасте пятнадцати лет, оставив устное завещание в пользу опекуна.
Только в 1721 году Плещеевым удалось отсудить имение. Устное завещание, хоть и заверенное духовником, было признано недействительным. Пётр I не стал вмешиваться в дела своего сподвижника, считая законность превыше всего. Нарышкин был вне себя от гнева - он вложил в усадьбу Свиблово много сил и средств. С досады бывший хозяин вывез из имения всё - от мебели до дверных ручек. Усадьба была разорена, а у Плещеевых не было средств, чтобы её восстановить.
В 1745 году имение перешло к роду Голицыных, а в 1782 году его выкупает генерал Н.П. Высоцкий, племянник Григория Потёмкина, который превращает усадьбу в уютный барский дом на берегу пруда. Около главного дома усадьбы строятся два деревянных флигеля.
Дом с флигелями. Фото 2011 года
Фотография 2024 года
Тогда же на территории усадьбы появляется людской флигель, сохранившийся до наших дней.
Флигель был предназначен для гостей, посещавших имение.
Кирпичное здание, имеющее в плане Г-образную форму, - было построено в 1820-х годах на основе палат начала XVIII века, принадлежавших К.А. Нарышкину. Деревянный второй этаж надстроен во второй половине XIX века.
Людской флигель
При Высоцких в Свиблове был основан дачный посёлок, одну из дач в котором в 1801-1803 годах снимал Николай Карамзин с молодой женой Елизаветой Протасовой. Здесь Карамзин начал свой монументальный труд «Историю государства Российского».
В 1821 году усадьба и земли вокруг были куплены «первостатейным купцом» Иваном Петровичем Кожевниковым, который построил здесь суконную фабрику на английском оборудовании. При Кожевникове главный дом усадьбы приобрёл вид, который можно видеть и сейчас - классический особняк с колоннадой и мезонином.
По обеим сторонам здания на месте деревянных флигелей в процессе современной реставрации были построены кирпичные дома.
Как уже сказано, купец И.П. Кожевников стал использовать земли в хозяйственных целях. Вдоль берегов Яузы были возведены 14 корпусов ткацкой фабрики. На фабрике работали 3 тысячи человек. За короткое время купец превратился в успешного промышленника.
Активная промышленная деятельность в Свиблове имела негативные экологические последствия - пойма Яузы была загрязнена, река сильно обмелела, исчезли многие виды рыб и животных.
«Большие деньги вскружили голову новоявленному промышленнику. Он начал устраивать грандиозные праздники, балы, пиршества. Дом был всегда полон гостей. В Свиблово приезжали известные артисты и музыканты, в том числе и из других стран. Здесь пела знаменитая цыганка Стеша, о которой писал А.С. Пушкин, выступала танцовщица Медведева, легендарный артист Мочалов. Балы, театральные постановки, концерты, иллюминации - Кожевников перестал следить за тратами. Хозяин не заметил, как оставил дела фабрики. Появились долги, и в скором времени Кожевников стал банкротом и даже попал в тюрьму. Усадьба была продана за долги. Георгий Бахтиярович Халатов, горный инженер, с отцом стали новыми владельцами Свиблова вплоть до 1917 года. Хозяева сдавали здания усадьбы под дачи. В одной из них провёл детство композитор А.Н. Скрябин».
Людской флигель, правее церковь Троицы Живоначальной
Архитектура церкви неоднородна, словно находится «на пограничье». В нижнем ярусе ещё чувствуется влияние «нарышкинского барокко» с его «разорванными фронтонами» на наличниках окон и тройными пучками колонн на углах. В то же время средний и верхний ярусы выстроены уже в стилистике «петровского барокко», более близкого к европейским мотивам. Общая вытянутость церкви по вертикали, структура «восьмерик на четверике», некоторая «геометричность» среднего и верхнего ярусов, тройные арочные окна - все это более свойственно новому направлению в церковном зодчестве. В Москве аналогом может служить Меншикова башня близ Чистых прудов. В 1709 году с севера был пристроен придел святого Георгия. Изначально колокольня существовала отдельно, но в конце XVIII века она обветшала и была разобрана, после чего с западной стороны к храму пристроили существующую колокольню, выдержанную в классическом стиле.
Хотела доснять отдельные детали храма, но не удалось. Знала, что церковь с некоторого времени находится на реставрации, но поверила новостям из интернета о том, что работы завершены. Хочется спросить торопыг, бегущих впереди лошади, кому вы своими непроверенными сообщениями делаете хорошо?
На сегодняшний день церковь выглядит так
Баннер на входе сообщает, что реставрация закончится 12 октября 2024 года.
Часовня Воздвижения Честного Креста Господня
Постройка начала XXI века. Возводилась при участии архитектора Н.Б. Оськиной, которая в 1980-е гг. принимала участие в реставрации храма Живоначальной Троицы в усадьбе. Часовня открывается лишь по особым случаям. В ней предусмотрен баптистерий для крещения взрослых людей.
И ещё одна фотография 2011 года усадебного ансамбля от пруда