Продолжаю серию записей о северном модерне Санкт-Петербурга, в декоре которого можно увидеть сов, филинов, а также чумного доктора. В коллекцию добавилось ещё два дома. Да, всего два. Я надеялась на большее, но есть дома, которые не реставрируются, а просто закрыты строительной сеткой, законсервированы и ждут своего часа. Надеюсь, дождутся, и я вместе с ними. Но, к делу.
Большой проспект Петроградской стороны. Прекрасное место, часто здесь бываем, прямо по курсу вдали дом, похожий на крепость, - театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Сколько спектаклей здесь смотрено, пересмотрено! А кто всерьёз интересуется театром и смотрит по телевизору передачу «Театральная гостиная», знает, что снимается она именно здесь. Если пройти дальше, можно попасть в сквер композитора Андрея Петрова. Обо всех этих местах я уже писала когда-то. Ну, а сегодня нам нужен дом, который находится на правой стороне улицы, ближе всего к нам.
Доходный дом Р.А. Дидерихса
Дом построен в 1912-1914 годах в стиле модерн-неоклассика, по проекту А.Ф. Бубыря и Н.В. Васильева. Владельцем дома был шурин архитектора А.Ф. Бубыря - инженер и фабрикант Р.А. Дидерихс.
Несмотря на родственные связи архитектора А.Ф. Бубыря и заказчика Р.А. Дидерихса, достигнуть взаимопонимания не удалось. Первый вариант фасада, исполненный Бубырем в формах северного модерна, был отвергнут заказчиком, и впоследствии переработан Васильевым уже в формах неоклассики. Фасад по всей длине оформлен семью широкими пилястрами ионического ордера. На каждой из капителей поясная фигура юноши. Навершие эркера в виде утолщенного пояса, перетекающего на стену, зрительно соединяет балюстраду балкона с капителями, завершающими пилоны. В декоре также выделяются гербы в простенках, рельефы на эркерах, массивный карниз с мордами львов и растительным орнаментом.
Рассмотрим всё это богатство ближе. Часть карниза с мордой льва и капитель, завершающая пилон.
Кронштейны, пальметты, розетки; валик с орнаментом в виде цепочки чередующихся овальных и дискообразных элементов: «бус» и «фузаролей» - так называемые «астрагалы с фузаролями и бусами»; декоративные ионики (овы)... Я не смогу перечислить все мелкие детали. Очень интересны, уникальны даже, фигуры юношей, выступающие из растительных орнаментов, украшающих капители.
Барельеф на эркере между четвёртым и пятым этажами.
Две фигурки поддерживают картуш с инициалами владельца дома Роберта Дидерихса «RD»
На том же уровне фасада, между четвёртым и пятым этажами, гербы в простенках с изображением лилий
Видимо, мастерская художника, скульптора
Балконы четвёртого этажа интересно перекликаются с французскими балконами второго этажа
И, наконец, входная группа. Над дверью в слуховом окне была замечена сова, прячущаяся от света в тень.
Стоит приглядеться, так как ночная птица перекликается с другими элементами декора: ажурными воротами въездной арки (по поводу оригинальности ворот, правда, у меня есть сомнения) и скамейкой в нише вестибюля.
Следующее здание - доходный дом Е.П. Михайлова
Большой пятиэтажный жилой дом, построенный в 1913 году гражданским инженером В.Н. Смирновым для купца Е.П. Михайлова.
Фасад дома облицован природным камнем (красный гнейсогранит и серый гранит). На высоте второго-четвертого этажей фасад украшен семью пилястрами. Сверху пилястры заканчиваются поясными полускульптурами атлантов. Скульптурное оформление доходного дома выполнено Рудольфом-Давидом Христофоровичем Рачиным. Статуарная пластика из портланд-цемента является уникальным художественным явлением для начала ХХ века. Также монументальный вид зданию придают рустовка стен, гранитные порталы.
И сами детали крупным планом. В щипцах верхнего этажа можно увидеть сов, тут же скульптурные группы.
Интересен ритм окон, разных по размеру, а также интересна сохранившаяся расстекловка.
Особенно выделяются окна с разорванными фронтонами и помещёнными в них бюстами.
Атланты, словно бы вырастающие из пилястр
Порталы парадных входов оформлены блоками из красного гранита, над ними барельефы на античную тему.
С апреля 1915 по 1927 г. в квартире 50, на четвертом этаже дома, жил художник, академик живописи Б.М. Кустодиев. Здесь им созданы произведения «Красавица», «Стенька Разин», «Купчиха за чаем», циклы «Масленица», «Купчихи», «Русские типы» (23 акварели хранятся в квартире-музее И.И. Бродского). Кстати прототипом для картины «Купчиха за чаем» стала актриса Галина Адеракс, соседка по дому. За 12 лет, прожитых здесь, художник создал около 250 живописных и графических работ, около 150 работ, связанных с книжной графикой. Создал большое количество эскизов для спектаклей.
Последние восемнадцать лет жизни художник тяжело болел. В 1916 году утратил способность самостоятельно передвигаться. Но прикованный к креслу, он выезжал в город на машине, предоставляемой городскими властями, и продолжал много работать в своей квартире-мастерской.
В квартире Кустодиева бывали художники Г.С. Верейский, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин, С.П. Яремич, К.А. Сомов. Также здесь бывали В.Я. Шишков, А.Н. Толстой, читавший отрывки из «Петра Первого». Максимилиан Волошин читал свою поэму о протопопе Аввакуме. Часто бывали пианисты В.М. Богданов-Березовский, В.В. Софроницкий, М.В. Юдина. Посещали Кустодиева юные ученые-физики П.Л. Капица и Н.Н. Семенов. Крепкая дружба связывала Кустодиева с Ф.И. Шаляпиным, который позировал художнику. Кустодиеву позировали и дочери Шаляпина.
Квартира Кустодиева была художественным центром, где проходили собрания художников, отбирались лучшие работы участников выставок, экспонировавшихся за рубежом. На этих собраниях бывали М. Горький, архитектор и скульптор И.С. Золотаревский, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумова-Лебедева, И.И. Бродский, Г.С. Верейский.