Ораниенбаум (нем.Orangenbaum) переводится, как померанцевое (апельсиновое) дерево, изображение дерева с ярко-оранжевыми плодами - элемент герба Ораниенбаума.
История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция «первого» вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.
После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, - и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора.
В конце XVIII века Ораниенбаум становится собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Затем - летней резиденцией его младшего брата Михаила Павловича.
Каждый из новых хозяев вложил свой вклад в развитие дворцово-паркового ансамбля, бережно сохраняя наследие своих предков.
После революции 1917 г. ораниенбаумские дворцы национализируются. В дворцовых постройках располагаются новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции становится Великая Отечественная война, когда Ораниенбаум оказывается в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка», выдержав натиск врага, отстаивают этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству наших солдат, в резиденции сохраняются подлинные дворцы и павильоны, спасаются музейные коллекции.
В наши дни, долгое время пребывавший в забвении, Ораниенбаум начинает возрождаться.
Распахнул свои двери для посетителей Большой (Меншиковский) дворец. На фото южный фасад дворца
Большой Меншиковский дворец - старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени - эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени - утверждения России на берегах освобожденного моря.
Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. В усадьбе гостей ожидало множество «диковинок». Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась «турецкая баня» со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I.
Большой Меншиковский дворец, южный фасад
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским победам петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви.
Фотографии собраны из разных поездок, за разные годы. Храм святого Пантелеймона-Целителя в дождливый день
Храм святого Пантелеймона-Целителя в ясную погоду
За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз. Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах. Стены и купол были расчленены угловыми пилястрами и карнизами. Отделка нижних частей стен имитировала мрамор, в верхнем ярусе и куполе помещались росписи с изображениями ангелов и апостолов. Главным украшением интерьера стал великолепный золочёный и серебрёный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.
Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.
Большой Меншиковский дворец, южный фасад и восточные ворота
Восточные ворота
Большой Меншиковский дворец. Примыкающий к нему Японский павильон изначально назывался «восточный».
Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя - «Японский». По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.
XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, который в свою очередь являлся младшим братом Александра I. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики.
Парк Ораниенбаум. Нижний сад, скульптура «Осень» (с оригинала Д.А. Чибеи, XVIII в.)
Парк Ораниенбаум - ценнейший образец садово-паркового искусства второй половины XVIII-середины XIX века. Он занимает площадь в 162 гектара. До 70-х годов XVIII века главным художественным приемом в организации парка была регулярная композиция, которая позже сменилась пейзажной. Парк состоит из нескольких исторически сложившихся частей, каждая из которых сформировалась в определенные периоды создания дворцово-паркового комплекса.
Нижний сад, скульптура «Зима», копия с оригинала Джованни Антонио Чибеи XVIII века
Нижний парк украшали скульптуры, из которых 39 были выполнены из дерева и покрашены краской под мрамор и четыре - из свинца, покрытые позолотой. Среди деревьев были подстриженные вязы, липы и клены, ели и можжевельник, а также плодово-ягодные - яблони и вишни. В оранжереях выращивали южные растения, в том числе овощные и фруктовые культуры.
Позже, в 1750-х годах сад был перепланирован по проекту Бартоломео Растрелли. Во второй половине XVIII века обустройство территории вел Антонио Ринальди, внесший в стиль сада черты рококо и раннего классицизма.
Нижний сад, скульптура «Лето» (с оригинала Д.А. Чибеи)
Четыре оригинальные статуи, составляющие цикл «Времена года» - работы итальянского скульптора Дж. А. Чибеи приобрел русский консул в Венеции маркиз П. Маруцци в 1767 году и доставил в Россию. Первоначально скульптуры стояли на балконе Михайловского замка, затем были перенесены в Таврический дворец. В середине XIX столетия статуи передали в Эрмитаж, где они находятся по сей день. В 2011 году, после реставрации Ораниенбаумской резиденции, петергофские копии статуй были установлены в южной части Нижнего сада на пьедесталы из серого гранита.
Нижний сад, скульптура «Лето» (с оригинала пер. пол. XVIII в. неизвестного Итальянского скульптора)
Мраморные скульптуры «Весна» и «Лето» первой половины XVIII в. работы неизвестного итальянского мастера были установлены у центральной аллеи Нижнего сада предположительно в 1750-х гг. В 1926 г. перемещены в Петергоф. В 2014 г. изготовили копии скульптур из искусственного мрамора, которые установили на исторических местах на центральной аллее Нижнего сада Ораниенбаума.
Картинный дом
В 1754-1761 годах это небольшое здание служило вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания XVIII века.
Для посетителей открыты пять залов постоянной экспозиции музея: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека и два помещения Кунсткамеры.
В восточном крыле Картинного дома располагался Оперный зал - первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Фёдоровичем в Ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755 по 1758 год. Для устройства Оперного зала в Картинном доме были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени: машинист Карло Джибелли, художники-перспективисты и декораторы Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. На протяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы-сериа (итал. opera seria - серьёзная опера), комедии и кантаты.
Построен Картинный дом в середине XVIII века. Проект мастерской архитектора Ф.Б. Растрелли.