Моё детство прошло в коммунальной квартире по адресу Каляевская улица дом 34. Не помню, чтобы наш дом имел ещё какие-то обозначения, но на современных картах он отмечен, как строение 2, ну и название улицы сменилось. Теперь она Долгоруковская. Сменилось и название района. Теперь он Тверской, а у меня в комсомольском билете написано Свердловский район. Но дом мой стоит, хотя и он не прежний. Последние жильцы из него выселены к середине 80-ых годов. А из квартир с дубовым наборным паркетом, лепниной на потолках, парадной лестницей и чёрным ходом, сделали тоскливые офисы. Дом находится на задворках Пименовской церкви, так что детство моё прошло под звон колоколов. В этой церкви крестили меня и мою сестру, а я в ней крестила сына. Именно об этой церкви, а не обо мне и моём доме будет сегодняшний рассказ.
Церковь Преподобного Пимена в Новых Воротниках в Сущеве (Нововоротниковский пер., 3), таково её официальное название и местонахождение. Кто такие воротники, и зачем им понадобилась церковь? И если есть Воротники Новые, то обязательно должны быть и Старые. Обратимся к топонимам и углубимся немного в историю.
В XVI - XVII веках в Москве было четыре крепостных оборонительных сооружения - Кремль, Китай-город, а также Белый и Земляной город. В крепостных стенах было примерно тридцать проездных башен, ворота в которых усиленно охранялись. Охранные дружины назывались воротниками и жили вместе в отдельных слободах.
По слободе воротников получил своё название Воротниковский переулок, который находился в Земляном городе у Тверской заставы (Старые Воротники). Старопименовский переулок, расположенный поблизости, был назван по церкви во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя преп. Пимена Великого и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». На углу обоих переулков на месте деревянного храма, ведущего историю с 1493 года, стрельцами в 1681 -1682 гг. был выстроен каменный храм (уничтожен в 1932 г.)
Вот так они и жили, жили - не тужили. Службу несли исправно. В 1658 году, в ходе градостроительных работ, по повелению царя Алексея Михайловича, часть городских гарнизонных стражников от Старых Воротников переселили за Новую Слободу для охраны пятого защитного ряда укреплений за Земляным городом, с новым рядом проездных ворот. Новое поселение назвали Новыми Воротниками. Перебравшись на новое место жительства, стрельцы решили построить церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преп. Пимена Великого, перенося таким образом вместе с собой образ чтимой ими святыни.
Первое известное упоминание о новом храме относится к 1663 году, но, по всей вероятности, деревянный храм был построен уже в год переселения стрелецкого гарнизона, т.е. в 1658 году.
В 1696 году на берегу живописного пруда (пруд был засыпан в 1912 г.) вместо сгоревшего деревянного начали строить простой одноапсидный каменный храм с небольшой трапезной и южным приделом.
Церковь преподобного Пимена играла роль градостроительной доминанты местного значения. В 1760-1770-е гг. расширили трапезную, в 1796-1811 гг. пристроили левый северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. С посвящением левого придела связано благочестивое предание, повествующее о том, что во время работ по расширению трапезной слепой ребёнок, сын одного из мастеров, играл во дворе храма с камушками. Один из тех, что подвернулся ему под руку, отличался особой гладкостью и теплотой. Мальчику так понравилась его находка, что он стал гладить тёплым камушком глаза и неожиданно прозрел. Когда отец с товарищами внимательно рассмотрели камень, оказалось, что на поверхности его было резное изображение Владимирской иконы Божией Матери, что послужило знаком того, что именно этому образу Царицы Небесной следует посвятить придел. В 1825 году храм и погост при нём обнесли красивой каменной оградой.
Угол Селезневской улицы и Нововоротниковского (бывшего Пименовского) переулка
Таким переулок сохранился у меня в памяти. По нему и через церковный двор мы каждый день ходили домой. Я вот сейчас думаю, что всё, что нас тогда здесь окружало, учило милосердию и доброте. В глубине переулка, слева, находился детский дом, так что я с пелёнок понимала, что мне очень повезло, ведь у меня есть любящие мама и папа и даже сестра, а у кого-то нет ничего и даже собственного дома. Потом эта церковь, она ни в какие годы не закрывалась, и двери её всегда были открыти для всех. А прямо за нашим домом, со стороны тёмных и грязных подъездов чёрного хода, в канаве с крапивой стоял дом-интернат для подростков, и неподалёку ещё один детский дом для малышей.
Но в детстве редко бывает страшно и грустно, сердце веселит всё, что находит. Весело перезванивались колокола Пименовской церкви; через дорогу по Каляевской улице стояло здание Союзмультфильм, откуда сосед по коммуналке приносил заказы для работы на дому; Щемиловский парк с клубом и кинотеатром; чуть подальше кукольный театр им. С.В. Образцова с развесёлыми часами и прекрасными спектаклями. Это всё родное.
Нововоротниковский переулок в наши дни
Но мы продолжаем говорить о церкви. Характерный для русской православной церкви тип трёхчастного здания кораблём, состоящего из колокольни, трапезной и церкви с алтарной апсидой, начал складываться на рубеже XVI - XVII столетий. В 1881 году было разрешено расширить обветшавший и ставший тесным храм. Руководил работами архитектор Д.А. Гущин. Желая сохранить целостность архитектурно-художественной отделки существующего храма, он украсил кровли пристроек кокошниками, окна - наличниками, характерными для нарышкинского барокко конца XVII - начала XVIII века, а стены - сдвоенными колонками с дыньками. Такой же декор получили фасады трапезной.
В 1892 году было подано новое прошение о расширении церкви по проекту художника-архитектора А.В. Красильникова. Храм приобрёл облик и размеры, сохранившиеся до нашего времени.
Примечательный в церкви приём расширения трапезной путём включения во внутреннее пространство храма объёма колокольни и устройство большой четырёхстолпной трапезной получил широкое распространение в архитектурной практике второй половины XVIII - конца XIX века. Для этого был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам.
Восточные ворота. С востока, за оградой церкви был вечный пустырь. Теперь здесь разбили садик.
Пора зайти внутрь и обомлеть. В 1897 году Ф.О. Шехтель составил проект по благоукрашению интерьера храма. В качестве образца для росписи в некотором сокращении он решил взять ансамбль Киевского собора во имя равноапостольного князя Владимира, украшенного в 1896 году живописью В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, В.А. Котарбинского, П.А. Сведомского.
Росписи в притворе церкви. «Притча о милосердном самарянине»
На противоположной стене «Притча о добром пастыре»
Художниками - исполнителями, работавшими под руководством Ф.О. Шехтеля, были П.А. Баженов (роспись стен, композиции), Смиронов (орнамент), И.А. Орлов (работа по мрамору), Тихонов (бронза), Кузьмичёв (ризы на иконах). Интерьер Пименовской церкви начинает целую эпоху «неорусского» стиля в отечественной храмовой архитектуре, стенописи и иконописи. Он представляет собой один из великолепных образцов синтеза искусств, произведение, где организация пространства, архитектурные элементы, формы и членения, сюжетные росписи, изображения святых, орнаментальный и резной декор, осветительные приборы, киоты, утварь слиты в нерасторжимое в своём единстве гармоничное целое.
Особое внимание привлекает к себе иконостас из сияющего итальянского белого мрамора, декорированный искусной орнаментальной резьбой по мотивам раннехристианской и византийской символики: завивающиеся листы аканта, пальмовые ветви, виноградные лозы - всё направляет мысль к первым векам христианства, породившим великих подвижников благочестия, подобных преподобному Пимену Великому.
Центральный иконостас самой церкви Троицы Живоначальной двухъярусный, боковые его части, служащие иконостасами приделов, - одноярусные, но с повышенной центральной частью. Зрительно он воспринимается как подножие запрестольного образа Богоматери с Младенцем, представляющего, самую первую копию знаменитой композиции Виктора Михайловича Васнецова.
В алтарной части по обычаю представлен собор св. учителей Церкви.
Сразу же скажу, что в храме хранятся уникальные иконы. Часть из них писалась специально под новый иконостас и под новое убранство церкви, но многие иконы были перенесены в Пименовскую церковь из закрывавшихся близлежащих храмов.
Икона Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время). Фото с сайта
http://pimen.moseparh.ru Храмовый образ левого придела «Владимирская икона Божией Матери»(сер. XVIII в.)
Особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Фото с сайта
http://pimen.moseparh.ru Московский храм значительно меньше Киевского собора по размерам, поэтому композиции воссоздавались в нём выборочно. Уменьшенные копии святых размещались по две фигуры на столпе, в отличии от прототипа. Между окнами купола помещены изображения пророков, в их числе - великие Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекииль. Ниже, в простенках между окнами, на столбах (соприкасающихся с землей или с миром «дольним») помещены изображения «святых Божиих человеков», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной.
Здесь можно видеть изображения св. угодников: преподобные Антоний и Феодосий Печерские, св.бл. кн. Борис и Глеб, св. митрополиты Пётр и Алексий, св. муч. кн. Михаил и боярин Феодор Черниговские, преп. Сергий Радонежский и Савва Звенигородский, св.Тихон Задонский и Дмитрий Ростовский).
В художественном альбоме можно найти ч/б фотографии 70-ых годов, которые я с удовольствием показываю. Для меня эти фотографии интересны тем, что я родилась в начале 70-ых, и крестили меня в этой церкви именно в это время. А потом, когда мне читали сказки про Ивана-царевича, да про царя Салтана, или, как жил-был славный царь Дадон, я живо представляла вот этих самых святых в сапожках и богато украшенных костюмах.
В центральном куполе храма (здесь свод центральной травеи трапезной, опирающийся на её четыре столпа) - Спаситель, окружённый Ангелами, херувимами и серафимами, в парусах евангелисты.
Возвращаясь к современным своим фотографиям, хочу показать росписи этой чудесной церкви и какой здесь бывает свет по утрам в определённые часы и определённое время года. Не все росписи могла сфотографировать, так что буду дополнять ч/б фотографиями из альбома.
Под сводами находятся росписи на сюжеты двунадесятых праздников. В левом приделе Владимирской Иконы Божией Матери на западной стене изображен Вход Господень в Иерусалим (копия картины П.А. Сведомского).
Другие настенные изображения этого придела посвящены событиям из жизни Божией Матери. Благовещение
Рождество Богородицы
Введение во храм Богородицы
На той же ч/б фотографии можно увидеть великолепную икону. Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.)
Рождество Христово (по картине М.В. Нестерова)
С правой стороны от придела преп. Пимена Великого, изображено Сошествие Святого Духа.
По количеству фотографий вы легко поймёте, что придел прп. Пимена Великого мне особенно по сердцу.
Преображение Господне (копия картины В.А. Котарбинского)
На аналое икона Похвала Пресвятой Богородице
Сретение Господне (по оригиналу В.М. Васнецова)
Напротив этого изображена сцена Крещения Господня (по картине М. В. Нестерова)
Общий вид. Ближе к нам икона св. Иоанна Предтечи в приделе прп. Пимена
Тихвинская икона Божией Матери
Общий вид. Икона св. муч. Трифон
Икона Иверская (Вратарница, Портаитисса)
На западной стене Воздвижение Креста Господня
Все фотографии с мелкими деталями кликабельны.